9 августа 2008 г. в Душанбе по итогам работы круглого стола на тему «Сотрудничество СМИ и пресс-служб: достижения и перспективы» был подписан Меморандум о взаимопонимании между сотрудниками пресс-служб государственных органов и СМИ Таджикистана. В документе, в частности, рекомендуется законодательному органу страны усовершенствовать правовые основы доступа к информации с учетом особенностей деятельности СМИ. Вместе с тем, высказано пожелание правительству РТ поддержать создание и развитие пресс-центров во всех государственных структурах страны.
Между тем, руководители отдельных министерств и ведомств Таджикистана дали указания своим пресс-службам не вступать в контакт со СМИ и не предоставлять информацию журналистам без разрешения первых лиц. Журналистам же предписано направлять им свои вопросы заблаговременно и в письменном виде. Для проверки данного обстоятельства корреспондент радио «Свободы» Зулфикори Исмоилиён 20 августа 2008 г. позвонил пресс-секретарю министерства экономического развития и торговли РТ Гафуру Расулову. Тот указал журналисту обратиться с разъяснением к начальнику управления Бахрулло Баротову. Когда З.Исмоилиён позвонил Б. Баротову и осведомился о правомерности данного указания, чиновник даже не пожелал разговаривать с журналистом и бросил трубку.
Уголовный Кодекс РТ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации. Существуют и другие механизмы защиты права на доступ к информации. К сожалению, журналисты, а также другие граждане не используют эти механизмы.
Ограничение свободы слова
Как считают таджикские журналисты, власти страны продолжают усиливать давление на представителей четвертой власти. В ноябре 2003 г. указом президента Таджикистана была утверждена Концепция государственной информационной безопасности республики. Если в других странах принятие подобного документа происходило при широком обсуждении общественности, в том числе журналистов, то в Таджикистане это было сделано без огласки, и большинство журналистов ничего не знает о содержании этого документа.
Как всякая концепция, она представляет систему официальных взглядов на цели и задачи обеспечения информационной безопасности, и не содержит конкретных мер наказаний или преследования кого-либо, ограничения в получении информации, и тем более, гонения на отдельных, критически мыслящих журналистов. Однако последствия принятия концепции были именно такими.
Вскоре столкнуться с реальным действием концепции журналистам пришлось на практике. В октябре 2006 г. таджикские пользователи Интернета обнаружили, что некоторые популярные сайты - информагентство Фергана.ру, сайт ЦентрАзия (в настоящее время эти сайты открываются) и ряд других открыть невозможно. Впоследствии оказалось, что Агентство по регулированию связи министерства связи разослало провайдерам Таджикистана письмо с указанием о блокировке данных сайтов, ссылаясь при этом на Концепцию информационной безопасности. Сейчас, спустя два года, многие журналисты, работающие на зарубежные СМИ, отмечают полную или частичную блокировку своих почтовых ящиков, невозможность со своего рабочего компьютера открыть определенные сайты.
О реализации Концепции информационной безопасности вновь заговорили на закрытом заседании Совета безопасности, прошедшем в 2008 г. Было принято решение о создании Комитета по информационному противостоянию при президенте Таджикистана, основной задачей которого будет создание положительного имиджа Таджикистана. Комитет будет состоять из семи сотрудников, которым вменено в обязанность реагировать на негативные публикации о Таджикистане, размещая официальные ответы или добиваясь опровержения фактов, порочащих курс правительства. Возникает резонный вопрос: не затронет ли это «реагирование» и таджикских журналистов, и в какие формы оно выльется?
Медиасообщество обсуждает возможность диалога с лицензирующим органом Комитета по телевидению и радиовещанию (КТР)
Журналисты и представители медийных организаций Таджикистана обсуждают не только проблемы, связанные с доступом к официальной информации, но и вопросы, связанные с выдачей лицензий теле- и радиостанциям. Как отметил офицер по СМИ Бюро ОБСЕ в Душанбе Михаэл Унланд, государственная политика РТ в сфере информации не позволяет СМИ выйти из-под контроля правительства, но тем самым оно теряет всяческий контроль. «Я бы сказал, что государственная политика в сфере СМИ находится в состоянии дилеммы, - отметил он. - С одной стороны, есть положительные сдвиги по развитию национальных СМИ, а с другой – имеют место признаки контроля над ними, и в итоге все это является нелогичным». Комментируя отказ в выдаче лицензий телерадиостанциям, секретарь комиссии по лицензированию при Телерадиокомитете Баракатулло Абдулфайзов сообщил, что многие из них не смогли доказать происхождение средств своих уставных фондов. Поэтому возникло сомнение о возможном их финансировании зарубежными организациями, что противоречит действующему законодательству страны.
Между тем, президент Таджикистана Эмомали Рахмон 5 ноября 2008 г. В Душанбе дал старт вещанию нового телевизионного канала «Джахоннамо». В Таджикистане также заработал новый радиоканал, передачи которого будут вещать на волне 106,5 FM. Новый канал станет четвёртым государственным радиоканалом. В настоящее время на территории республики вещают госрадиоканалы - «Точикистон», «Садои Душанбе» и «Овози Точик».
В то же время, в стране не наблюдается тенденция открытия негосударственных телеканалов и радиостанций. Некоторые представители медиа-холдингов и организаций на протяжении многих лет не могут получить лицензию.
Уголовное преследование журналистов за диффамацию
В Таджикистане журналистам продолжают предъявлять обвинения за диффамацию. Многие журналистские организации озабочены тем, что, защищая интересы граждан, общества и государства, журналисты часто становятся объектом преследования за профессиональную деятельность. 9 августа 2008 г. прокуратурой Согдийской области возбуждено уголовное дело по ст. 135 ч.3 (клевета) УК РТ в отношении журналиста Турсунали Алиева. Поводом для этого послужил опубликованный 12 сентября 2007 г. на страницах еженедельной газеты «Тонг» фельетон под заглавием «Хайфи раис шаве…» («Должно быть стыдно председателю…»), автором которого является Т.Алиев. Турсунали Алиев имеет сорокалетний стаж журналистской работы и является членом Союза журналистов Таджикистана.
В фельетоне были разоблачены факты неправомерной деятельности руководителей Джабборрасуловского района Согдийской области. После публикации был снят с должности председатель указанного района Аюб Очилов. В отношении его заместителя Н.Рахматова областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело. Год назад, сразу после публикации, были предприняты попытки привлечения к уголовной ответственности автора фельетона Т.Алиева. Факты, приведенные в фельетоне, были рассмотрены прокуратурой Джабборрасуловского района, однако, в связи с отсутствием состава преступления в действиях журналиста, в возбуждении уголовного дела было отказано.
Однако спустя год после упомянутых событий прокуратура Согдийской области вновь вернулась к этому вопросу, и, посчитав ранее принятое решение необоснованным, возбудило уголовное дело в отношении журналиста Т.Алиева. В ноябре 2008 г. данное уголовное дело было прекращено в связи с примирением сторон согласно ст. 73 УК РТ и ст. 5 прим. 3 УПК РТ.
Учредитель общественно-политической газеты «Нигох» Саймуддин Дустов 5 сентября 2008 г. в зале Союза журналистов Таджикистана провел пресс-конференцию в связи с судебным преследованием еженедельника. С. Дустов отметил, что 5 июня 2008 г. газета опубликовала открытое письмо гражданки столицы Зульфии Алиевой, которая на страницах издания рассказала о мошенничестве со стороны гражданина Сайфулло Лоикова, который был посредником в незаконной продаже квартиры З. Алиевой.
По словам С. Дустова, уже через несколько дней после этого в редакцию «Нигох» пришёл человек, представившийся Сайфулло Лоиковым, и опровергнул указанные в газете факты. Его опровержение было опубликовано в следующем номере еженедельника.
Несмотря на это, С. Лоиков решил обратиться в суд с исковым заявлением в отношении З. Алиевой и еженедельника «Нигох». В своем исковом заявлении, поданном в суд столичного района Сино, он потребовал возместить нанесенный ему моральный ущерб в размере 30 тыс. сомони (около 9 тыс. долларов США). С. Дустов также отметил, что в результате проведенного редакцией газеты расследования по данному вопросу, выяснились новые обстоятельства, доказывающие факты мошенничества в вопросе продажи данной квартиры, которые руководство газеты намерено предоставить суду в качестве доказательств.
Другой факт. Суд города Душанбе отменил решение суда района И. Сомони, в соответствии с которым таджикский журналист, бывший начальник пресс-службы МВД РТ Джалолиддин Садриддинов был признан невиновным и восстановлен в своей должности. Экс-глава пресс-службы правоохранительного ведомства РТ, считающий себя невиновным, сообщил, что «решение столичного суда было принято в рамках кассационной жалобы руководства МВД, в результате чего районный суд И. Сомони теперь должен рассматривать дело повторно». 17 мая 2007 г., после внутренней проверки, проведенной службой безопасности МВД РТ, Д.Садриддинов был уволен с занимаемой должности. Тогда, по данным МВД, в рабочем компьютере начальника пресс-службы министерства были обнаружены порно-файлы. После этого, с обвинением «нанесение урона чести госслужащего», руководство МВД приняло решение об его увольнении. Д.Садриддинов сразу же обратился в суд района И. Сомони с исковым заявлением, где в августе 2007 г. доказал свою невиновность.