Смекни!
smekni.com

по дисциплине «Политология» на тему «Партийная система современной России и первая российская многопартийность: общее и особенное» (стр. 2 из 2)

Сегодня имидж кандидата стал более важным, чем партийная программа и практическая политика. При этом возросла и роль специалистов, формирующих этот имидж, и роль СМИ, возрастает и значение методов манипулирования общественным мнением.

В скором будущем, предсказывала С.Н. Пшизова, лидер будет оставаться один на один с избирателем, посредниками будут не «организации единомышленников», а имиджмейкеры. Жизнь показала правомерность такого прогноза: нынешние политические лидеры В.В. Путин и Д.А. Медведев не нуждаются в партии для общения с избирателями, с народом.

Итоги последних выборов 2003 и 2007 годов более отчетливо высветили направление эволюции как политического режима, так и партийной системы. По мнению О.В. Гаман-Голутвиной [3] исполнительная власть получила практически полный контроль над парламентом. Главным инструментом достижения электорального успеха стал административный ресурс. Произошло становление фактически однопартийной системы. Получилось почти по В.С. Черномырдину: «Сколько партий в России ни создавай, все равно получается КПСС». В нынешней политической системе страны место КПСС заняла «Единая Россия».

«Единая Россия» лишь с натяжкой может быть названа политической партией, т.к. до сих пор не определилась ни с идеологической идентификацией, ни с партийной программой. Она опирается не на избирателя, а на государственный ресурс, но став «партией власти» отражает интересы не государства, а той группировки, которая в данный момент находится у власти. Именно смена у власти различных конкурирующих кланов предопределила перетекание партийных функционеров «партии власти» из ДВР в НДР, потом в «Единство» и, наконец, в «Единую Россию». Все эти партии, по мнению О.В. Гаман-Голутвиной, являются картельными.

Характеризуя партийную систему, Гаман-Голутвина отмечает, что из возможных альтернативных вариантов: «многопартийность» и «двухпартийность» Россия избрала «полуторапартийную систему» при доминировании «партии власти» [4, с. 25].

«Единая Россия» отличается как от правящих партий Запада, так и от КПСС. Европейские правящие партии — это плод гражданского общества, который накопив силы завоевал власть и удерживает ее. Российская «партия власти» — это часть самой власти, это «лишь исполнитель властного заказа, она выполняет не функцию артикуляции интересов электората, а функцию представительства власти».

Русская власть всегда была тайной властью, а сейчас она приспосабливается к публичной власти. «Партия власти» — публичный инструмент «непубличной» Русской власти [5, с. 87].

К наиболее ярким проявлениям своеобразия партийной системы России политологи относят также и то, что во главе «партии власти» с 2008 года встал беспартийный лидер В.В. Путин, переместившийся с должности президента в кресло главы правительства страны.

Таким образом, в России вместо становления многопартийной демократии наблюдается процесс смены одного однопартийного типа авторитаризма на другой. И вопрос только в том, как долго новый режим будет маскироваться под демократию, как скоро он станет откровенно авторитарным. Политологи Л.Е. Бляхер и Т.Л. Огурцов совсем недавно отмечали, что «легитимность режима пока базируется только на харизме В. Путина и растущих ценах на нефть и газ» и не исключают, что в менее благоприятной ситуации «он будет вынужден всё более стремительно эволюционировать в сторону откровенной диктатуры» [6, с. 66].

Эти прогнозы политологов оправдались в условиях мирового экономического кризиса. Последние инициативы президента подтвердили предположения о том, что пока лидеры страны В.В. Путин и Д.А. Медведев сохраняют высокую популярность, они неизбежно будут способствовать перенастройке политических институтов в интересах центральной власти [7]. Уже на первом году президентства Д.А. Медведева «Единая Россия» поддержала его предложение об удлинении сроков полномочий президента с четырёх до шести и парламента с четырёх до шести лет и провела через Государственную Думу соответствующую поправку к Конституции. А в марте 2009 года Государственная Дума утвердила в первом чтении президентский законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Хотя новые поправки в закон смягчают формальные требования к политическим партиям и будут способствовать увеличению количества партий, представленных в органах власти, но выиграют от них в первую очередь праволиберальные силы.


Вывод

Таким образом, я не увидел существенного развития в многопартийности России по сравнению с ее начальными этапами. В наше время, как и в начале 90х, по сути присутствует одна «партия власти», имеющая абсолютное большинство голосов и не позволяющая остальным партиям каким-либо образом поправить ситуацию.

В наше время ей гораздо проще управлять мнением общественности путем современных технологий: телевидения, Интернета и прочих СМИ. Также одним из решающих факторов являются богатые природные ресурсы, которые являются «подпоркой» для «партии власти» и делают противостояние ей практически невозможным.

Все это ведет к ослаблению демократических устоев и приходу диктатуры.


Литература

1. Теории коалиций и становление российской многопартийности (методики рационализации политического процесса) / Шмачкова Т.В. / Полис, 1996, №5, с.28 – 52.

2. О становлении российской партийной системы и практиках политических коалиций / Гельман В.Я. / Полис, 1997, №3, с.188 – 191.

3. Какую партийную модель воспримет наше общество? / Пшизова С.Н. / Полис, 1998, №4, с.101 – 113.

4. Российские партии на выборах: Картель «хватай – всех» / Гаман-Голутвина О.В. / Полис, 2004, №1, с.22 – 25.

5. Партия власти / Глебова И.И. / Полис, 2004, №2, с.85 – 92.

6. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности / Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. / Полис, 2006, №3. с.53 – 65.

7. Запах победы / Костиков В. / Аргументы и факты, 2009, 11 – 17 марта, №11, с. 6.