Смекни!
smekni.com

Благодарим Национальный фонд в Поддержку демократии (ned) за финансовую поддержку данной публикации (стр. 5 из 22)

Проблему пыток признают и представители правоохранительных органов страны. Бюро ОБСЕ в Душанбе организовало в конце ноября 2008 г. семинар для представителей кризисных центров НПО, на котором начальник следственного управления МВД Таджикистана Тохир Норматов, отвечая на вопросы участников о применении пыток сотрудниками милиции в отношении задержанных в ходе следствия, подтвердил, что факты пыток существуют, и они не изжиты. «Есть, к сожалению, у нас такие сотрудники, которые не мозгами, а палкой хотят раскрыть преступления, добыть себе очередное повышение. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше, поскольку над этой проблемой работает управление внутренней безопасности. В результате такие сотрудники у нас долго не задерживаются: ежегодно около 30 милиционеров садится на скамью подсудимых за подобные преступления, и лишаются права работать в правоохранительных органах», - заявил Т. Норматов. Одновременно он сообщил о предстоящем создании в системе МВД управления профилактической службы, которое будет контролировать работу милиционеров и взаимодействовать с НПО, лидерами махаллей (дворовых общественных комитетов) и общественными советами.

III. Право на справедливое судебное разбирательство

Судебная система

Судебная власть в любом демократическом государстве занимает особенное место, ибо без существования независимых и беспристрастных судов не может быть демократического общества. Суды исполняют очень важную функцию контроля над исполнительной и законодательной властями, являясь основным институтом, в котором человек может защитить свои права. Однако все большее количество специалистов юриспруденции и рядовых граждан с большим сожалением отмечают, что судебная власть в Таджикистане достаточно слабо противостоит бесчисленным нарушениям прав граждан, преступности и повсеместному распространению правового нигилизма, что она не является независимой и не способна самостоятельно принимать те или иные решения.

Представители правозащитных организаций Таджикистана также отмечают, что все еще отсутствует полная и достоверная информация о масштабах таких нарушений, отсутствует статистическая информация о количестве лиц, привлеченных к ответственности за нарушения прав человека в ходе предварительного следствия и суда.

Предварительные результаты мониторинга судебных процессов с августа по ноябрь 2008 г., проведенного Общественной организацией «Центр по правам человека», свидетельствуют о том, что доступ к судам достаточно затруднен для общественности. Члены мониторинговой группы в городах Душанбе и Вахдат, а также Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) сталкивались с трудностями при получении информации о судебных заседаниях. В канцеляриях судов получить информацию было невозможно. Одни работники судов отказывали в предоставлении информации, ссылаясь на запрет со стороны администрации суда. Другие подчеркивали, что предоставление информации не входит в круг их обязанностей или обосновывали отказ тем, что судьи сами назначают день проведения судебных заседаний и точную информацию можно получить только у них.

Следует отметить, что с проблемой доступа к информации в судебных органах страны сталкиваются и представители СМИ. Как отмечают сами журналисты, невозможно получить какую-либо информацию в районных судах города Душанбе. Большинство судей, отказывая предоставить информацию, рекомендуют журналистам получить разрешение в Совете юстиции РТ и только при наличии такого разрешения судьи обещают предоставить ту или иную информацию.

На недостатки в судебной системе страны указал и председатель Совета юстиции РТ Ш.Шохиен в ходе пресс-конференции, состоявшейся 29 октября 2008 г. в Душанбе. Среди недостатков он назвал, прежде всего, нарушение установленных законом сроков при рассмотрении того или иного дела, несоблюдение норм законов при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических дел в судах республики и отсутствие единой практики назначения наказаний. Ш.Шохиен также отметил, что большое внимание в работе Совета юстиции уделяется проблеме подбора и расстановки кадров.

По его данным, за девять месяцев 2008 г. двое судьей были привлечены к уголовной ответственности за незаконные деяния. Один судья из Кубодиенского района был осужден за коррупционное преступление. Судья Джиликульского района – за мошенничество. Пять судей были освобождены от своих должностей по собственному желанию, один судья – в связи с уходом в отставку, пять судей – в связи с переходом на другую работу.

23 июня 2007 г. президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал указ «О программе судебно-правовой реформы в РТ». Основной целью программы является укрепление судебной власти и судебной системы, повышение роли суда в защите прав, свобод и законных интересов граждан, государства, организаций и учреждений, усиление требований в отношении судебных кадров, повышение их знаний, опыта и ответственности.

Программой предусматривалось принятие в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса (УПК), Гражданского процессуального кодекса (ГПК), Кодекса «Об экономическом судопроизводстве» и Административного кодекса. Программа предусматривала также разработку и представление проекта Конституционного закона РТ «О внесении изменений и дополнений в Конституционные законы РТ «О судах РТ» и «О Конституционном суде РТ»; представление проектов законов РТ «О третейских судах» и «Об исполнительном производстве»; разработка и представление материалов, связанных с переводом системы исполнительного производства от Высшего экономического суда и Совета юстиции РТ министерству юстиции РТ; создание судебных коллегий по административным и семейным делам.

Следует отметить, что в 2008 г. наблюдались последовательные шаги правительства по укреплению законодательной базы для доступа граждан страны к правосудию.

В течение года были приняты новый Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) и Кодекс «Об экономическом судопроизводстве». Председатель Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров воспринял принятие нового Гражданско-процессуального кодекса как «положительный момент, поскольку сроки обращения в суд для граждан увеличились, также введено право на обжалование с момента решения суда». «К возможным недостаткам можно отнести право судей заочного рассмотрения дел, поскольку в определенных ситуациях это дает судьям возможность злоупотребления», - сказал Р. Зойиров.

27 февраля 2008 г. был принят Закон РТ «Об уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан». Закон определяет порядок его назначения и освобождения от должности, полномочия и формы деятельности данного органа для защиты и продвижения прав человека в Таджикистане.

В Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Республики Таджикистан было внесено дополнение в ст. 62: «Доказательства, добытые в процессе дознания и предварительного следствия путем принуждения, угрозы, пытки, жестокостью или другими незаконными методами, считаются не действительными». Данное нововведение в процессуальное законодательство является важной гарантией свободы от пыток.

В 2008 г. был принят новый закон «О третейских судах», в соответствии с которым будет узаконен новый, частный институт третейских судов в Таджикистане. Напомним, что создание института третейского суда и подготовка общественного мнения готовились последние пять лет государственными, международными и неправительственными организациями. Посредством третейских судов можно будет разрешать спорные вопросы, в основном хозяйственного характера, между частными лицами и организациями, например, урегулирование споров между участниками процесса производства и реализации хлопка, без обращения в государственные суды, и без того перегруженные множеством дел, ожидающих рассмотрения.

Внесены также поправки в Закон «О конституционном суде», в соответствии с которыми расширяется круг лиц и субъектов, имеющих право обращения в эту инстанцию. Согласно им, физические и юридические лица смогут обращаться в КС с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод, связанных с примененным или подлежащим применению законом, другим правовым актам.

Ранее, в 2002 г., был установлен ограниченный круг лиц и субъектов, имеющих право обращения в КС, в связи с чем, в 2007 г. Конституционным судом было рассмотрено всего два дела. Но с принятием этой поправки работа Конституционного суда активизируется, что значительно расширит возможности граждан Таджикистана и юридических лиц в защите своих прав.

В декабре верхней палатой таджикского парламента были внесены изменения в Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан». В соответствии с ними, Верховный суд Республики Таджикистан получил расширенные возможности по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции. Отныне, в случае аннулирования двух или более судебных решений в каком-либо суде, ВС получил право забирать эти гражданские дела с ведения судов республики в своё судопроизводство и рассматривать в качестве суда первой инстанции.

«Программой о судебно–правовой реформе в РТ» предусматривалось принятие в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса (УПК), который на декабрь 2008 г. так и не был принят. На конференции «Таджикистан и 60-я годовщина Всеобщей декларации прав человека», посвященной Международному дню прав человека и прошедшей в Душанбе 10 декабря 2008 г., министр юстиции РТ Бахтиер Худоеров сообщил, что в Уголовно-процессуальный кодекс, разрабатываемый в настоящее время рабочей группой, вносятся все требования международных документов, которые связаны с уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов.

Он добавил, что конституционные требования о принципах состязательности и равенства сторон нуждаются в конкретных механизмах их реализации, которые должны быть разработаны в УПК.