Ранее, 2 февраля 2008 г., на востоке страны был убит командир ОМОНа МВД Таджикистана Олег Захарченко. Трагический инцидент произошел в поселке Гарм, расположенном в 220 километрах восточнее Душанбе, куда он и часть его отряда прибыли для подготовки к проведению отчетного совещания по линии МВД. Правоохранительные органы потом не раз заявляли, что к преступлению причастны подчиненные лица начальника регионального управления по борьбе с организованной преступностью по Раштской группе районов Мирзохуджа Ахмадов, который ранее был интегрирован в органы внутренних дел из числа Объединенной таджикской оппозиции. По одной из версий, бывший полевой командир, посчитав, что бойцы ОМОНа приехали задержать его, открыл по ним огонь из автомата. Полковник Захарченко был убит на месте, четверо членов его отряда были тяжело ранены и госпитализированы.
1.1 Политические партии
На 2008 г. в Таджикистане действовало 8 политических партий: Народная Демократическая партия Таджикистана (НДПТ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ), Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ), Социалистическая партия Таджикистана, Партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Коммунистическая партия Таджикистана (КПТ), Аграрная партия Таджикистан (АПТ) и Партия экономического развития Таджикистана (ПЭРТ).
За этот период министерством юстиции РТ новой политической партии зарегистрировано не было.
Наибольшую активность в течение года показали СДПТ, ПИВТ, ДПТ и НДПТ, представившие свою собственную позицию по различным вопросам общественной жизни. 2008 год ознаменовался для ДПТ рядом судебных разбирательств, как между двумя новыми лидерами партии, так и между официально признанным властями лидером ДПТ Масудом Собировым и заместителем ДПТ (крыло Махмадрузи Искандарова) Рахматулло Валиевым.
Партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) приняла свой стратегический документ по дальнейшему развитию партии.
Социал-демократическая партия неоднократно отмечала давления и преследования в отношении членов партии со стороны государственных чиновников и сотрудников силовых структур.
Народная Демократическая партия Таджикистана (НДПТ)
НДПТ, председателем которой является президент РТ Эмомали Рахмон, является лидирующей партией в республике и занимает большинство мест в парламенте. Партия одержала победу на всех довыборах в нижнюю палату таджикского парламента в 2008 г., что, в свою очередь, вызвало сомнение в легитимности выборов у представителей других партий страны.
Первый заместитель данной партии Давлатали Давлатзода сообщил, что на сегодняшний день под руководством лидера партии проводится реформа деятельности НДПТ. «Реформа охватывает реорганизацию деятельности наших партийных организаций, с тем, чтобы каждая партийная ячейка автономно действовала, самостоятельно принимала решения и самостоятельно проводила любые политические мероприятия», - сказал он.
Он также отметил, что в сентябре 2008 г. НДПТ открыла свои общественные приемные с целью изучения общественно-политической ситуации в каждом из районов страны, а также для своевременного рассмотрения жалоб и обращений жителей.
В общественных приемных будут дежурить депутаты местного маджлиса, а также депутаты нижней палаты от НДПТ, избранные по данному округу. В случае поступлений жалоб и заявлений, их будут направлять для рассмотрения в местные государственные и общественные органы. Ежемесячно в ЦИК НДПТ будут обобщать результаты рассмотрения жалоб и заявлений граждан и принятых по ним решений. О результатах деятельности ОП будут регулярно оповещать печатные органы НДПТ: газета «Минбари халк» и электронная газета «Tribun.tj».
Как сообщил Д. Давлатзода, на декабрь 2008 г. обобщенных данных по результатам обращений граждан нет, так как приемные начали свою работу совсем недавно.
Говоря о ситуации со свободой слова в стране, Д. Давлатзода подчеркнул, что в Таджикистане есть свобода слова, и каждый может свободно выражать свое мнение. В то же время он отметил, что каждый человек должен выражать свое мнение по тому или иному вопросу в рамках закона, не оскорбляя честь и достоинство, национальные и религиозные чувства другого человека.
Демократическая партия Таджикистана
Демократическая партия Таджикистана (крыло Искандарова) продолжает отстаивать свои права в борьбе за участие в политической жизни страны. 16 мая 2008 г. суд столичного района И. Сомони опечатал офис Демпартии на основе искового заявления Масуда Собирова, которого Минюст РТ признал законным председателем партии. Данные действия основаны на решении суда района Шохмансур о передаче собственности Демпартии новому руководству во главе с М. Собировым.
В октябре 2008 г. заместитель «искандаровского» крыла ДПТ Рахматулло Валиев направил в Комитет ООН по правам человека индивидуальное сообщение, в котором говорилось о нарушении ряда его прав и свобод со стороны властей Таджикистана. В своей жалобе, в частности, Валиев отмечает, что ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) признаёт и защищает право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным и допускаться к государственной службе. Статья 25 касается права отдельных лиц принимать участие в процессах, относящихся к ведению государственных дел. Согласно первому Факультативному протоколу, эти права, рассматриваемые в качестве прав личности, могут служить основой для подачи сообщений.[1] «Однако со стороны государства не были приняты соответствующие меры, способствующие реализации мною прав и возможностей принимать участие в ведении государственных дел и быть избранным», - отмечается в жалобе Валиева.
Часть 1 ст. 14 МПГПП закрепляет, что «…каждый имеет право при… определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…». «Однако рассмотрение нашего дела в гражданском судопроизводстве нельзя назвать справедливым, независимым и беспристрастным по нескольким причинам», - подчеркивает Валиев в своей жалобе.
В данном документе, в частности, отмечается, что «в ходе судебного разбирательства судья вел себя безразлично к происходящему, не принимал во внимание доказательства, предоставленные истцами». Истцы предоставили суду в качестве доказательства видеокассету с записью чрезвычайного съезда ДПТ, однако, суд отказал в просмотре данной видеосъёмки, ничем не обосновав свое решение. При этом суд не вынес письменного определения, хотя ГПК РТ предусматривает выносить определение.
Следует отметить, что это уже вторая индивидуальная жалоба в Комитет ООН по правам человека от ДПТ (крыло Искандарова). Первая жалоба была направлена в Комитет в 2006 г., в которой представители партии жаловались на незаконное задержание председателя их партии Махмадрузи Искандарова, несправедливое судебное разбирательство, пытки и т.д. На декабрь 2008 г. ответа о принятии к рассмотрению данной жалобы автору жалобы не поступало.
Таджикистан признал причастность российских властей к похищению оппозиционера М.Искандарова
В деле Махмадрузи Искандарова все еще не поставлена точка. Власти Таджикистана признали причастность российских властей к похищению лидера таджикских демократов, бывшего руководителя государственного унитарного предприятия «Таджикгаз» М. Искандарова. В ответе таджикского МИДа на ноту Управления Верховного комиссара ООН по правам человека говорится: «Обвиняемый М. Искандаров был официально выдан таджикской стороне правоохранительными органами Российской Федерации, и 17 апреля 2005 г. был водворен в следственный изолятор министерства безопасности Республики Таджикистан». По словам российского адвоката М.Искандарова Анны Ставицкой, этот документ датирован 24 ноября 2005 г., но до защиты он дошел намного позднее. Она вместе со вторым адвокатом Кариной Москаленко представляют интересы Искандарова в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). На данный момент в ЕСПЧ наступила стадия коммуникации, и суд направил вопросы правительству РТ, которое должно на них ответить.
Социал-демократическая партия Таджикистана
25 августа 2008 г. на пресс-конференции председатель Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматулло Зойиров заявил, что правительство и местные органы власти страны не готовы к конструктивному сотрудничеству. Такие выводы лидер социал-демократов сделал, анализируя отношение официальных властей к СДПТ, хотя «партия заявила об изменениях в своей тактике и стратегии деятельности и переходе на полное конструктивное сотрудничество с правительством». По словам Зойирова, с целью недопущения нарушения общественного порядка, любых провокаций и кровопролития, в июне 2008 г. СДПТ возглавила митинг в Хороге, организованный не по её инициативе, благодаря чему был «погашен» острый очаг напряженности и обращено внимание правительства на насущные проблемы региональной политики. Р. Зойиров отметил, что практический опыт и тенденции развития процессов в апреле-августе 2008 г. в стране, отношение к партии правительства и местных органов власти, а также Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) говорят о проявлении нового витка преследований и ограничений в отношении СДПТ, её членов и проводимых мероприятий (особенно в ГБАО).