Смекни!
smekni.com

А. П. Савченко кандидат медицинских наук (стр. 6 из 13)

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами.

Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Влияние насилия на судьбу ребенка трагично.

Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный рост частоты психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. Основными причинами их возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», «эмоциональное перенапряжение». Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагополучия в семьях (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, психическое или социальное неблагополучие родителей) и, как правило, от насилия в виде физического или морального притеснения.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Несмотря на все многообразие видов насилия над детьми и подростками, можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, характерных для разных типов жестокого отношения:

- неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономическими факторами, что позволяет доминирующему индивиду агрессивными методами насаждать собственные требования и при этом оставаться безнаказанными;

- нормативная структура, потворствующая использованию насилия в качестве метода разрешения конфликта, что способствует переходу стилей агрессивных реакций от поколения к поколению;

- наличие внешних стрессов, например безработицы или неудовлетворение жилищных условий;

- пережитое в детстве насилие со стороны взрослых;

- личностные характеристики обидчика, например, индивидуальная психопатизация личности или неадекватные навыки разрешения конфликтов.

Большинство теоретических объяснений насилия над детьми и подростками можно причислить к одному из трех уровней:

- макроуровень общества или социальных групп, в рамках которых наблюдается насилие;

- микроуровень семейной среды;

- уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчика.

Теории макроуровня.

Теории данной группы причины насилия над детьми и подростками ищут в социальной структуре и целостных системах общества или отдельной социальной группы. Считается, что на распространенность жестокого обращения с детьми и подростками влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного общества.

Помимо культурных ценностей, потворствующих проявлению агрессии по отношению к детям и подросткам, другими макроуровневыми переменными, которые могут оказать влияние на насилие над детьми и подростками, считаются экономические условия. Внешний стресс может способствовать уязвимости ребенка для насилия.

Теории макроуровня описывают те общесоциальные условия, при которых может возникнуть и развиться насилие над детьми и подростками. Они не рассматривают вопрос о том, почему в одних случаях насилие имеет место, а в других нет, почему его проявляют одни, но для других индивидов не характерно.

Теории микроуровня.

Данные теории рассматривают детей и подростков в качестве единицы анализа и пытаются вычленить те особенности их динамики, которые повышают вероятность агрессии. Среди факторов риска здесь доминирует напряжение, являющееся следствием конфликта, неадекватных коммуникативных навыков и домашнего раздражения. Кроме того, утверждается, что взрослые могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если обидчик усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва – что насилие можно прекратить, подчинившись требованиям агрессора, то происходит становление шаблонов взаимодействия, подкрепляющих демонстрацию агрессивного поведения. Более того, обидчики могут выступать в качестве ролевых моделей для других детей и подростков, внушая им мысли, что агрессия – это приемлемая и, возможно, единственная стратегия разрешения конфликтов.

С точки зрения теории социального обмена, удовлетворенность детей и подростков основана на анализе затрат и выгод, при котором дети и подростки сопоставляют свои вложения (например, эмоциональный вклад, время) с ощущаемыми преимуществами (например, эмоциональным удовлетворением). Если индивид полагает, что его вложения перевешивают полученную выгоду, то, согласно этой теории, возникает неудовлетворенность, и будут изучены альтернативные варианты взаимоотношений. С учетом того, что взаимоотношения между родителями и детьми разорвать практически невозможно, насилие при таком теоретическом подходе понимается как реакция на неудовлетворенность, проистекающую из взаимоотношений, которые не соответствуют ожиданиям.

4. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Как говорится в ст. 6 «Конвенции о правах ребенка», неотъемлемым правом ребенка является право на жизнь, и государство должно обеспечить в «… максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Ряд статей «Конвенции о правах ребенка» указывают на необходимость гарантирования защиты ребенка от насилия и эксплуатации. Так, в ст. 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья; ст. 34 - «от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения»; ст. 36 - «от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка».

Так, предусмотрено наказание за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, к которым отнесено, например, убийство, сопряженное с изнасилованием ребенка (ст. 102 «Уголовного кодекса Российской Федерации» - в редакции Федерального Закона от 13 июня 1996 года № 63 – ФЗ (УК РФ), и без таковых (ст. 103 УК РФ).

Ответственность за нанесение ущерба здоровью ребенка предусмотрена по статьям 108, 109 и 112 УК РФ – за умышленные телесные повреждения различной степени тяжести и ст. 113 УК РФ за систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязаний.

Оставление несовершеннолетнего в опасности и вовлечение его в преступную деятельность также являются уголовно наказуемыми деяниями (ст. 127 и 210 УК РФ).

В «Конвенции о правах ребенка» говорится о необходимости принятия всех мер «… для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме» (ст. 35), «…для предотвращения бесчеловечных, жестоких, унижающих достоинство видов обращения или наказаниям (ст. 37). УК РФ предусматривает наказания за преступления, связанные с насильственным лишением свободы, которые, как правило, сопровождаются психической или физической травматизацией ребенка: похищение или подмену ребенка (ст. 125), захват заложников (ст. 126-1), незаконное лишение свободы (ст. 126). Под незаконным лишением свободы в отношении ребенка подразумевается насильственная его изоляция на продолжительный срок, используемая родителями или воспитателями в качестве наказания.