Ивана Маркова и Патриция Уилки продолжают обсуждение концепции социальных представлений в терминах
индивидуализма/социологизма (27). По мнению шотландских психологов, существует опасная тенденция толкования этого феномена по аналогии с устоявшимися "темами" традиционных психологических исследований (атрибуция, аттитюды, групповое поведение) Нередко о социальном представлении говорят также как о "понятии, которое ищет свою теорию". Последнее замечание можно было бы считать справедливым, если только разработка и развитие теории социальных представлений будет осуществляться в направлении, некогда указанном Дюркгеймом. Дюркгейм стремился к построению научно обоснованной теории знания. Большинство же современных социально-психологических концепций страдает эпистемологическим индивидуализмом, унаследованным от европейской философии Нового времени, На рубеже XIX-XX вв. все чаще стала обсуждаться идея социального происхождения знания, которое следует изучать
66
в качестве социального явления. Одним из первых социальных психологов, отстаивавших эту идею, был Дж.Болдуин. Согласно Болдуину, "знание - это не частная собственность, а общественное свойство" (цит. по: 27, с. 390); как индивидуальное суждение, так и концептуальная идея имеют своим источником общество, а не индивида. Несколько позже близкие идеи высказывал Дж.Г.Мид. С его точки зрения, познание и логическое мышление суть продукты социальной интеракции, следовательно, индивидуальная мысль не может быть интеллигибельной вне породившего ее контекста социального взаимодействия. Принцип социальности знания стал центральным в концепции Э.Дюркгейма, который выступил против доминировавшего в те годы эпистемологического индивидуализма (как в рационалистической, так я эмпирической его формах). Теория познания, полагал Дюркгейм, должна быть переосмыслена как социальная теория знания, сочетающая в себе преимущества эмпиризма и рационализма.
Краткий исторический очерк показывает, пишут Маркова и Уилки, что социальные представления и связанные с ними Проблемы познания и концептуального мышления составляют ядро социально-психологической науки. Решение этих проблем возможно только с позиций социальной эпистемологии. Построение же такой эпистемологии предполагает долгий путь кропотливого описания, изучения и сравнения самых разных срезов социальной реальности и их восприятия. В качестве одной из ступеней, ведущих к зданию теории социальных представлений, авторы предлагают свою интерпретацию СПИДа как довременного ментального феномена. Анализ строится на сопоставлении рационального понятия о СПИДе и его социального представления.
История коллективного восприятия СПИДа - это история Ир рационализации понятия, которое из сферы научной рациональности уверенно перемещается в область эмоционального отрицания. За недолгий век своего существования этот
67
феномен радикально изменил отношение людей к сексуальной жизни и отношению полов. "Мир, узнавший СПИД, никогда не будет таким, каким он был прежде" (27, с. 393). Характер массово реакции на СПИД неоднороден: возможно как эмоционально-насыщенное, так и рационально-отстраненное отношение к феномену, восприятие его как глубоко личностного явления или как "факта", существующего наряду с другими атрибутами современного мира. Следует ли в таком случае говорить о существовании двух "образов" СПИДа - его понятия и его представления? Согласно Московичи, социальное представление - это нечто большее, чем сложное понятие. Однако до сих пор изучение формирования понятий и психология (в том числе и в рамках экспериментов, связанных с социальными представлениями) было сосредоточено исключительно на когнитивных, рациональных аспектах этого процесса. Более того, понятия, которые избрали предметом своего анализа когнитивисты, всегда носили эмоционально-нейтральный, объективный характер и отличались крайней структурной простотой (понятие числа, геометрической фигуры, объема, веса и т.д.). Последователей Московичи интересовали более сложные понятия (экономическая система, пол, конвенция), формирование которых предполагает практическое вовлечение индивидов в социальные связи. Однако и в том, и в другом случае эмоциональные параметры содержания не принимались в расчет.
Такой подход упрощает реальность, считают Маркова и Уилки. Чтобы убедиться в содержательной гетерогенности "образа" СПИДа, достаточно сравнить отношение к нему фермера, живущего в захолустье, и ВИЧ-инфицированного представителя гей-культуры; или европейского школьника, постигающего азы сексология, и матери больного гемофилией. Во всех этих случаях соотношение когнитивных и эмоциональных составляющих реакции будет совершенно различно. Следовательно, формирование "образа" СПИДа в коллективной ментальности - это одновременный процесс кристаллизация социального представления и образования понятия.
68
В заключение авторы предлагают некоторые рекомендация для разрешения псевдодилеммы когнитивного/эмоционального в теория социальных представлений.
1. Формирование понятий и социальных представлений необходимо переосмыслить как целостный, когнитивно-эмоциональный процесс (исключение составляют лишь математические и логические понятия). Содержание понятий и социальных представлений следует рассматривать в качестве "совокупности потенциальных возможностей". В зависимости от контекста использования и намерений субъекта активизируется тот или иной "потенциал" социального представления (когнитивный, эмоциональный или оба).
2. Формирование понятий традиционно связывают с приобретением знаний о фактах; социальные представления принято ассоциировать с ценностями, воплощенными в образах, верованиях и мифах. Однако, как свидетельствуют исследования в области философии науки, не существует научных фактов, в создании которых не участвовала бы теория. Следовательно, эти факты также несут ценностную нагрузку. До тех пор, пока различие фактов и ценностей не получило должного обоснования, нет оснований и для дифференциации понятий и социальных представлений.
3. Под формированием понятий обычно имеют в виду систематический рациональный процесс, обусловленный способностью мыслить и рассуждать логически. Социальные же представления, как полагают, более обязаны своим происхождением конвенциям и памяти, нежели разуму. Но существует немало примеров конвенционального происхождения научных понятий, в котором роль логического мышления невелика.
4. Изучение формирования понятий в традиционной психологии (как теоретической, так и экспериментальной) носит индивидуалистический, т.е. крайне упрощенный характер. Что же касается теории социальных представлений, то ее отличает концептуальная неясность. И понятия, и социальные
69
представления социальны по своей природе, а процесс их образования имеет когнитивно-эмоциональный характер, заключают Маркова и Уилки.
Как и Харре, Ян Паркер считает основным недостатком теории социальных представлений ее "скрытый индивидуализм" (35). Критические замечания Паркера, которому близка метатеоретическая позиция социального конструкционизма в психологии (Р.Харре, К.Джерджен), носят более жесткий и безапелляционный характер, чем размышления его коллеги из Оксфорда. Паркер ставит в вину Московичи "стремление обойти проблему индивидуализма и редукционизма", которая остается камнем преткновения для социальной психологии с момента ее возникновения. В результате сводятся на нет заявленные "социологизм" и видимая антипозитивистская направленность позиции Московичи, которую многие британские психологи поспешили отождествить с новой парадигмой в социальной психологии.
Лейтмотивом проведенного Паркером анализа теории социальных представлений выступает идея "неверного использования социологии в социальной психологии" (35, с. 447). Углубляясь в истоки концепции Московичи, он сопоставляет ее не только с точкой зрения Дюркгейма, но и с позиций Вебера. "Хотя Московичи и дает нам понять, что он в долгу у социологии Дюркгейма, - пишет Паркер, - он склонен имплицитно поддерживать индивидуализм Вебера" (35, с. 456), Параллельно с этой линией рассуждений автор стремится также показать, что реабилитация концепции социальных представлений в рамках социального когнитивизма, против которой, по-видимому, не возражает Московичи, наносит ущерб имиджу этой концепции как "подлинно социальной" теории.
Теория социальных представлений ознаменовала собой "заметный шаг вперед в развитии социальной психологии" (35, с. 447). Она высветила особенности европейской версии этой дисциплины, ее отличие от доминирующей американской
70
исследовательской традиции. Концепция "новой французской школы", поместившая индивида в социальный контекст, подтвердила актуальность конструкционистской позиции и ее критики позитивизма и индивидуализма в психологии. Московичи предложил подход, который позволил обратиться к анализу интерсубъективных структур социального мира. Люди прибегают к самым разным "словарям" социальных представлений, что позволяет им осуществлять значимые действия в разных социальных контекстах. Проникнуть в мир социальных представлений - значит понять "формы мысли" различных социальных миров, постичь разнообразие "туземных" (локальных) психологий. Этот аспект сближает концепцию Московичи с позиций Харре, подчеркивает Паркер.