Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.[9]
Операции на открытом рынке
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
За четыре десятилетия своего существования монетаризм превратился в достаточно развитую теорию, опирающуюся на обширные теоретические и эконометрические исследования и выступающую с вполне определенными практическими рекомендациями.
Теоретическая разработанность в сочетании с практической направленностью определила роль монетаризма в политике борьбы с инфляцией, проводимой в конце 70-х – начале 80-х годов в США, Великобритании, а также в некоторых других странах.
Как теоретическая концепция монетаризм исходит из неизменности институциональной основы экономики, что нашло свое отражение в предпосылках модели национального дохода и в силу этого, строго говоря, не в полной мере может быть использован в сложившейся ситуации в России. Что же касается ее практического предложения – борьбы с инфляцией с помощью ограничения роста денежной массы, - то соответствующие рекомендации привлекательны прежде всего своей простотой и это особенно важно в ситуации, когда невозможно предвидеть и описать структуру взаимодействия денежных и реальных процессов.
Однако, как показала практика, бездумное использование монетаристских рецептов не способно принести положительных результатов. Так, в начале 90-х годов XX в. в России была предпринята попытка решать экономические проблемы денежными средствами. Была увеличена эмиссия денег, но это не привело к ожидаемым результатам, а как раз наоборот. Как оказалось, сперва было необходимо проводить приватизацию, а потом уже либерализацию цен, чтобы привести экономику к рыночной. Теория монетаристов не должна рассматриваться как универсальная. Рекомендации монетаристов следует использовать с учетом реальных условий, в сочетании с другими мерами экономической политики. Мир много сложнее, чем модель, которую предлагают монетаристы.
Тем не менее, эта модель удачно применяется некоторыми странами для решения экономических вопросов и формирования денежно-кредитной политики. И тем более нельзя отрицать важность денежно-кредитной системы для современной экономики, главная заслуга монетаризма как раз и заключается в том, что он поднял вуаль над данным вопросом и сформировал теоретическую и практическую базу денежно-кредитной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Автономов, В., Ананьина, О., Макашева, Н. История экономических учений / В. Автономов, О. Ананьина, Н. Макашева. – М.: Инфра-М, 2002. – 784 с.
2. Бартнев, С.А. История экономических учений / С.А. Бартнев. – М.: Юрист, 2001. – 368 с.
3. Белоусов, В.М., Ершова, Т.В. История экономических учений / В.М. Белоусов, Т.В. Ершова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 542 с.
4. Делепляс, Г. Лекции по истории экономической мысли / Г. Делепляс. – Новосибирск: Экономический факультет НГУ, 2000. – 328 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учений / В.Н. Костюк. – М.: Центр, 1998. – 223 с.
6. Носова, С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. – М.: Владос, 1999. – 519 с.
7. Плотницкий, М.И., Лобкович, Э.И., Муталимов, М.Г. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
8. Фридмен, М. Количественная теория денег [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ihtik.lib.ru/economy_21dec2006/economy_21dec2006_428.rar. - загл. с экрана.
9. Черковец, В.Н. Всемирная история экономической мысли: Том 5 / В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1994. – 562 с.
10. Шмарловская, Г.А. История экономических учений / Г.А. Шмарловская. – Минск: Новое знание, 2000. – 339 с.
11. Ядгаров, Я.С. История экономических учений / Я.С. Ядгаров. – М.: Инфра-М, 1999. – 320 с.
[1] Автономов, В., Ананьина, О., Макашева, Н. История экономических учений / В. Автономов, О. Ананьина, Н. Макашева. – М.: Инфра-М, 2002. – С. 567.
[2] Белоусов, В.М., Ершова, Т.В. История экономических учений / В.М. Белоусов, Т.В. Ершова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 201.
[3] Костюк, В.Н. История экономических учений / В.Н. Костюк. – М.: Центр, 1998. – С. 180.
[4] Черковец, В.Н. Всемирная история экономической мысли: Том 5 / В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1994. – С. 172.
[5] Ядгаров, Я.С. История экономических учений / Я.С. Ядгаров. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 232.
[6] Шмарловская, Г.А. История экономических учений / Г.А. Шмарловская. – Минск: Новое знание, 2000. – С. 271.
[7] Автономов, В., Ананьина, О., Макашева, Н. История экономических учений / В. Автономов, О. Ананьина, Н. Макашева. – М.: Инфра-М, 2002. – С. 572.
[8] Носова, С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. – М.: Владос, 1999. – С. 285.
[9] Плотницкий, М.И., Лобкович, Э.И., Муталимов, М.Г. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – С. 398.