Смекни!
smekni.com

Якимова Е. В (стр. 14 из 22)

"Благоприятный результат инъекции в социальную психологию мультидисциплинарного и кросс-культурного измерений состоит в том, что на первый план выступило многообразие социального опыта ... был брошен вызов гомогенизации социального мира, которую, под видом науки, отстаивала старая, экспериментальная парадигма" (35, с. 449). Таким образом, теорию и исследование социальных представлений можно было бы рассматривать как составную часть новой модели дисциплины, где лаборатория уступает место реальному миру. Солидаризуясь с конструкционистской критикой позитивистской психология, эта теория стремится использовать элементы социологии, чтобы продемонстрировать содержательное разнообразие индивидуального бытия в социальном мире.

Однако при этом Московичи уходит от ответа на вопрос о cooтношении индивидуального и социального уровней социо­психологического анализа. Обращаясь к изучению символических аспектов социального бытия, Московичи настаивает на сохранении в социальном анализе индивидуального измерения. Эта противоречивая установка порождает массу разночтений данной теории, особенно среди англоязычных единомышленников Московичи. Одни, подобно Харре, берут на вооружение

71

"сильный" вариант теории социальных представлений, который близок новой, неиндивидуалистической психологии. Другие, прежде всего представители социального когнитивизма, пытаются утилизировать ее "слабый" вариант, который, благодаря "латентному индивидуализму", вполне укладывается в рамки позитивистской парадигмы.

Двусмысленность положения, в котором в 80-е годы оказалась теория социальных представлений, в значительной степени объясняется неверным образом психологии, сложившимся у социальных психологов, полагает Паркер. Так, Московичи настаивает на преемственности своих идей и социологической позиции Дюркгейма. Между тем, объективно, ему гораздо ближе социологический индивидуализм Вебера, подхваченный и развитый социальным когнитивизмом. Как и Вебер, Московичи противопоставляет подлинно духовное бытие человека, возможное только в "консенсуальном" мире, и бытие в мире материализованном, или "воплощенном". Консенсуальный мир социальных представлений - это мир феноменальный, он подлежит описанию и интерпретации в субъективных (неказуальных) категориях. Дюркгейм же отстаивал право социологии на объективное изучение социальных фактов. Социальный когнитивизм попытался "спроецировать социальные представления в головы веберовских социальных актеров" (35, с. 454). Эта проекция в определенной мере задана работами самого Московичи и, в особенности, его коллег, занятых экспериментальным изучением дистрибутивных социальных представлений. В результате реанимируется тот самый психологический редукционизм, против которого изначально был направлен замысел модели социальных представлений.

Еще больший урон престижу новой теории как прообразу социологической социальной психологии наносит свойственное когнитивизму увлечение формальными аспектами ментальных процессов. Если "сильный" вариант концепции Московичи акцентирует содержание социальных представлений, то "слабый"

72

заимствованный когнитивизмом, напротив, сконцентрирован и изучений форм социальной информации в их индивидуальном восприятии. "Вместо изучения символической сферы человеческого бытия наблюдается сдвиг в сторону экспликации индивидуальных информационных процессов" (35, с. 447). К сожалению, пишет Паркер в заключении, именно "слабая" версия теории Московичи, вполне укладывающаяся в рамки традиционной психологии, приобретает все большее число сторонников в англоязычное мире. Поэтому было бы преждевременно относить данную концепцию к разряду неиндивидуалистических моделей социально-психологического знания. Свой ответ Паркеру и другим оппонентам, обвинившим его в уступках индивидуализму, Московичи называет "метафизическим". Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходим свежий взгляд на все те философско-психологические категории, которые современные исследователи получили в наследство от XIX столетия. В частности, анахронизмом выглядит сегодня традиционное толкование термина "индивидуализм". Индивид и индивидуализм - это такие же социальные представления, как общество или социальная ориентация, считает Московичи. Термин "индивидуализм" соответствует как минимум трем представлениям массового сознания современности. Первое, уходящее корнями в эпоху Возрождения, рисует личность, освобожденную от гнета традиций, впервые осознавшую свои права, обязанности и независимость от авторитетов прошлого. Реформация принесла "сублимированную версию индивидуализма: индивид - это человек долга, жертвующий личными радостями во имя общественных целей, главная из которых требует, чтобы каждый нашел свой собственный путь. Наконец, эре рыночной экономики соответствует представление об индивиде как "вынужденном аутсайдере", который приносит свои личные отношения в жертву золотому тельцу. Каждый тип индивидуализма, подчеркивает Московичи, несет с собой особое видение человека, его личностных качеств и мотиваций.

73

Теория социальных представлений "индивидуалистична" в той мере, в которой она принимает в расчет индивида как "исторический факт и самое жизнеспособное изобретение современности". В то же время эта теория "социологична", так как она не противопоставляет индивида социальным обстоятельствам, а рассматривает его как их активного участника. Только в процессе социального взаимодействия происходит становление индивида и его осознание себя таковым. Всякая иная интерпретация противоречит базовым постулатам теории, "учитывающей всю совокупность представлений, которые формируют социальную реальность, соответствующую тому, что мы называем "индивидом"" (29, с. 521).

Сравнивая позицию "новой французской школы" с американской версией когнитивизма, Московичи неоднократно подчеркивал их принципиальное отличие - социологичность первой и индивидуализм второй. Этим отличием продиктован и соответствующий выбор исследовательских приоритетов: когнитивисты изучают формы ментальной деятельности, во французской психологии анализу "в равной мере подлежат как способы, посредством которых люди думают и творят общие для них реалии, так и содержание их мыслей" (33, с. 181). При этом под способами опять-таки подразумеваются не индивидуальные когнитивные сценарии, а конвенциональные (т.е. социально заданные) структуры социальных представлений. Д.Жоделе так разъясняет суть этого различия. Когнитивный подход "имеет дело с объектами или процессами либо гипотетическими по своему характеру, либо воспринятыми косвенным путем в ходе реализации основной интеллектуальной задачи (например, опыта запоминания)". Социальный подход "создает представления, имея в виду конкретные, непосредственно регистрируемые объекты, даже если скрытую организацию их элементов приходится реконструировать исследователь" (7, с. 97). В последнем случае можно выделить две модели изучения содержания представления. Воспринимая его как

74

целостное структурированное пространство, исследователь делает (цент на выделении компонентов представления (информации, образов, верований, ценностей) и систематизирующих эти элементы принципов (нормы, социокультурная организация, когнитивные схемы). Если же содержание представлений рассматривается как структурирующее ядро, то главное внимание уделяется выявлению элементарных структур, вокруг которых кристаллизуются системы представлений (периферические и центральные).

По мнению британца Г.Семина, названные подходы все же имеют точку пересечения, так как в обоих случаях речь идет социальном по своей природе процессе категоризации, т.е. "объяснения, понимания и моделирования действий и реакций других людей" (7, с. 106). Однако теория социальных представлений исключает редукцию процесса категоризации к субъективному индивидуальному измерению, .тогда как "прототипическая" модель когнитивистов нацелена все же на изучение организации категорий в мышлении отдельного индивида. Единственная нестыковка в концепции Московичи - это введение индивидуальных по своей природе механизмов закрепления и объективации, которые, как считает Семин, никак не связываются с собственно социальными процессами, опосредующими Производство, воспроизводство к передачу социальных представлений (40, с. 93). Точку в споре об "индивидуализме" концепции Московичи и ее запутанных отношениях с когнитивизмом поставил Р.Фарр. Опасения Паркера, что Московичи продался когнитивистскому лобби" совершенно напрасны, считает Фарр, так как идея социальных представлений - это тот самый троянский конь, который, вступив в цитадель когнитивизма, сумеет выполнить возложенную на него задачу радикального обновления психологии (19, с. 359).

Новый поворот дискуссиям о социальных представлениях дают заметки Эндрю Уэллса, который увидел в постулатах Московичи одновременно "и теорию, и метатеорию социальной

75

психологии" (44, с. 437). Теория описывает феномен, названный социальным представлением; метатеория постулирует существование двух различных типов реальности (мира воплощенного и мира согласованного) и демонстрирует неадекватность научных методов как средства познания консесуального универсума социальных представлений. По мнению Уэллса, неоднозначность прочтения этой концепции за пределами Франции обусловлена тем, что психологи смешивают два уровня рассуждений, Московичи и, как правило, критикуют его "теорию явлений", не замечая уязвимости метатеоретических установок. Необходимо вычленить

метатеоретические компоненты воззрений Московичи и подвергнуть их критической переработке, которая сделает более плодотворными описание и анализ феномена социальных представлений.