ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финакадемия)
Кафедра «Философии»
Реферат по дисциплине: «История и философия науки»
на тему: «Понятие собственности в философии и науке»
Аспирант:
Назарычев Михаил Юрьевич
Кафедра: «Информационные технологии»
Научный руководитель:
д.т.н. проф. Заложнев А.Ю.
______________________________
(Подпись)
Научный руководитель по реферату:
д.ф.н. проф. Скибицкий М.М.
______________________________
(Подпись)
Москва, 2010
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Собственность в экономической теории…………………...5
Глава II. Собственность в философии……………………………….9
Заключение…………………………………………………………...17
Список используемой литературы
Введение
Философия хозяйства рождается, как попытка заглянуть в иные смысловые сферы, чем это может сделать наука как таковая; поместить размышляющее и переживающее сознание в такое смысловое пространство, которое доступно только философствующему сознанию (не уму только, но и сердцу); ответить на такие вопросы, на которые наука вообще, экономическая наука и политическая экономия даже не стремятся ответить, а по существу и не могут. И среди этих вопросов доминируют вполне родственные вечным вопросам: что есть человек и его жизнь, почему, зачем и куда устремлен человек хозяйствующий, какие цели и последствия имеет человеческое хозяйство, к какому общему результату оно может привести?
Основной целью данного реферата является попытка рассмотреть одно из фундаментальных понятий политэкономии с философской точки зрения. И, может быть, найти нравственное оправдание собственности в условиях современной действительности.
Категориальный ряд философии хозяйства, наряду с определяющими категориями, (фиксирующими наиболее общие характеристики), такими как хозяйство, человек, природа, культура, субъект, объект, включает в себя особые категории, посредством которых выражены проекции хозяйства в конкретные сферы. Тем самым реализуется движение мысли от общего понимания хозяйства к его частным проявлениям. Большой интерес для философии хозяйства представляет категория собственности. Современный исследователь проблем философии собственности Л.А. Тутов справедливо отмечает, что философское осмысление собственности предполагает ее анализ и проведение сквозь призму основной онтологической триады философии хозяйства: «природа - человек - культура»[1]. В русской философской традиции большую роль играл также этический аспект проблемы собственности, соотношение этой категории с общегуманистическими установками.
Категория собственности является предметом рассмотрения различных наук, вследствие чего можем говорить об экономическом, правовом, социологическом, философском истолковании собственности. Собственность в ее социологическом и правовом понимании определяется как совокупность материальных или духовных ценностей или денежных средств, принадлежащих определенным лицам – собственникам, которые обладают юридическим правом на владение, использование и распоряжение объектом собственности. В современной социологии изучаются способы приобретения собственности, владения ею, контроля над ней, а также институты, поддерживающие распределение собственности, последствия отношений собственности для индивидов и социальных структур, ценности или идеологии, оправдывающие и обосновывающие право собственности.
Глава 1. Собственность в экономической теории
В экономической теории собственность и отношения собственности были и остаются предметом исследования ученых-экономистов (от классиков политической экономии А. Смита, Дж.С. Милля, К. Маркса до представителей институциональной экономической теории Р. Коуза, Т. Эггертссона и др.). В отечественной экономической литературе разработке понятия «собственность» посвящены монографии А. Еремина, М. Колганова, Н. Колесова, К. Хубиева, В. Черковца, В. Шкредова и др. Вопросы формирования и функционирование корпоративных структур рассматривалось в работах зарубежных исследователей Дж. Гэлбрейта, П. Друкера, Р. Коуза, О. Уильямсона, К. Эрроу и др. Как экономическая категория собственность – это отношения между людьми по поводу собственности, т.е. по поводу ее принадлежности, контроля над нею, ее раздела или передела. В этом плане сущность собственности заключается, прежде всего, в праве собственника исключить вмешательство кого бы то ни было в дела своей собственности. Первостепенное значение в обществе имеет форма собственности на средства производства (землю, орудия и предметы труда). Способ присвоения средств производства определяет совокупность производственных отношений. Реальное содержание собственности как экономической формы производства закрепляется юридическими принципами владения, пользования и распоряжения.
Ближе всего традиционное определение собственности к англо-саксонской правовой системе, которая определяет право собственности как совокупность частичных прав собственности, что соответствует отношениям частичного и монопольного присвоения в отечественной концепции собственности.
Марксистские теоретики рассматривали собственность как исторически детерминированную общественную форму присвоения материальных благ, выражающую отношения людей друг к другу в процессе общественного производства. Истории известны различные формы собственности. Характер права собственности зависит от конкретного общества, стадии его развития, его исторических и культурных особенностей. В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности (которая может быть индивидуальной частной или коллективной, как, например, в акционерной компании) и государственной собственности, а также смешанные на основе этих двух правовые режимы.
По определению Маркса, собственность есть отношение к условиям производства как к своим и осуществляется оно только через производство. Отношения собственности в марксистской политической экономии раскрываются через систему производственных отношений. Производственные отношения в политической экономии рассматриваются как
1. социально-экономические отношения (отношения собственности);
2. организационно-экономические (менеджмент, маркетинг и др.);
3. технико-экономические
Методологию К. Маркса, предложенную им социально-экономическую парадигму собственности советские экономисты творчески применили к анализу производственных отношений реального социализма. В их трудах общественная собственность на средства производства исследована как основа производственных отношений социализма, проанализированы пути сближения двух ее форм – государственной и кооперативно-колхозной, раскрыта органическая связь различных форм собственности, включая частную (личную) собственность, с отношениями социалистического хозяйствования.
Собственность как правовое отношение, согласно канонам марксисткой политической экономии вторична по сравнению с собственностью как экономическим отношением; это юридическое выражение и закрепление существующих в данном обществе производственных отношений. В соответствии с таким подходом считалось, что политэконом вправе оставить изучение правовых аспектов собственности другим социальным наукам.
Западная экономическая наука («экономикс») исповедует сугубо прагматический подход к анализу собственности, рассматривая ее с точки зрения эффективности хозяйствования. Социальная сторона проблематики собственности, как правило, вообще игнорируется. Это присуще всем главным компонентам современного неоклассического синтеза.
Неоклассическое направление (в составе различных школ – австрийской, швейцарской, кембриджской, американской), образующее фундамент выше указанного синтеза, заимствовало у традиционной классики представление о рыночной экономике как комплексе конкурирующих друг с другом относительно небольших частных предприятий. К исследованию этого «атомизированного хозяйства» («чистой экономики», независимой от общественной формы ее организации) неоклассики применили математический аппарат предельных величин.
Методологию маржинализма Дж.М. Кейнс и его последователи распространили на макроуровень экономической системы. В кейнсианской модели «совокупные расходы – объем национального производства» устанавливается связь таких независимых переменных как предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала с рядом зависимых переменных – объемом занятости, национальным доходом. Конечной целью своего исследования он провозглашает «отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем».
Институционализм, будучи третьей (наряду с неоклассикой и кейнсианством) «составляющей» современного неоклассического синтеза, реальные экономические институты, включая частную собственность, объявил формой проявления существующих в обществе обычаев, привычек, нравов. Именно последние, по мнению теоретиков институционализма, определяют способ мышления и действий людей. Отсюда вытекает, что решающее значение для понимания экономического строя имеет не собственность как экономическое отношение, а лишь её юридический титул.