Смекни!
smekni.com

Благодарим Национальный фонд в Поддержку демократии (ned) за финансовую поддержку данной публикации (стр. 9 из 22)

Генеральная прокуратура Таджикистана в октябре 2008 г. возбудила уголовное дело в отношении Дододжона Атовуллоева, главного редактора и учредителя газеты «Чароги руз», издающейся за пределами страны.

Уголовное дело в отношении Д. Атовуллоева возбуждено по ст. 307 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан) и 137 (Публичное оскорбление президента Республики Таджикистан и клевета в его адрес). По данным МВД, в настоящее время Атовуллоев объявлен в розыск, и соответствующими структурами принимаются меры по его задержанию.

V. Свобода совести и вероисповедания

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении[3].

Обязанностью Таджикистана как каждого государства-участника Международного Пакта о гражданских и политических правах является уважение вышеуказанных основополагающих свобод. Однако в течение 2008 г. в стране наблюдались некоторые нарушения прав человека на свободу религии. В городе Душанбе была пресечена деятельность незарегистрированных мечетей, а единственная в стране синагога была снесена. Кроме того, нарушались права девушек и женщин на ношение мусульманского головного убора хиджаба.

Снос еврейской синагоги

Решение о сносе синагоги, построенной в конце XIX века, было принято столичной мэрией осенью 2003 г., а в марте 2006 г. приступили к ее сносу. Однако снос был приостановлен после бури возмущения, поднявшейся в еврейской общине и в СМИ. Тем не менее, по решению суда столичного района И. Сомони от 17 апреля, здание синагоги начали сносить и завершили это действо в июне 2008 г. Власти столицы связали свои действия с реконструкцией центра столицы и строительством Дворца наций. По утверждению властей Таджикистана, был выделен новый участок для строительства синагоги. Однако, как отметил глава еврейской общины в РТ Михаил Абдурахманов, нового участка для постройки синагоги выделено не было.

Запрет деятельности «Свидетелей Иеговы»

11 октября 2007 г. Коллегией министерства культуры РТ было принято решение о запрете деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы» на территории страны. Министерство культуры обратилось за экспертной оценкой о деятельности «Свидетелей Иеговы» в Институт философии и права Академии наук, который оценил их как «пагубное вероисповедание». Адвокат христианской организации выразил несогласие с данной оценкой, аргументируя это тем, что Институт не входит в список организаций министерства юстиции, которые могут давать оценки религиозным организациям.

29 сентября 2008 г. суд военного гарнизона города Душанбе подтвердил решение Коллегии министерства культуры о запрете деятельности организации. По словам представителей министерства культуры, такое решение было принято в связи с неоднократными нарушениями таджикского законодательства со стороны «Свидетелей Иеговы».

Судебное решение было вынесено после длительного рассмотрения судами районов Сино и Шохмансур города Душанбе двух жалоб членов «Свидетелей Иеговы» по поводу запрета деятельности и конфискации литературы со стороны таможенных органов и дальнейшей передачи данного дела суду военного гарнизона столицы. По словам адвоката христианской организации, решение передать данное дело в суд военного гарнизона было обосновано тем, что в данное дело было вовлечены представители Госкомитета национальной безопасности.

Христианская организация «Эхё»

В 2007 году коллегия министерства культуры РТ приняла решение приостановить на три месяца деятельность христианской организации «Эхё» в связи с «незначительными нарушениями» в уставе. Организация несколько раз вводила изменения в устав - в апреле, мае и сентябре 2008 г. и встречалась с представителями Управления по делам религии министерства культуры Таджикистана. Каждый раз по различным отговоркам организация не регистрировалась. По словам представителей организации, одним из камней преткновения в уставе организации для министерства культуры является наличие пункта «евангелизационные кампании», т.е. призывы к обращению в христианство. В свою очередь, представители организации считают, что имеют фундаментальное право на то, чтобы делиться своей религией с другими.

Официальные власти отметили, что пока изменения не будут приняты, организация не будет зарегистрирована. Таким образом, организация не может утвердить свой устав и, следовательно, зарегистрировать свою организацию. Представитель министерства культуры Назира Додхудоева отметила Forum 18, что министерство рассматривает перерегистрацию организации и, по ее мнению, «решение должно быть положительным, правда, неизвестно когда».

Христианская организация «Хаёти фаровон»

В 2007 г. была приостановлена деятельность не только христианской организации «Эхё». Аналогичная судьба коснулась другой христианской организации под названием «Хаёти фаровон». Организацию попросили изменить много пунктов в своем уставе, что, в свою очередь, сделает невозможным реализацию предполагаемых направлений деятельности. В частности, одной из целей организации является содействие другим христианским организациям и церквям в обеспечении религиозной литературы. По данным Forum 18, Управление по делам религии министерства культуры не согласно с ввозом и публикацией религиозной литературы, в связи с чем, основатели организации решили окончательно прекратить свою деятельность в стране. Комитет ООН по правам человека в своих замечаниях отметил, что практика и учение, связанные с той или иной религией, включают в себя свободное составление и распространение религиозных текстов[4]. Таким образом, такого рода запреты могут быть признаны как необоснованное ограничение свободы вероисповедания в соответствии с международными стандартами прав человека. Организация не видит смысла в деятельности в Таджикистане, если ей не дают возможности публиковать, продавать и распространять христианские книги, особенно учитывая тот факт, что «Хаети фаровон» является единственной организацией, которая имеет книжный магазин с христианской литературой.

Исковое заявление против Корейской церкви «Грейс сонмин»

29 августа 2008 г. Высший экономический суд Таджикистана удовлетворил исковое заявление столичного управления образования в отношении Корейской церкви «Грейс Сонмин». Судом было решено вернуть здание церкви столичной мэрии и присудить компенсацию Корейской церкви в размере 18 млн.192 тыс.200 таджикских рублов (валюта Таджикистана в 1995-2000 гг.). По данному делу проходили два ответчика – Миссионерская церковь «Грейс Сонмин», а также городское управление Госкомимущества РТ, которое продало недостроенную школу. Суть судебного спора состояла в том, что еще в 1997 г. Корейская церковь «Грейс Сонмин» купила в городе Душанбе здание недостроенной школы. С того момента Управление образования неоднократно обращалось с исковыми заявлениями в разные инстанции, но каждый раз они завершались в пользу ответчиков. В свою очередь, представители церкви выразили несогласие с решением суда, поскольку сумма, затраченная на обустройство здания, значительно превышает сумму присужденной компенсации. По словам представителей «Грейс Сонмин», им предлагают компенсацию в размере около $60-80 тыс., тогда как средства, вложенные в здание, составляют более $500 тыс.

Религиозное движение «Салафия»

В 2008 г. в Таджикистане было замечено новое религиозное движение "Салафия", основную часть последователей которого составляют молодые верующие люди. Во многих странах это движение признано как экстремистское. Хотя в Таджикистане деятельность салафитов не запрещена, так как за членами движения не значится никаких противоправных действий и посягательств на конституционный строй, в то же время их деятельность находится под контролем государства. В июле 2008 г. Генеральный прокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов заявил на пресс-конференции, что в случае установления причастности движения к антиконституционной деятельности, Генеральная прокуратура обратится в Верховный суд с требованием о запрете его деятельности в Таджикистане. По поводу движения высказался также прокурор Согдийской области, который призвал ограничить доступ салафитов в мечети страны.

Запрет посещать образовательные учреждения в хиджабах (женский головной убор мусульман)

Соблюдение и исповедование религии или убеждений могут заключаться не только в осуществление церемоний, но и в следовании таким обычаям, как ношение отличительной одежды или головных уборов[5].

В 2008 г. в Таджикистане широко ущемлялись права школьниц и студенток на ношение хиджабов. Девочек в хиджабах не пускали на занятия, заставляя снять головной убор. Таким образом, помимо ущемления религиозных прав, нарушалось и право на образование. Аналогичная ситуация наблюдалась и в вузах страны. Более того, девушкам, отстраненным таким образом от учебы, в журналах ставили прогулы. Только в сентябре 2008 г. в представительство ПИВТ в Согдийской области поступило 15 обращений со стороны родителей девочек, носящих хиджаб.

Уголовное преследование по религиозным соображениям

Как и в предыдущие годы, в уголовном порядке преследовались сторонники «Хизб-ут-тахрир», Исламского движения Узбекистана и Союза исламского джихада. Задержанные обвинялись, в основном, в распространении экстремисткой литературы, а также в возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды, и в публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя в РТ. По данным международных организаций, судебные разбирательства над предполагаемыми исламистами проходили с грубыми нарушениями норм справедливого судопроизводства[6].