Смекни!
smekni.com

Преступления и наказания (стр. 2 из 3)

И, наконец, ведьмы выступают в трагедии как олицетворение судьбы и неизбежности. Последняя встреча Макбета с вещими сестрами пронизана трагической иронией: «Человек, забывший мудрость, честь и стыд», по словам Гекаты, слеп перед тайнами судьбы. Все двусмысленные предсказания, олицетворенные в страшных картинах будущего, главный герой понимает наоборот: как уверения судьбы в его несокрушимости.

Однако возмездие все-таки покарает убийцу в лице Макдуфа. Этот момент очень важен для писателя, потому что зло предстаёт феноменом, противоречащим человеческой природе, что отражает взгляды на проблему добра и зла людей эпохи Возрождения. «В шекспировские времена люди верили в существование божьего замысла относительно человечества. Этот великий замысел воспринимался как «естественный» мировой порядок.

Для У. Шекспира очень важно было показать то, что любой человек связан с Богом. И противопоставляя собственную волю божьей, выбирая земные блага: королевкий сан и власть, он встает на путь преступления и идет против своего естественного начала. Разрушая свою связь с Богом, Макбет призывает силы зла и темноты дать ему право нарушить человеческие и божьи законы: убить человека. Зло, таким образом, возникает там, где присутствует чрезмерная амбициозность и жажда власти, противоречащие ренессансному представлению о природном порядке, установленном Богом.

Именно поэтому Справедливое возмездие обрушивается на преступников и злодеев. Это обязательный закон шекспировской драмы, своеобразное проявление его оптимизма. Его лучшие герои погибают часто, но злодеи и преступники погибают всегда. В “Макбете” этот закон проявляется особенно ярко.

Глава 2. Тема преступления и наказания в одноименном романе Ф. М. Достоевского

Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны все его произведения.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 года не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Хозяевами положения становятся циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Закон силы и власть денег – вот, что стало первостепенным. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни и становится частью обнищавшего народа.

Главный герой романа - Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Человек не трусливый, не забитый, искренне переживающий и страдающий о других людях. Он - «человек большого интеллектуального мужества и чуткой совести. Требователен к себе и к другим, презирает компромиссы с собой, лицемерие лживой морали, господствующей в окружающем обществе».[3]

Но эти замечательные черты характера не могли спасти его от преступления. «Чувство протеста не давало ему примириться, сложить руки. Он отделял себя от других, от остального мира – и восстал против него, но в одиночку и по собственной им самим выработанной программе».[4] Этой программой стала его идея. Раскольников считал, что он открыл закон взаимоотношения людей, человеческого общества. По его мнению, тот, «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними (людьми) и властен! Кто много посмеет, тот у них и прав».

Но, убив ростовщицу, Раскольников совершает не просто преступление, а пытается утвердить правоту убийства, утвердить само право на преступление. И потому его деяние страшнее всякого обыкновенного преступления.

«Идея в Раскольникове подчиняет себе его эмоции, его мысли, его переживания, его натуру. Идея срастается с его существом».[5] Он пытается «подавить в себе сомнения, доказать себе, что он и есть Наполеон, что и он может идти напролом, не оглядываясь».[6] И именно это желание стало начальным этапом замысла убийства. Откуда появилась эта идея, чем она обоснована. Во- первых, причина заключалась в социальной несправедливости, окружающей его, поэтому Раскольников « в отчаянии решившийся проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно передовой мыслью, а в одиночку и сплеча»[7], а во – вторых, «герой Достоевского считает, что весь мир виноват перед ним, сломав его судьбу, сделав его несчастным… Он жаждет не самосовершенствования, а самоутверждения».[8]

Совершив убийство, Раскольникова охватывает ужас от возможного разоблачения. Однако герой боится не каторги, а крушения своей идеи: «если он попадется в начале пути - погибнет все, а не просто он, Раскольников, погибнет, а погибнет выношенная им идея».[9] Но позже его ждет разочарование. Ведь помимо Алены Ивановны, ростовщицы, он убил и ее сестру, забитое и безответное существо, полное простоты и смирения, ту Лизавету, которая еще недавно чинила его рубаху. Происходит крушение идеи, ведь именно ради «страдания женщин, страдания детей – ведь ради них он вступил на свой путь».[10] Так возникает внутренний конфликт Раскольникова, он понимает, что невозможно создать добро путем насилия.

Для Достоевского, как и для Шекспира, преступление –это противоестественное явление, чуждое самой сути человека. Именно поэтому писатель вводит в сюжет образ Сони Мармеладовой, которая станет толчком к пробуждению совести, ведь «самое драгоценное в Раскольникове - неугасшая, хотя и помутившаяся совесть». [11]

«Одна из важнейших идей всего произведения определяется в романе в связи с религиозно- этическим содержанием образа Сони. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней»[12]. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Раскольников пытается найти в ней союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее.

Однако Соня говорит ему: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!», «Встань. Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Этими словами Соня говорит, что человек, преступивший другого, лишает себя возможности быть с людьми. И здесь уже неважно, что двигало человеком: великая идея, страсть или просто нажива.

После преступления «неразрешимые вопросы» встают перед Раскольниковым. Земной закон берет свое, и он вынужден на себя донести, потому что это единственный путь возвращения к людям и верное спасение от душевного одиночества.

Соня Мармеладова принимает решение разделить муки вместе с ним, потому что только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

Для Достоевского возмездие за преступление состоит не в наказании человека или его физической смерти, а в искреннем покаянии и страдании, которые ведут к преображению и очищению, «без которого невозможно никакое счастье».[13]

Глава 3. Тема преступления и наказания в новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления»

На примере новеллы «Наказание без преступления» писатель показал возможное преломление проблематики романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В философской системе Рэя Брэдбери смерть физическая иллюзорна, а смерть духовная страшнее и реальнее. Бережное отношение к человеку, отрицание зла и насилия - вот темы, сближающие творчество Ф.М.Достоевского и Р. Брэдбери.

Новелла изначально делится на две части: преступление и наказание. Детективная фабула снимается сразу, потому что преступник известен. Главными становятся психологические и этические проблемы. Из первой части мы узнаём, что герой новеллы Джордж Хилл хочет убить жену и заказывает её точную копию - куклу. Джордж оправдывает убийство, так как по его мнению преступление носит очищающий характер: «...богатые люди могут позволить себе роскошь «очищающего убийства». Захотелось тебе избить, убить или помучить кого - нибудь, вот и отведи душу на марионетке...».

Идея Джорджа Хилла и идея Родиона Раскольникова близки по сути: перешагнуть через кровь могут люди необыкновенные (по мнению Хилла -богатые). Но если главный герой романа Достоевского Ф.М. искал способ «решения проблем социальных, общественных», то Джордж Хилл убивает марионетку, чтобы избавится от мук ревности: «Он очистился от гнева и жажды убийства... Главное назначение кукол в том и заключается, чтобы предупреждать реальные преступления».