Перечисленные проблемы в той или иной мере были предметом обсуждения и в начале 80-х годов, однако сегодня они
19
обрели некоторые новые нюансы1). Так, особенностью современного восприятия воззрений Московичи в Европе становится попытка их метатеоретического осмысления как очерка "большой теории", претендующей на возвращение социальной психологии ее подлинной целостности как междисциплинарной области социального анализа. Такая трактовка позиции Московичи представляется вполне закономерной, на фоне оживившихся в конце 80-х годов споров о месте социальной психологии в системе академического знания (тем более, что автор теории социальных представлений, как я прежде, является одним из деятельных участников этих споров). Среди французских психологов, считающих себя последователями Московичи, наметилась тенденция к некоторой предварительной систематизации полученных идей и данных и классификации существующих способов анализа социальных представлений. Продолжается и эмпирическое изучение этого феномена, которое, помимо тематического разнообразия, характеризуется сегодня расширившейся географией "наблюдений в естественных условиях" (Португалия, Испания, Великобритания, Австрия, Швейцария, США), а также стремлением включить в контекст "социальных представлений" новейшие реалия социальной жизни (СПИД, проблемы сексуальных меньшинств, расовые и гендерные стереотипы).
В настоящем обзоре нашли отражение европейские теоретические дискуссия и эмпирические исследования в области социальных представлений конца 80-х - начала 90-х годов. Основное внимание уделяется особенностям современного
I)О месте понятия "социальное представление" в концептуальных схемах западной психология предшествующего десятилетия см.: Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 1987. - С. 46-58.
20
восприятия теории Московичи и ее интерпретациям в работах его европейских коллег. Поскольку базовые теоретические идеи французской школы социальной психология, а также ее эмпирические находки в предшествующий период достаточно полно отражены в отечественной литературе, в данном обзоре они будут представлены лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания существа текущей полемики.
21
ОТ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ - К
СОЦИАЛЬНЫМ: ТЕОРИЯ МОСКОВИЧИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Первый очерк теории социальных представлений в английском переводе был опубликован в 1981 г. Как и его расширенный вариант, появившийся три года спустя, этот очерк был написан Московичи специально для европейских социальных психологов и содержал концентрированное изложение его взглядов, до тех пор известных лишь по отдельным (хотя и многочисленным) публикациям во Франция. Таким образом, это была одновременно и презентация идей "новой французской школы" в Европе, и систематизация ее теоретических положений. Очерки не только знакомили западный мир с теорией социальных представлений, но и позволяли судить об особенностях стиля Московичи, сыгравшего не последнюю боль в разночтениях и подчас полярных интерпретациях его воззрений за пределами Франции. Характерной чертой текстов, написанных Московичи, является их образность и свобода в обращении с терминами и понятиями. Его работы изобилуют метафорами, отступлениями и неожиданными примерами. Излагая свою позицию, Московичи избегает определений, предпочитая описания; его концептуальные положения вплетены в ткань изысканных сравнений и реминисценций; убежденно отстаивая свою точку зрения, он не прибегает к безапелляционным суждениям, его полемические выпады сдержанны и элегантны, а выводы скорее
21
напоминают изящные концовки философско-литературных эссе, чем резюме ученого. Вполне вероятно, что свойственная Московичи манера изложения своих взглядов не только отражает индивидуальные особенности его стиля, но и является тактическим оружием в той борьбе о "бихевиористским миром, бихевиористской наукой и бихевиористскими метафорами", которую вот уже более 30 лет ведет автор теории социальных представлений (34, с. 14).
Что же скрывается за словосочетанием "социальные представления"? Памятуя о нелюбви Московичи к априорным дефинициям, следует сформулировать вопрос по-другому: каково содержание и функции этого феномена и в чем заключается его роль как социально-когнитивного образования, составляющего главный объект французской социально-психологической науки?
Исходным пунктом рассуждений Московичи является его тезис о мире представлений как о некотором "типе реальности", с которой сталкивается индивид в повседневной жизни. Эта позиция противостоит бихевиористской точке зрения, согласно которой объективный мир физических объектов исчерпывает собой "окружающую среду" человека, существующую независимо от него и служащую стимулом его идей, образов, атрибуций и представлений. "Если речь идет о реальности, - пишет Московичи, - представления - это все, что мы имеем я к чему приспособлены наша перцептивная и когнитивная системы" (34, с. 5). Это значит, что любая информация об объектах, которой располагает индивид, - это информация, "препарированная" представлениями; они классифицируют получаемые "данные", относят их к той или иной категории, дают им наименование и превращают в объект коммуникации, "Принципиальные формы нашего физического и социального окружения фиксируются в представлениях, и мы сами обретаем "форму" в соответствии с ними" (34, с. 13).
У человека нет иного способа общения с внешним миром
22
(т.е. миром, находящимся по ту сторону "представленной" реальности), чем с помощью уже существующих и вновь создаваемых представлений. Следовательно, представления -это та социальная призма, через которую воспринимается (предстает) окружающей мир. Отношения с миром окрашены двоякой спецификой социальных представлений: они обусловливают опыт, события и людей, с которыми соприкасаются, и предписывают, что и как именно надлежит мыслить. Под "обусловливанием" Московичи имеет в виду способность представлений включать объекты в систему существующих социальных конвенций, которые заставляют нас интерпретировать вещи и события так, а не иначе (например, видеть в поднятой руке знак приветствия, а в изменившемся цвете металла признак повышения его температуры). Предписательность социальных представлений, т.е. их способность "навязывать себя с неистребимой силой", связана с когнитивной организацией человека, во-первых (т.е. с существующими ментальными структурами и механизмами), и с социально-культурной традицией, во-вторых. Власть социальной традиции проявляет себя в том, что индивид не столько мыслит или представляет, сколько актуализирует в себе аккумулированный поколениями социальный опыт мышления и представления, который он "цитирует"; индивид как бы мыслит заново уже "помысленное" до него. Эту вездесущность социальной традиции и памяти Московичи облекает в метафорический образ "мыслящего общества", подразумевая совокупного субъекта социальных представлений, который не столько над-индивидуален, сколько не-индивидуален (хотя социальные представления являются достоянием каждого отдельного члена общества). Образ "мыслящего общества" имеет для Московичи еще один, антибихевиористской аспект: здесь подчеркивается активный характер отношений людей со своим "окружением", которые не исчерпываются связями реципиента и источника информации.
Итак, "представление о чем-либо, которым мы
23
располагаем, не связано непосредственно с нашей манерой думать; наоборот, скорее наша манера думать и то, что именно мы думаем, зависит от представлений, т.е. от того факта, имеем ли мы в своем распоряжении данное представление ... навязанное нам как достижение последовательно сменяющих друг друга поколений". Социальные представления, продолжает свою мысль Московичи, это "социальные сущности, которые живут своей собственной жизнью, которые общаются между собой, вступают в противоречия и изменяются в гармоническом тандеме с течением нашей жизни; они исчезают лишь для того, чтобы явиться в новом обличий" (34, с. 10).
В чем же состоит социальность этих "сущностей"? Прежде всего, социален их генезис: как "набор понятий, убеждений и объяснений, представления берут свое начало в повседневной межличностной коммуникации", в актах повседневного общения и интеракции (33, с. 181). В результате они становятся распространенными, общепринятыми и в этом смысле также социальными. С их помощью происходит создание "социальной реальности sui generis" - реальности здравого смысла, повседневного общения и обыденного знания. "Наше понимание так называемых фактов является частью самих фактов" - утверждает Московичи (10, с. 229). Социальная онтология представлений оказывается, таким образом, неразрывно связанной с социальной эпистемологией.
Являясь кирпичиками реальности здравого смысла, социальные представления одновременно помогают ориентироваться в этой реальности, выступая в виде "особого способа приобретения знания и сообщения его другим" (33, с. 181). Эти две стороны социальных представлений (собственно когнитивная и коммуникационная) неразделимы как лицевая и оборотная стороны листа бумаги. Поэтому социальные представления занимают промежуточное положение между понятиями, которые упорядочивают мир посредством значений, и восприятиями (или образами), которые этот мир воспроизводят. Иными словами,
24
они обладают портретным и символическим измерениями. Связующим звеном между "портретом" и "символом" выступает язык, который всегда, с одной стороны, суть язык наблюдения, или "чистых" фактов, с другой - язык логики, или "чистых" символов. Развитие современной науки все более удаляет друг от друга эти две ипостаси, происходит отступление языка, его изъятие из сферы научной коммуникации под натиском формализованных знаковых систем. Покидая сферу "естественной реальности", язык ограничивается своим последним оплотом - "реальностью конвенциональной и исторической", где он становится все более "обремененным представлениями".