Смекни!
smekni.com

Благодарим Национальный фонд в Поддержку демократии (ned) за финансовую поддержку данной публикации (стр. 17 из 22)

  • отсутствие единого министерского органа (кроме Комиссии по правам ребенка), несущего полную ответственность за разработку политики и предоставление услуг детям, нуждающимся в особых мерах защиты;
  • разрозненность (фрагментарность) учебно-воспитательных учреждений, явившихся следствием медленного продвижения процесса де-институализации;
  • разрозненность уровня ответственности на местах: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, отделы по правам ребенка пока только в 9-ти районах, отделы и отделения социальной помощи на дому и т.д.;
  • нехватка средств и незаинтересованность финансирования исполнительных органов местных властей для объединения инновационных проектов по защите ребенка непосредственно в практике существующей системы;
  • мало общественных организаций, поддерживающих правительство в реализации услуг, направленных на поддержку семьи, и альтернатив для институонализации по причине недостаточного сотрудничества и финансирования;
  • нехватка квалифицированных социальных работников, потенциал которых может быть использован вузами для проведения лекций и последующего становления профессии социального работника для сектора социальной защиты.

По данным ЮНИСЕФ, Таджикистан занимает 57-е место по уровню детской смертности[20]. Свыше 2,2 тыс. случаев смерти новорожденных и детей до 1 года было зарегистрировано в Таджикистане за 9 месяцев 2008 г. За этот же период 2007 г. было зарегистрировано 1 тыс. 969 случаев смерти новорожденных. Число смертей среди детей в возрасте от 1 до 5 лет в 2008 г. составило 647, в 2007 г. - 577 фактов. Представители медицины на местах зачастую предоставляют заниженные цифры детской смертности, боясь потерять рабочее место. Кроме этого, многие женщины рожают детей дома и малыши остаются незарегистрированными, вследствие чего вести статистику становится сложно.

По данным Государственного статистического комитета Таджикистана, более 40% новорожденных детей не регистрируются в органах ЗАГС в установленные сроки. В Семейном кодексе РТ установлены сроки: для регистрации родившихся - в течение первого месяца жизни, для умерших - в течение трёх дней. Однако эти сроки гражданами Таджикистана часто не соблюдаются, что, в свою очередь, приводит к проблемам с официальной статистикой. Только примерно 55% новорождённых детей родители регистрируют в ЗАГС в установленные сроки. Ещё примерно 20% детей регистрируют в течение первого года жизни. Примерно 20-25% детей (около 55 тыс.) родители регистрируют в более поздние сроки. Одной из причин такой регистрации детей является несвоевременная регистрация браков в органах ЗАГС, так называемые «отложенные браки», которые регистрируются после обряда никох, когда у семьи порой рождается второй и даже третий ребёнок или не регистрируются совсем (в случае, когда брак заключается со второй женой).

Практика использования детского труда

Ввиду низкого экономического положения и низкого уровня жизни населения в Таджикистане возросло число работающих и бродяжничающих детей. Статистика о количестве трудящихся детей, к сожалению, в стране не ведется. По словам некоторых предпринимателей, многие предпочитают брать на работу несовершеннолетних, так как это очень выгодно. Дети, как правило, не требуют соблюдения своих прав и не просят им больше заплатить, а в случае возникновения проблем их можно «припугнуть».
Только за один день в результате рейда, проведенного правоохранительными органами в г. Кулябе Хатлонской области, было выявлено около 60 детей в возрасте до 12 лет, подрабатывающих на рынках. Многие родители утверждают, что их дети своим заработком кормят семьи. По данным ОВД г. Куляба, только за 8 месяцев 2008 г. было возбуждено 4 уголовных дела в отношении родителей, не пускавших своих детей в школу, которые в учебное время были замечены на рынках и в других местах.

Следует отметить также и проблему привлечения детей на сельскохозяйственных работах. В 2008 г. министерство образования Таджикистана обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой пресечь существующую практику привлечения школьников к сельскохозяйственным работам. Председатель Хатлонской области Гайбулло Авзалов также выразил свое недовольство по поводу привлечения школьников к полевым работам. Несмотря на это, по данным некоторых НПО, в 2008 г. детей старше 11 лет все же привлекали на сбор хлопка в Хатлонской области, однако, никакой реакции со стороны официальных властей Таджикистана на данное нарушение законодательства не последовало.

Дети с ограниченными возможностями

Комитет ООН по правам ребенка в своих замечаниях общего порядка[21] настоятельно призывает государства сделать предоставление особой заботы и помощи детям-инвалидам высокоприоритетным вопросом и в максимальных рамках имеющихся ресурсов финансировать меры по ликвидации дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями и по их максимальной интеграции в общество. Забота и помощь направлены на обеспечение того, чтобы дети-инвалиды имели эффективный доступ к образованию, профессиональной подготовке, медицинскому обслуживанию, реабилитационным услугам, подготовке к трудовой деятельности и рекреационным центрам и могли пользоваться ими.

Число детей с ограниченными возможностями в Таджикистане варьируется от 11 тыс. (по данным министерства здравоохранения) до 19 тыс. (по данным министерства труда и социальной защиты населения). Основные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями, связаны с доступом к образованию. Нет физического доступа в здания учреждений, транспорт и т.д., что делает детей изолированными от общества. Дети не могут самостоятельно выходить, поскольку нет специальных приспособлений - пандусов, подъемников и инвалидных колясок. Международные и общественные организации помогают детям, предоставляя им инвалидные коляски, однако, такая помощь не является достаточной и всех детей, нуждающихся в инвалидных колясках, обеспечить невозможно.

Можно отметить невысокую заинтересованность и самих родителей детей с ограниченными возможностями в получении образования на дому. Образование на дому, в свою очередь, не отвечает принятым стандартам образования и не подлежит сравнению с образованием, которое предоставляется в учреждениях.

В частности, в Горно-Бадахшанской автономной области образование на дому практически не предоставляется, а в области вообще отсутствуют специализированные учреждения, школы и классы для детей с ограниченными возможностями, за исключением дневного центра для детей при общественной организации «Нур».

В реализации прав детей с ограниченными возможностями Таджикистан испытывает трудности как экономического, так и организационно-структурного характера. Можно отметить такие трудности как:

  • низкая материально-техническая база учреждений, оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями;
  • скудное финансирование коррекционно-реабилитационных услуг и адресной социальной помощи;
  • острая нехватка квалифицированных кадров;
  • отсутствие межведомственной координации деятельности по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями;
  • отсутствие альтернативной помощи, особенно на уровне общин.

Следует отметить такой положительный факт как начало строительства в городе Кулябе Хатлонской области Центра реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями. Центр строится общественным объединением «Заршодабону» при поддержке Европейского Союза. При этом центре будет функционировать республиканский центр по работе с детьми, которые будут находиться под постоянным контролем и наблюдением невропатолога, окулиста и социальных работников.

Дети, лишенные семейного окружения

В соответствии с международными стандартами приоритетом общества является семейное воспитание ребенка. Однако в Таджикистане приоритетом является институционализация детей, поскольку экономическое состояние населения не позволяет самим родителям обеспечивать ребенка. Как показывает статистика, в 95 учреждениях страны содержатся 9 тыс. 341 детей. На функционирование таких учреждений выделяется достаточно небольшая сумма, от 70 дирамов ($0,20) до 6 сомони ($1,45) в день на каждого ребенка. Условия содержания, к сожалению, не отвечают принятым стандартам по обеспечению нормального развития ребенка.

Государство продолжает усилия по возведению новых учреждений для детей, лишенных семейного окружения. В частности, в 2008 г. в Горно-Матчинском районе Согдийской области была построена и сдана в эксплуатацию первая школа-интернат. В школе-интернате обучением охвачены 40 детей из малоимущих семей, дети-сироты и одаренные дети данного поселка.

В течение последних нескольких лет в Таджикистане реализуется программа под названием «Право ребенка жить в семье», которая выполняется пока только в Согдийской области. В рамках программы детей, содержащихся в интернатах севера Таджикистана, но у которых есть родители, возвращают в семьи. С родителями таких детей идет работа по возвращению их в семейное окружение. У кого родителей нет, ведутся поиски возможностей по передаче детей на воспитание ближайшим родственникам.

Ювенальная юстиция

Как показывает практика, в Таджикистане правосудие в отношении несовершеннолетних не отвечает нормам международного права, регулирующего вопросы ювенальной юстиции. В частности, на рассмотрениях дел несовершеннолетних в конфликте с законом зачастую не участвует защитник, несмотря на то, что ребенка могут отправить на длительный срок в государственное закрытое учреждение. При определении решения по делу ребенка, его мнением не интересуются, и зачастую ребенок не знает, какое решение было принято в его отношении.