Смекни!
smekni.com

А. П. Савченко кандидат медицинских наук (стр. 2 из 13)

Наших детей можно защитить. Необходимым составным элементом системы защиты детей и подростков от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Эти нормы служат гарантом обеспечения прав ребенка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и подростков, нарушающих или ограничивающих их права и свободы.

Сегодня перед обществом и российским государством можно поставить вопрос, в достаточной ли мере существующие законодательные акты Российской Федерации гарантируют такие важнейшие стороны жизнедеятельности ребенка, как «… уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» («Конвенция о правах ребенка», ст. 27) и право на защиту от всех форм насилия». Сказанное особенно актуально для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направленные на преодоление кризиса, порой идут вразрез с интересами и безопасностью детей и подростков.

ЧАСТЬ I. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

1. ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ[1]

В последние десятилетия разрушался один из наиболее устой­чивых мифов о том, что дети и подростки - это единственный привилегиро­ванный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый го­сударством и обществом. Еще совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми и подростками в нашей стране встреча­ются редко и связаны с психическим заболеванием или алко­голизмом родителей, их нравственной неразвитостью или мо­ральной дефектностью. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми и подростками до недав­него времени была закрыта для обсуждения. Сейчас мы начи­наем пожинать плоды такого подхода и осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Уже ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в обще­ственном месте. Даже семья не является здесь исключением, не­смотря на то, что данный социальный институт призван обеспе­чивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Жестокое отношение к детям и подросткам пронизывает всю историю развития человечества, тенденция роста насильствен­ных действий в отношении ребенка отмечается и сегодня во всем мире. Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось в обществе наруше­нием правовых и моральных норм. Именно христианство принесло в историю человече­ства новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщ­вление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э.

Церковь противодействовала детоубий­ству, считая недопустимой встречу их души с душами родите­лей - их убийц. Однако в христианизированной Европе в течение дли­тельного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям и подросткам.

Тема насилия против детей и подростков стала активно обсуждаться в XIX веке во время процесса индустриализации, когда семья фактически потеряла функцию защиты ребенка и сама стала эксплуатировать его, отправляя на работу, лишая образования, нормальных условий развития и перспектив на будущее. В то время старшие дети были просто обречены на добывание средств существования для родителей и младших братьев и сестер. Ответной реакцией передовой общественности на насилие над детьми было создание различных союзов и обществ: в 1871 году в Нью-Йорке — «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми»; в 1898 году в Германии — «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения», который позднее был преобразован в «Немецкий союз защиты детей»; в 1899 году в Британии под патронатом королевы Виктории — «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми» (в начале XX столетия это общество опубликовало следующие данные: выявлено 428 тыс. детей, против которых совершается насилие; из них 61 тыс. — с ранами, кровоподтеками и ожогами, полученными от лопат, кнутов, кожаных ремней, кипятка, 11 тыс. — изнасилованных детей, 18 тыс. — детей, умерших от жестокого обращения). Эти первые статистические данные надолго определили направления социологических исследований по теме насилия против детей и подростков: убийства, изнасилования, избиения и причинение другого физического вреда.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать ре­бенку условия для его нормального духовного и физического развития.

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Всеоб­щую декларацию прав человека», провозгласившую право на за­щиту семьи со стороны общества и государства и то, что дети име­ют право на особую заботу и помощь.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Декла­рацию прав ребенка», где предусматриваются наиболее важные принципы:

- ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надле­жащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

- равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения, имущественно­го положения, рождения или иного обстоятельства, касаю­щегося самого ребенка или его семьи;

- ребенок имеет права гражданские (право на имя, граждан­ство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

- ребенок «...для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности…». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

- на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Начиная со второй половины XX века появляются новые подходы к изучению данного явления. Так, в 1961 году X. Кемпе (Henry Kempe) предложил свою концепцию «синдрома битых детей», где описал педиатрические, психиатрические и правовые аспекты насилия над детьми. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Ж. Гарверино (концепция «синдрома детей, битых в психологическом смысле») и исследованиях Е. Триве-Бекер. Важным в этих исследованиях является обращение к теме психологического насилия над детьми в семье и его последствий для дальнейшей судьбы ребенка.

Научное изучение насилия в семье началось в шестидесятые годы, с концентрации внимания на проблемах детей и подростков. Надо отметить, что еще в 19 столетии в США плохое обращение с детьми было предметом общественной озабоченности. Но большинство людей были убеждены в том, что насилие в семье - явление крайне редкое, характерное для небольшой части населения и порождается определенным психологическим нарушением. В семидесятые годы в Америке и Европе получили широкое признание идеи равноправия мужчин и женщин в браке и на работе. В 70 -80-х годах возрастает общественная осведомленность о семейной жестокости, супружеское насилие и насилие над детьми признается недопустимым. В Канаде домашнее насилие также «высвечивается» на фоне общей кампании за равенство полов. Проблема насилия в семье постепенно открылась для канадского общества благодаря усилиям неправительственных женских организаций, специалистов в области гендерных исследований и социальных работников. Уже в 70-е годы под давлением общественности началось государственное субсидирование кризисных центров и приютов для женщин, детей и подростков, переживших насилие. В 1981 году в Министерстве здравоохранения и социальной защиты был образован Центр анализа и синтеза информации по вопросам семейного насилия. В 1984 году Б. Леви издал книгу, посвященную семейной жестокости, в которой был сделан вывод о том, что это явление распространенное, серьезное и имеющее место среди представителей всех слоев общества.

В Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере. Обсуждение этой проблемы на государственном уровне было своего рода табу. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.

Как правило, изучение насилия в семье сводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьями Уголовного кодекса. О многогранности этого социального явления, проявляющегося в различных формах, лишь упоминалось в контексте взаимосвязи с физическим насилием.

Публично о насилии в семье заговорили совсем недавно. В 1993 году по инициативе женских общественных организаций в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Именно благодаря женскому движению в России, так же как и в других странах, создаются первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия. «Завеса молчания» была сорвана, и широкая общественность узнала, что 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются в семье. Каждый год около двух миллионов детей и подростков избиваются родителями. Для 10% этих детей и подростков побои заканчиваются смертью, и две тысячи детей и подростков кончают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей и подростков в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от других видов насильственных преступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье. Дети и подростки, не способные защищать себя вследствие зависимого положения в семье, составляют ежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Выросли до масштабов социально-значимого явления убийства с целью избавления от больных и немощных детей и подростков, а также с целью овладения их правами на имущество.