В апреле 2001 г. решением ВС деятельность «Хизб-ут-тахрир» была приостановлена на территории Таджикистана, однако, представители этой организации продолжали деятельность на незаконной основе. В 2008 г. Верховный суд Таджикистана признал «Хизб-ут-тахрир» экстремистской организацией. В связи с этим, министерству транспорта и коммуникаций было поручено запретить пользователям Интернет в Таджикистане использовать веб-сайт организации. Решением суда также был запрещен ввоз в Таджикистан аудио- и видеопродукции и литературы, пропагандирующих деятельность «Хизб-ут тахрир».
Уголовное дело в отношении Нуриддина Тураджонзаде
В конце 2008 г. Государственным комитетом национальной безопасности Таджикистана было возбуждено уголовное дело в отношении Нуриддина Тураджонзаде (Эшони Нуриддин), влиятельного духовного лидера и проповедника таджикских мусульман. Уголовное дело было возбуждено на основании трех статей Уголовного кодекса РТ, о которых Н. Тураджонзаде сам сообщил журналистам, но указать их отказался. По данному поводу представитель государственных органов, который захотел остаться анонимным, отметил, что никакого уголовного дела по отношению Тураджонзаде возбуждено не было.
Ранее правоохранительными органами Таджикистана неоднократно изымались аудио- и видеозаписи его проповедей с торговых прилавков, были введены запреты на выступления и проповеди на общественных религиозных мероприятиях, свадьбах, похоронах и т.д.
Тураджонзаде был обвинен в том, что в его пятничных проповедях обнаружены противозаконные призывы и антигосударственная пропаганда, ставящая под угрозу политический и светский строй Таджикистана, а также в том, что его проповеди нарушают общественное спокойствие и могут привести к появлению экстремизма. А его проповеди против пьянства и прелюбодеяния были оценены службами безопасности как противоречащие нормам демократического государства и законам Таджикистана. По словам Тураджонзаде, он призывает в своих проповедях лишь к соблюдению законов шариата и повелений Аллаха. В свою очередь, Тураджонзаде отверг обвинения в своем противостоянии против политики властей Таджикистана. По его мнению, органы госбезопасности Таджикистана возбудили уголовное дело против него на основании заключения (4/1738 от 04-07-2007) бывшего специалиста комитета по делам религии правительства страны.
Бывший сотрудник Комитета по делам религий при правительстве Таджикистана, участвовавший в работе комиссии по заключению специалистов по проповедям Эшони Нуриддина, отметил, что в Таджикистане трибуна религии нередко используется некоторыми религиозными деятелями в своих интересах и в нынешней ситуации
религиозные заповеди не совместимы с политическими и государственными
законами.
Представитель Партии исламского возрождения Мухаммадшариф Химматзода считает, что деятельность властей по отношению к Н. Тураджонзаде противоречит принципам демократического государства, поскольку в демократическом государстве каждый имеет право свободно выражать свое мнение.
По мнению Амонулло Неъматзода, главного муфтия Таджикистана и главы Совета улемов страны, никто из духовных деятелей в Таджикистане не преследуется из-за законных призывов, а если кто-то выражается некорректно, то должен за это ответить.
Новый законопроект «О свободе совести и религиозных объединениях»
В 2006 г. Комитетом по делам религии был предложен законопроект «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Он был подвергнут критике со стороны международных организаций и НПО, поскольку имел ряд недостатков и недоработок, значительно ограничивал права граждан на свободу вероисповедания.
19 ноября 2008 г. президент Таджикистана Эмомали Рахмон передал на рассмотрение комитетов и комиссий нижней палаты парламента новый проект Закона РТ «О свободе совести и религиозных объединениях». До последнего времени взаимоотношения в сфере вероисповедания на территории республики регулировались законом от 1994 года (с изменениями и дополнениями от 1997,1999 и 2001 г.г.).
В целом, по сравнению с прошлым законопроектом, новый проект во многом отвечает требованиям международных стандартов в области права на свободу вероисповедания. Однако и здесь имеются некоторые моменты, на которые следует обратить внимание. В соответствии с законопроектом только зарегистрированные религиозные объединения имеют право на публичную религиозную агитационную деятельность. Данное ограничение является необоснованным и, в соответствии с ним, незарегистрированные объединения не могут свободно распространять информацию, касающуюся их деятельности.
Религиозное образование, информационная и агитационная деятельность
В соответствии со ст. 5 законопроекта, несовершеннолетние не могут привлекаться к деятельности религиозных объединений, а для осуществления религиозного образования несовершеннолетних необходимо наличие письменного согласия родителей либо лиц их заменяющих, что не противоречит стандартам, поскольку родители имеют преимущественное право в определении религиозного воспитания своих детей.
В отличие от старого законопроекта, новый документ не содержит требования наличия специального образования для осуществления религиозной образовательной деятельности.
Ст. 23 законопроекта запрещает проведение агитационной и информационной деятельности религиозных объединений в дошкольных и школьных государственных заведениях, а также квартирах и домах граждан.
Осуществление контроля
Законопроект предусматривает некоторый контроль со стороны государственных органов над деятельностью религиозных объединений. Так, согласно ст. 11 законопроекта, «имам-хатибы и имамы мечетей утверждаются по согласованию с уполномоченными государственными органами по делам религии», а проведение религиозных праздников в центральных и других соборных мечетях проводятся при согласовании с органом по делам религии. Ст. 17 законопроекта вводит понятие «государственная религиозная проверка», которая проводится со стороны государственных органов с целью определения характерных особенностей вероучения религиозного объединения, правильность сведений о религиозном учении и порядке их культов, а также анализ литературы и религиозных предметов. Порядок проведения государственной религиозной проверки определяется правительством РТ.
Государственная регистрация
В соответствии со ст. 9 законопроекта, учредителями религиозного объединения могут быть только граждане Республики Таджикистан. Это значит, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями религиозных объединений. Однако новый законопроект, в отличие от предыдущего, не требует наличия специального образования для учредителей религиозного объединения.
Законопроект содержит положение, значительно ограничивающее право верующих на регистрацию религиозного объединения. Так, согласно ст. 13 законопроекта, для получения государственной регистрации религиозной организации должна быть предоставлена «справка местного исполнительного органа государственной власти о проживании последователей религиозной организации в границах ее деятельности не меньше последних 10 лет». Это означает наличие территориальной привязки для получения регистрации, а также то, что лица, проживающие на данной территории менее 10 лет, не могут получить государственную регистрацию, а значит, полноценно реализовывать свое право на свободу вероисповедания. Такое положение законопроекта также может ограничивать деятельность религиозных организаций, которые только начинают осуществлять деятельность в Таджикистане.
Перерегистрация
В том случае, если законопроект будет принят, все религиозные объединения должны будут пройти перерегистрацию до 1 июля 2009 г. Те организации, которые не пройдут в срок государственную перерегистрацию, потеряют право юридического лица и их свидетельства о регистрации будут признаны недействительными.
VI. Торговля людьми
В 2008 г. Таджикистан продолжал укреплять сотрудничество с Международной организацией по миграции (МОМ) и общественными организациями в сфере борьбы с торговлей людьми.
В 2008 г. был подписан меморандум о сотрудничестве между правительством Таджикистана и МОМ в сфере противодействия торговле людьми на 2008-2009 годы. Ключевыми параметрами сотрудничества является осуществление мероприятий по налаживанию регионального и международного сотрудничества со странами приёма и транзита жертв торговли людьми. Также предусматривается сотрудничество для развития образовательных программ и программ по здравоохранению, развития законодательства Таджикистана в области пресечения и борьбы с торговлей людьми, обмен информационными данными по различным аспектам торговли людьми и содействие жертвам торговли людьми в репатриации, реабилитации и реинтеграции.
В целях обучения и подготовки квалифицированных кадров органов прокуратуры, внутренних дел, судов и других специалистов в области юриспруденции в сфере борьбы с торговлей людьми в январе 2008 г. при юридическом факультете Таджикского национального университета был открыт Национальный учебно-тренинговый центр по подготовке кадров в сфере противодействия торговле людьми.
Торговля женщинами и детьми
В Таджикистане чаще всего трафику подвергаются женщины и дети. Согласно данным прокуратуры Согдийской области, женщин вывозят из Худжанда с целью сексуальной эксплуатации. По сообщениям, их доставляют из Худжанда в Душанбе, Ош, Чимкент, Ташкент или Москву и далее в Тегеран, Дубай[7].