Содержание
Введение…………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Тема преступления и наказания
в трагедии Шекспира «Макбет»…………………………………………стр. 5
Глава 2. Тема преступления и наказания
в одноименном романе Ф.М. Достоевского…………………………….стр. 10
Глава 3. Тема преступления и наказания
в новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления»…………………стр. 14
Заключение………………………………………………………………...стр. 18
Список литературы………………………………………………………..стр. 20
Введение
На протяжении многих веков писатели пытались посредством своих произведений провозгласить жизнь человека наивысшей ценностью. Являясь наиболее прогрессивной частью общества, они призывали к изменению взгляда на место человека в мире, на границы и возможности его активности в сфере науки, искусства, морали и политической жизни. Они пытались донести до обывателей основные идеи и принципы гуманизма.
Именно поэтому тема преступления и наказания была и остается одной из главных в творчестве многих писателей, как русской, так и зарубежной литературы. Каждый из авторов при рассмотрении этой темы пытался проанализировать и понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств (среды).
Однако любой писатель находится под влиянием своей эпохи, что накладывает на его творчество неизгладимый отпечаток. Он не может отстраниться от того общественного строя, в котором живет, от его правил, порядков, обычаев. И поэтому тема преступления и наказания рассматривается в произведениях неодинаково.
Таким образом, цель нашей работы заключается в анализе взглядов писателей разных эпох на решение проблемы преступления и наказания.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: установить и проанализировать причины возникновения замысла преступления в трагедии У. Шекспира «Макбет», в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления»; описать приемы, которые были использованы для более полного раскрытия темы преступления и наказания; объяснить позицию автора при выборе «орудия возмездия» для героев - отступников.
Объектом изучения в данной работе является тема преступления и наказания в мировой литературе. Предметом изучения - тема преступления и наказания в трагедии У. Шекспира «Макбет», в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления».
Структура работы: реферат состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель и задачи, характеризуется объект и предмет изучения. В первой главе нами рассматривается возможность решения проблемы преступления и наказания в эпоху Возрождения на примере трагедии У. Шекспира «Макбет». Вторая и третья главы посвящены анализу решения той же проблемы, но в буржуазном и демократическом обществе на примере романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и новеллы Р. Брэдбери «Наказание без преступления» соответственно.
Материалом для написания работы послужили следующие источники: исследования Аникста А.А., Когана Г.Ф., Морозова М.М., Шведова Ю., Кирпотина В.Я, Кашиной Н.В., Фридлендер Г.М., Бурсов В.И., Гакова В. И. и других.
Глава 1. Тема преступления и наказания в трагедии У. Шекспира «Макбет»
Тема преступления и наказания является ведущей в творчестве У. Шекспира. Наиболее ярко она отражена в трагедии «Макбет», в центре которой оказалась «индивидуальность, наделенная как личность рядом положительных качеств, но поставившая эти качества на службу своим эгоистическим устремлениям».[1]
Ослепленный честолюбием и жаждой власти, Макбет совершает несколько преступлений, в результате которых превращается из полноценной гармоничной личности, воплощения мощи, воинского таланта в предателя и узурпатора, вызывая к себе со стороны окружающих лишь жгучую ненависть: «…он кровав /Развратен, жаден, лжив, хитёр, притворен,/ Несдержан, полон всех грехов,/ Которым дано названье…» (Малькольм) или «… В преисподней нет проклятей беса / И хуже, чем Макбет.» (Макдуф)
Верным соратником в преступных делах Макбета становится его супруга. Красивая, пленительно женственная, завораживающе притягательная. Она должна была нести свет, тепло, продолжать жизнь. Именно в этом и есть предназначение женщины. Однако в сцене V акт I леди Макбет произносит свой знаменитый монолог, который представляет собой призыв к темным силам «напитать ее злодейством», «умертвить в ней женщину», лишить ее человеческой природы, чтобы угрызения совести не смогли стать препятствием её злодеянию.
У. Шекспир пытается подчеркнуть противоестественность происходящего. Женщина и убийство, женщина и злодейство несовместимы. Это нравственный закон на все века. И все же для Шекспира она не является «доминантой зла», потому что после убийств ее начинают преследовать кровавые сны. Она заканчивает жизнь самоубийством, между тем как Макбет все еще продолжает безнадежно бороться со своим одиночеством и пустотой в душе: «… Вот я заперт, стиснут, сдавлен, скован / Грызущим страхом…»
Некоторые исследователи утверждают, что лишь безмерные амбиции леди Макбет стали причиной целого ряда преступлений и привели ее супруга к духовному кризису. Однако и сам Макбет обладал безграничным честолюбием. Единственное отличие между ними в том, что леди Макбет не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания. Она всерьез воспринимает слова «вещих сестер» и ни на мгновение не задумывается, правдивы ли эти слова: «Да, Гламис ты, и Кавдор ты, и станешь/Тем, что тебе предсказано.../ Я в уши / Волью тебе свой дух и языком / Смету преграды на пути к короне,/ Которой рок и неземные силы / Тебя уже венчали» (Леди Макбет).
«Импульсивность, эмоциональность и неумение (или нежелание) размышлять и колебаться - черты, характеризующие леди Макбет как натуру цельную. Именно они и становятся в дальнейшем причиной ее болезни, которую она, в отличие от Макбета, склонного к раздумьям, не в силах преодолеть, и смерти»[2]
Сам Макбет менее решителен в своих поступках, его терзают сомнения.
После того как короля находят убитым, он восклицает: «Лучше бы мне умереть за час до этого, я бы прожил в счастье, ибо с этого мгновения нет ничего серьезного в человеческой жизни. Все одна игра» . Здесь он одновременно и притворяется перед приближенными Дункана и искренен. Он перешел грань, отделяющую добро от зла, и теперь все кажется пустым вздором, и потому счастье для него уже невозможно.
Чтобы наиболее достоверно создать атмосферу происходящих преступлений, автор использует самые мрачные оттенки, описывая действия трагедии. Почти все события в «Макбете» происходят либо ночью
(например, видение кинжала, убийство Дункана, сцена сумасшествия леди Макбет), «либо в каком-нибудь тёмном месте», как, например, вторая встреча Макбета с ведьмами, состоявшаяся в пещере . Чернота ночи вызывает у зрителя «чувство страха и даже ужаса». Эти же ощущения вызывают также визуальные и слуховые образы-эффекты, присутствующие в пьесе: «гром, истекающий кровью солдат, обагрённые кровью кинжал и руки, стук в дверь в ночь убийства Дункана, пир с призраком Банко, (голова воина в шлеме, окровавленный ребёнок и другие призраки, являющиеся Макбету), блуждание леди Макбет во сне . Все эти эффекты очень точно передают атмосферу таинственности, страха и смерти. О происходящих убийствах, говорят также и образы ночных животных, являющихся символами смерти.
Также У. Шекспир вводит в трагедию фантастические образы. Это не только призрак убитого Банко, являющийся Макбету на пиру, но и сказочные ведьмы. У Шекспира нет другой трагедии, которая открывалась бы явлением сверхъестественных существ, и в которой они играли бы столь значительную сюжетно-композиционную роль. С одной стороны перед нами предстают сказочные персонажи, но они же олицетворяют дурные страсти и эгоистические стремления человека. Действие трагедии открывается появлением трех ведьм, договаривающихся о новой встрече. Они произносят следующую фразу: “Прекрасное – гнило, а гнилое – прекрасно…” Здесь речь идет о Макбете, заключает в себе сочетание и прекрасного и ужасного. Пьеса раскрывает нам трагедию величественного воина, опустившегося до подлых убийств и уничтожения невинных детей и женщин.
Предсказание ведьм Макбет воспринимает как две правды: одна из них – то, что Макбет должен стать таном Кавдорским, - уже воплотилась в действительность, другая – предсказание о том, что ему суждено стать королем, - еще ждет своего осуществления.
Однако, несмотря на все свое честолюбие, он занимает пока выжидательную позицию, рассчитывая на то, что судьба (или случай) отдаст ему шотландский трон: «Пускай судьба, мне посулив венец,/ Сама меня венчает»
Такая надежда была для Макбета вполне реальной. Она была, с одной стороны, подготовлена репутацией Макбета как великого воина, а, может быть, и спасителя отечества, а с другой – тем, что Макбет был ближайшим взрослым родственником короля. Поэтому Макбет имел достаточно оснований рассчитывать на корону. Но жажда власти одержала победу над совестью.
В данном случае ведьм можно считать антагонистом лишь в каком-то общем метафизическом смысле, как некие потусторонние силы, которые решили доказать относительность моральных критериев в жизни человека, «стереть грань между гнусным и прекрасным», добром и злом в душе человека. И объектом их влияния становится Макбет. Он принимает их слова за «путеводную нить». Он счел предсказание за «чудесный зов, который таить не может ни зла, ни блага». Ведьмы превращают сокровенные и пассивные желания Макбета в осознанные, действенные и целеустремленные. Их участие в душевном переломе Макбета накладывает мрачную печать на его честолюбивые желания, характеризуя их как силу темную и злую – демоническую, гибельную для сознания и человечности. Сомнения и колебания, которые испытывает при этом превращении Макбет, касаются нравственной сферы, вызваны сопротивлением долга и совести бесчеловечным намерениям. Мечты Макбета о короне и честолюбие воплощаются в образах ведьм и в их предсказаниях.