Существует несколько небольших исследований, специально посвященных деятельности Лилиенталя в России. Это, в первую очередь, очерк Л. Шайнхауса «Немецкий первопроходец. Культурный опыт доктора Лилиенталя в России»13, написанный в 1911 г., и уже заметно устаревший, и ряд работ израильских исследователей, в частности статья Э. Эткеса (1978). К этому ряду можно отнести и недавнюю статью И.Лурье14, касающуюся некоторых аспектов поездки Лилиенталя по губерниям Юго-западного края.
Тема деятельности Лилиеиталя в различной степени затрагивается в трудах отечественных дореволюционных авторов, посвященных разработке системы казенного еврейского образования в России и роли отдельных ее участников. Из таких работ, наиболее подробно затрагивающими деятельность Лилиенталя в России, являются: введение С.Гинзбурга к изданию «Казенные еврейские училища» под редакцией С.Г.Лозинского15 (1920) сочинение М. Моргулиса «К истории образования русских евреев» (1871) исследование П. Марека «Очерки по истории просвещения евреев в
12 Ruben В. Max Lilicnthal: rabbi, educator and reformer in nineteenth-century America. Copyright 1997, by UMI Company.
13 Scheinhaus L. Ein deutschcr Pionier (Dr.Lilientals Kulturversuch in Russland). Berlin. 1911.
14 Лурье И. Что делать с бедными евреями? Новый документ к истории казенного образования евреев в России // Вестник еврейского университета, №8 (26) 2003 С.203-205.
15 Описание дел бывшего архива министерства народного просвещения. Казенные еврейские училища. Под ред. С.Г. Лозинского со вступительной статьей СМ. Гинзбурга, Т.1, СПб., 1920.
16 Моргулис М. К истории образования русских евреев // Еврейская библиотека историко-литературный сборник. Т.1, 1871.
России (два воспитания)» (1909) и работа С.Станиславского «Из истории и жизни одной еврейской школы»17 (1884).
Помимо этого существует еще целый ряд отечественных исследований затрагивающих проблему казенного еврейского образования в России. Из них, прежде всего, следует отметить работы Я. Каценельсона «Еврейские училища прежде и теперь (До и после положения 1873 г.)»18 (1895) и А. Белецкого «Вопрос об образовании русских евреев в царствование Николая I.»19 (1894).
Как можно заметить, все отечественные исследования, касающиеся вопросов образования еврейского населения в царской России, были написаны в небольшой период с 60-х годов XIX до 20-х годов XX столетия. В советский период отечественная историография не оставила заметных трудов посвященных этой проблеме. Исключение составляет упомянутая работа Гинзбурга и Лозинского, написанная по результатам исследований проведенных в архивах Министерства народного просвещения Российской империи в 20-е годы. Между тем работа по изучению этого вопроса не останавливалась в западной исторической науке.
Первейшим из исследований положения еврейского населения в николаевский период является работа Михаэля Станиславского «Царь Николай и евреи. Трансформация еврейского общества в России»20 (1983). На настоящее время эта работа признана наиболее обстоятельной. Кроме нее существует целый ряд трудов специально посвященных различным аспектам истории восточно-европейского еврейства в царствование Николая
17 Станиславский С. Из истории и жизни одной еврейской школы (1826-1853) // Восход, апрель, 1884.
18 Каценельсон Я. Еврейские училища прежде и теперь (до и после положения 1873г.) // Носход, СПб., 1895.
19 Белецкий Л. Вопрос об образовании русских евреев в царствование Николая I. СПб., 1894.
20 Stanislawski M. Op. cit.
I21, и, кроме того, значительное число исследований вопроса модернизации евреев в России в этот и в более поздний период22.
Эти исследования, а также труды отечественных и зарубежных авторов, касающиеся общих проблем истории Российской империи в указанный период, стали теоретической базой предлагаемого изучения деятельности Лилиенталя.
Необходимо отметить, что, несмотря на такое обилие работ, относящихся к изучаемой проблеме, до настоящего времени не написана полная биография Лилиенталя, дающая представление как о его деятельности в России, так и в Америке. Не существует и полноценного современного исследования, в котором на основании уже известных и новых источников была бы дана оценка деятельности Лилиеиталя в России и всему процессу разработки системы казенного еврейского образования в сороковые годы XIX века. Разрозненные данные, приведенные в указанных выше работах, не дают в каждом отдельном случае целостной картины. Одновременно с этим, в последние десятилетия появились работы, по-новому оценивающие саму николаевскую эпоху. В оборот исследователей вошли и новые источники, которые позволяют расширить представления о событиях этого периода, что обуславливает актуальность поиска нового подхода к изучению данного аспекта российской и еврейской истории.
В качестве источников, при написании данной работы, были выбраны как уже опубликованные, так и некоторые документы, не описанные до настоящего времени в литературе.
Из опубликованных источников нарративного характера следует выделить в первую очередь воспоминания самого Лилиенталя,
21 См. например: Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии 1827-1914. М., 2003; Fishman E.D. Russia's First Modern Jews: The Jews of Shklov. N.Y., 1995; Levitats I. The Jewish community in Russia 1772 -1844. New York. 1943; Ьарталь И. My-uma le-leum. Ehudei mizrah-eropa 1772-1881. Иерусалим 2000 и др.
22 См. например: Etkcs E. Immanent Factors and External Influences in the Development of the Haskalah Movement in Russia // Toward modernity. The European Jewish Model. / Ed. by J.Katz. New York, 1987; Kriczc S. Russian language Jewish school in Russia. Thesis for the Degree Doctor of Philosophy Submitted to the Senate of the Hebrew University. lerusalim, 1994; Katz J. Out of the ghetto. The Social Background of Jewish Emancipation 1770-1870. New York, 1988. и др.
озаглавленные «Мое путешествие в Россию» и вошедшие в качестве приложения в издании Филипсона 1915г.23 Хронологически воспоминания Лилиенталя охватывают период с осени 1839 по осень 1842г. Этот источник дает весьма подробную информацию о начальном периоде деятельности Лилиенталя в России, но, как и любой источник мемуарного характера носит определенный налет субъективности, что требует осторожного с ним обращения.
К другим источникам этого вида, которыми мы пользовались при написании данной работы, можно отнести воспоминания А. Готлобера24, Л. Леваиды25, П. Веигеровой26 и ряд других.
Вторым важным видом источников являются письма Лилиепталя написанные им в период пребывания в России. Некоторые из них опубликованы в вышеуказанном издании Филипсона. Обнаруженные в 30-е годы новые письма Лилиепталя изданы С.Гинзбургом в 1939г.27, некоторые из писем Лилиенталя к деятелям еврейского просвещения в России публиковались на русском языке в журнале «Пережитое»28. Переписка Лилиенталя с бердичевским маскилом Ротенбергом имелась в распоряжении С. Станиславского и впоследствии была, очевидно, утеряна. Часть из нее публиковалась в указанном сочинении С.Станиславского (см. ссылку 17).
К отдельному виду источников относятся отчеты и записки Лилиенталя, направляемые в министерство просвещения Уварову и к некоторым другим российским чиновникам. Некоторые из этих документов были описаны С.Г.Лозинским в его издании «Казенные училища» (см. ссылку 15). Однако в своем описании архивов министерства просвещения Лозинский не всегда давал подробную характеристику тем или иным
23 Lilicnthal M. My travels in Russia, in D.I'hilipson, Max Liliental, American Rabbi. New York, 1915. (Впервые воспоминания Лилиепталя были опубликованы на немецком языке в журнале «Israelit» в 1859г.) В дпльнейшем в данной работе название этого сочинения Лилиенталя будет указано - M'1'iR.
24 Готлобер А.Ь\ Zikhronot u-masa'ot. Иерусалим, 1976.
25 Лсванда Л.О. Типы и силуэты (Из воспоминаний школьника конца 40-х годов) // Восход, кн.2, 1881, С.39-40
26 Венгерова П. Воспоминания бабушки. М.-Иерусалим, 2002.
27 Ginsburg S.M. Max Lilicnthal's Activities in Russia; New Documents, Publications of the American Jewish Historical Society 35(1939).
28 Из связки писем. Письмо д-ра М.Лилиенталя к М.А.Гшщбургу.//Пережитое. Т.П. С-Пб., 1910
документам. Поэтому нам приходилось пользоваться и оригиналами этих записок и отчетов, содержащихся в Российском Государственном Историческом Архиве в Петербурге, наряду со многими другими материалами, дающими весьма ценную информацию об этапах разработки николаевским правительством реформы еврейского образования29. Относящиеся к этому же типу источников записки Лилиенталя к виленскому генерал-губернатору Мирковичу обнаружены в Литовском Государственном Историческом Архиве30 в Вильнюсе, и впервые описаны в настоящей диссертации.
Среди фондов РГИА существует также фонд, содержащий дела раввинской комиссии31. К сожалению, нами исследованы не все дела этого фонда в связи с происходящей в настоящее время реконструкцией архива. Собственно журнал заседаний комиссии, по нашим сведениям, до настоящего времени не обнаружен32. И в описях данного фонда он не представлен. Отсюда происходит весьма ограниченное представление у исследователей о взаимоотношениях различных сил внутри комиссии. Изученные нами документы этого фонда не дали, к сожалению, возможности сделать значительный прорыв в этом направлении.
Весьма ценным архивным источником, дающим информацию о деятельности Лилиенталя в России, являются материалы Третьего отделения императорской канцелярии, содержащиеся в Государственном Архиве Российской Федерации в Москве33. Согласно особому предписанию, выданному А.Х. Бенкендорфу, за Лилиенталем на всем протяжении его маршрута по западным губерниям был установлен полицейский надзор. Отчеты местных полицейских чинов дают интересную информацию о
29 РГИА. ф.733, он. 97. 30ЛГИЛ. (j).378BS 31РГИА.ф.1269, оп.1.
32 М.Станиславский считает отсутствие предложений выработанных комиссией в архивах подтверждением секретности этого мероприятия правительства. Stanislavski M. Op. cit., р.78
деятельности Лилиенталя в этом регионе. Два документа из этого фонда опубликованы недавно И.Лурьс (см. ссылку 14).
События, происходившие в России в указанный период, весьма интересовали просвещенную часть германского еврейства. В этот период в Германии уже существовало несколько еврейских периодических изданий, в которых из номера в номер публиковались сведения об успехах Лилиенталя и в целом о ходе реформы образования. Главным таким изданием являлась газета «Allgemeine Zeitung des Judenthums», издававшаяся в Лейпциге. Здесь, помимо отчетов корреспондентов с мест, публиковались письма виднейших еврейских лидеров, принимавших участие в реформе, и другие документы, имеющие отношения к нашей теме. В своем исследовании мы пользовались экземплярами этой газеты за 1837-1845гг., хранящимися в Национальной Государственной Библиотеке Государства Израиль в Иерусалиме.
Еще одним типом источников, которыми мы пользовались при написании настоящей работы, являются полемические и программные сочинения деятелей немецкого и российского еврейского просвещения, написанные на древнееврейском языке. К ним относятся, прежде всего, сочинение Н.Г. Вессели «Слова мира и правды» (1781)34, И.Б. Левинзоиа «Правда Израиля» (1828)35, М. Лилиенталя «Благовещатель» (1842) 36, и сочинение неизвестного автора, которое некоторые исследователи относят к перу М.А.Гинцбурга «Вестник правды» (1843)37.
Помимо этих главных источников были использованы и другие, ссылки на которые приведены в основном содержании работы.
Целью настоящей диссертации является исследование, на основании существующих источников и литературы, составляющих материал