Кроме товаров ремесленников на рынок поступала продукция земледелия (рожь, овес), а также продавались соль, рыба, мед и т. д. Таким образом, в товарные отношения были втянуты крестьянские и вотчинные хозяйства. На внутренних городских рынках выступало и иностранное купечество. В этот период существовала денежная (преимущественно в городах) и меновая торговля.
Для Древней Руси типична связь торгов с церквами: духовенство наряду с князьями занималось торговлей, отдавало деньги в рост и т. д. В Киеве имелись «торжки» и «торговище» (на Подоле), насчитывалось 40 церквей и 8 рынков; в Новгороде «торг» подразделялся на отдельные ряды. Киевская Русь имела относительно развитое ремесло, товарное производство и значительный рынок. Часть городских ремесленников Киева, Смоленска, Новгорода работала не только на заказ, но и на рынок, который был в несколько раз больше рынка деревенских ремесленников.
Уже в период раннего феодализма в некоторых случаях ремесленники становились товаропроизводителями. Период феодальной раздробленности и татарского ига понизил роль товарно-денежных отношений в русских княжествах. Обращение металлических денег уменьшилось, и, по всей вероятности, во второй половине XII в. и в XIII в. их чеканки не было (об этом факте нет достоверных сведений). Лишь Новгородская феодальная республика, пострадавшая меньше других русских княжеств от татарского нашествия, продолжала добывать серебро на Урале и использовала его, в частности, для широко развитой внешней торговли.
Изъятие в виде дани в пользу татар значительных по тому времени денежных сумм и различных продуктов в натуре без соответствующего эквивалента не способствовало росту торговли. Однако, несмотря на многочисленные препятствия, торговля продолжала существовать, особенно в деревнях (меновая). Кроме торговли внутри городов и деревень существовала также торговля между отдельными городами и областями. Новгородцы торговали с Тверью, Суздалем, Москвой, Киевом и Черниговом. Москва в XIV в., судя по договорным грамотам, торгует с Новгородом, Рязанью, Тверью и т. д.
Важнейшими предметами межобластной торговли были соль и хлеб. Соль везли из Галича, Перемышля, с севера Руси. Новгород часто закупал хлеб во Владимиро-Суздальской и Московской землях. Князья этих полугосударств использовали в своих целях нужду Новгородской феодальной республики в хлебе: порой по политическим мотивам запрещали его вывоз. Феодальная раздробленность, сопровождавшаяся многочисленными войнами с захватом при этом торгующих купцов и установлением множества пошлин (мытов), тормозила развитие торговли. Поэтому купечество объединяется в гильдии и вместе с ремесленниками борется с феодалами и феодальной раздробленностью Руси.
Очень серьезным препятствием на пути развития торговли были таможенные пошлины. До образования всероссийского рынка это проездные и торговые пошлины. Число таможенных сборов особенно возросло во второй половине XIII в. Татары ввели тяжелую пошлину - «тамгу».
Вплоть до середины XVII в. существовало множество торговых внутренних пошлин. Привоз товара на продажу или денег для покупки облагался «замытом», объявление товара и намерение торговать - «явкою». При найме лавок и амбаров на гостином дворе брали «гостиное», «гостиную дань», «амбарное» и «полавочно»; при вывозе товаров из гостиного двора - «дворовую пошлину»; при складировании - «свальное»; при взвешивании - «весчее», «пудовое», «конторное», «рукознобную» и «подъемную» пошлины; при мере - «померное» и «покороченое»; при клеймении - «пятне»; при привязывании «продажной животины» - «роговое» и «привязную» пошлину; при отвозе купленного товара в другое место для продажи или привозимого куда-либо на продажу, но не проданного, - «узолки», или «узолцовое». Непосредственно за продажу и покупку товаров нужно было платить «тамгу», «осминичное» и «порядное».
Внутренних пошлин было так много, что феодальным правителям приходилось в своих договорах часто подтверждать желание не вводить новых пошлин. Подобные условия отражены в договорах московских князей с рязанскими и других документах. В договорах с соседними государствами феодальные князья также обусловливали характер таможенных пошлин.
Внутренние таможенные пошлины имели в каждом княжестве много особенностей, некоторые группы населения освобождались от пошлин, отдельным феодалам предоставлялись права взимать в собственной вотчине пошлины в свою пользу и т. д. Крупнейшие монастыри, такие, как Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, ведшие широкую торговлю, были освобождены от внутренних пошлин. Так называемые тарханные грамоты предоставляли льготы, освобождали от пошлин в особенности монастыри и духовенство. Лишь в XVII в. тарханы начали постепенно уничтожаться и в 1672 г. были окончательно отменены: «Впредь тарханщиком никому не быть».
Уровень развития товарно-денежных отношений в отдельных княжествах феодальной Руси был неодинаков. В период феодальной раздробленности выделялись Новгородская феодально-купеческая республика и Псков, в которых большую роль играла внешняя торговля. Однако, несмотря на феодальную разобщенность, экономические связи русских княжеств постепенно усиливались. Во второй половине XIV в. восстанавливается чеканка русской монеты. Хозяйственное объединение раздробленной Руси, начавшееся в XV в., присоединение к Москве Перми (1472 г.), Новгорода и Двинской земли (1478 г.), Твери (1485 г.), Вятки (1489г.) и Пскова (1510г.) создавало благоприятные предпосылки для расширения внутреннего рынка.
В XVI в. Русское государство становится централизованным, присоединяет Казанское ханство, Астрахань и Западную Сибирь. Объединение вокруг Москвы всех русских земель способствовало дальнейшему росту товарного производства городов и внутреннего рынка.
В XV - XVI вв. природа русского города в значительной степени меняется: в нем все более преобладает торгово-промышленное население. Немалую роль в развитии внутреннего рынка в XVI в. играла торговля Архангельска, Холмогор, Ярославля, Костромы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Пскова, Твери, Серпухова, Тулы, Смоленска и многих других, в частности растущих по Сибирскому пути, городов. По размерам торговли выделялся Новгород, хотя он и утерял былое величие.
Все больше и больше возрастало хозяйственное значение Москвы, превратившейся в XVI в. не только в политический центр, но и в центр ремесленного производства и торговли России. Москва была связана торговлей со всеми крупными городами и районами страны. Старые торговые пути эпохи расцвета Киева и Новгорода сменились новыми, в центре которых была Москва: в ней жили крупнейшие купцы, торговали с Москвой многие монастыри.
XVI в. характеризуется дальнейшим ростом товарно-денежных отношений; углублялось общественное разделение труда, расширялось товарное производство и, как следствие этого, рос рынок. Подати и в известной степени рента принимают денежную форму, связь вотчины, поместья и крестьянского хозяйства с городом усилилась. В конце XVI в. крупное русское купечество, образуя две «сотни» гостиную и суконную, приобретает черты сословной организации, начинает играть известную политическую роль. Все это создавало условия для образования в следующем столетии всероссийского рынка.
Рост рынка все больше втягивал в товарно-денежные отношения и феодальное крестьянство. Крестьяне не только продавали свои продукты, но и покупали чужие, в частности хлеб. Развитие поместной формы землевладения и внутреннего рынка в XVI в. способствовало усилению феодальной эксплуатации, росту барщины. Возрастает интерес вотчинников к организации на своих землях «торжков». Феодалы были заинтересованы в развитии торговли, поскольку она давала им значительные доходы от торговых пошлин.
Распространение товарного производства, как в городе, так и в деревне увеличивало соответствующим образом возможности роста внутреннего рынка, питавшегося не одними «излишками производства».
Хотя в этот период существовали торговцы-посредники, торговля все еще тесно была связана с ремеслом: ремесленники и сами продавали свою продукцию. На городских и деревенских торжках торговцы и монастыри закупали сырье, хлеб, скот, изделия ремесла. Росту хозяйственных связей между отдельными областями способствовали также ярмарки, организовывавшиеся обычно в городах, а более мелкие - в сельских местностях или около монастырей. Монастыри, игравшие значительную роль во внутренней торговле, были заинтересованы в ярмарочной торговле и потому, что таможенные доходы с ярмарок часто шли в их кассу.
Хлеб был важнейшим товаром внутренней торговли XVI в. Монастыри, помещики, купцы, крестьяне продавали и покупали хлеб. Спасо-Прилуцкий, Волоколамский и другие монастыри выступали важнейшими перекупщиками хлеба. Соловецкий монастырь, например, закупал крупными партиями зерно.
В XVI в. торговля хлебом достигает большого размаха и принимает разнообразные формы.
Важнейшими товарами внутренней торговли были скот, мясо, рыба, мед, соль и другие продукты сельского хозяйства. Кроме того, на рынок поступали все в большем количестве товары ремесленного производства: металлы и изделия из них, ткани, одежда, продукция скорняжного производства, кожевенные товары и т. д. Северные монастыри: Соловецкий, Никольский, Спасо-Прилуцкий и другие - наряду с купцами Строгановыми широко торговали солью, что способствовало концентрации в их руках крупных капиталов. Из района Белоозера почти во все области страны вывозилась рыба. Некоторые центры ремесленного производства поставляли свою продукцию повсюду, даже в самые отдаленные государства. Рост внутренней торговли России содействовал усилению экономических связей между отдельными частями страны.