Смекни!
smekni.com

Якимова Е. В (стр. 5 из 22)

Социальные представления, продолжает Московичи, значимы именно в условиях современности с ее углубляющейся пропастью между основными мировоззренческими системами (наукой, религией, идеологией, политикой). В современном обществе особенно остра необходимость наведения мостов между абстрактным статусом науки и общей системы верований, с одной стороны, и конкретной повседневной деятельностью социальных индивидов - с другой. "Налицо растущая потребность в постоянной реконструкции здравого смысла, т.е. определенной суммы знаний, составляющих субстрат образов и значений, без которых не может действовать ни один коллектив" (33, с. 185).

Итак, социальные представления создают реальность я обыденное знание, а задача социальной психологии сводится к постижению "той алхимии, которая превращает презренный металл наших знаний в золотые слитки реальности"(33,с.186). Для того, чтобы проникнуть в этот процесс, т.е. выяснить мотивы формирования и механизмы функционирования социальных представлений, необходимо понять различие двух форм бытия (и двух дискурсивных универсумов) -материализованного (или воплощенного) и согласованного (или конвенционального). Их разделение - в физическом и категориальном

25

отношениях - это отличительная черта современной культуры. Рассмотренное в конвенциональных категориях (как мир согласованный) общество выступает как неотъемлемая часть жизни и поведения людей, как процесс и результат постоянного созидания ими социальной жизни, наполненной их целями и значения ми. Это мир, где важны индивидуальные особенности, но каждый равен другому с точки зрения своей социальной значимости и "компетентности": здесь все "любители" или "любознательные наблюдатели". Человек есть мера всех вещей -такова формула этого мира, а его парадигма - "исчезающее искусство конверсации" (33, с. 187).

В мире материализованном (или мире объектов) общество не узнает себя в творениях своих членов, эти творения отчуждаются и воплощаются в объектах, которые изучает наука. Здесь, напротив, вещи выступают мерой людей, которым наука предписывает, что истинно и что ложно. Это бытие признает профессионалов (узких специалистов) и третирует любителей, его парадигмой служит компьютер. Иными словами, социальная и физическая реальность современности оказывается разделенной на два мира, способ познания материализованного универсума олицетворяет наука, путь к постижению универсума согласованного лежит через социальные представления, которые "формируют наше коллективное сознание, объясняют события и вещи, делая их доступными каждому из нас" (33, с. 187).

Именно в этом последнем обстоятельстве и следует искать мотивы возникновения социальных представлений, подчеркивает Московичи. Каждое представление превращает "нечто неизвестное в то, что давно знакомо". Мир человеческого общежития - это мир, где каждый хочет чувствовать себя как дома, т.е. защищенным от опасностей несоответствия, несовпадения, инаковости и т.п. Все, что говорится и делается в универсуме согласований, должно служить ранее принятому и устоявшемуся. Новое как таковое включается в этот

26

универсум лишь постольку, поскольку оно способно "оживить диалог", вдохнуть новую струю в коммуникацию, спасти этот мир от рутины повторяемости. Это "динамика освоения (ознакомления), посредством которой объекты, индивиды и события делаются знакомыми и понятными на базе прежних событий и моделей" (33, с. 189). В этом процессе память стремится взять верх над логикой, прошлое - над настоящим, реакция - над стимулом, образ - над действительностью. Акт "представления" переносит то, что тревожит и внушает опасения, из внешнего (незнакомого) пространства во внутреннее, знакомое и привычное. Это происходит посредством разделения понятий и восприятий, обычно соединенных воедино, и включения их в такие контексты, где необычное становится обычным, а неизвестное вписывается в рамки общепринятых категорий. Например, во Франции процесс общения психоаналитика с пациентом изначально воспринимался как "исповедь". Но речь здесь идет не о простой аналогии, а о "социально значимом слиянии двух процессов я понятий при некотором изменении связанных с ними ценностей и эмоций" (33, с. 189).

Отправной точкой освоения неизвестного всегда выступают социально принятые образы, понятия и языковые формы, причем главная роль принадлежит здесь не утверждениям (индивидуальным или групповым), а конвенциям и реминисценциям. Когда далекое и абстрактное становится конкретным и близким, восстанавливается ощущение социального комфорта и непрерывности бытия, подчеркивает Московичи.

Таким образом, изучение социальных представлений предполагает поиск мотивировавших их элементов новизны и реконструкцию процесса подтверждения старых выводов новыми посылками. Наука предполагает обратный путь - от известного к неизвестному, опровергающему сложившуюся систему представлений о мире. С этой точки зрения, современная наука, отправным пунктом которой некогда был здравый смысл, все более удаляется от своего истока, разрушая мир обыденных

27

представлений. В свое время наука "снимала налет вульгарности с суждений здравого смысла", облекая эти суждения в форму научных постулатов. В наши дни здравый смысл возвращает науку повседневности, препарируя посредством социальных представлений научные истины в обеденные понятия. Однако превращение незнакомого в знакомое не происходит само собой. Это сложный процесс, который осуществляется посредством закрепления и воплощения (объективация) социальных представлений.

Закрепление означает возврат представления (образа, понятия, вещи) к известной, общепринятой точке отсчета, "прицепление" его к обыденным образам и повседневным категориям1\ Воплощение (объективация) равнозначно трансформации абстрактного содержания в нечто почти физически осязаемое; это превращение того, что существует в мыслях, в нечто, существующее "в природе". Когда неизвестное помешено в знакомые рамки, появляется возможность сравнить его с известным, а значит, так или иначе интерпретировать. Будучи воплощенным в некотором конкретном, т.е. видимом и ощутимом виде, оно становится подвластным нашему контролю. Тем самым закрепление и объективация образуют инструментальную сторону формирования социальных представлений.

В свою очередь они обладают собственными механизмами действия. В первом случае - это категоризация и наименование, во втором - язык и память. Закрепить, "зацепить" социальное представление - значит отнести его к некоторой

Для обозначения этого механизма Московичи использует технический термин "анкеровка", который означает жесткое закрепление. В дословном переводе французское слово "ancrage" означает "якорь, ставить на якорь, жестко закреплять". Учитывая последующие разъяснения Московичи, можно было бы назвать этот процесс "зацеплением" социальных представлений за уже имеющиеся образы и категории. Однако в отечественной психологической литературе уже общепринятым стал перевод термина "ancrage" как "закрепление".

26

категории, снабдив незнакомое знакомым именем (ярлыком). Если объект (индивид, идея, образ) соотнесен с категорией, он превращается в элемент социально принятой категориальной сети и, следовательно, приобретает вполне определенные характеристики. Получив имя, он становится объектом коммуникации, поскольку нельзя обсуждать то, что не названо. Процесс представления себе объекта, пишет Московичи, - это "в основе своей процесс классификации я наименования, метод установления связей между категориями и именами" (33, с. 193). Заняв позицию в иерархия социально принятых категории, объект становятся носителем свойств. Приписывание атрибутов происходит посредством сравнения объекта и соответствующего прототипа. Прототипом выступает идеализированная комбинация признаков, с которой связывается позитивная или негативная ценность. Это "портретная матрица характеристик", делающая сама себя мгновенно узнаваемой. С этой точки зрения, категоризация - это выбор прототипа из всей массы "портретных матриц", хранящихся в социальной памяти, и установление позитивной или негативной связи с ним неизвестного объекта. Если объект соответствует прототипу, он подлежит обобщению, если нет - включается процесс индивидуализации. Причем определяющим здесь выступает не интеллектуальный выбор индивида или группы, а необходимость выразить таким образом социальное отношение к объекту, делание увидеть в нем норму, либо нечто, от нее отклоняющееся. В этом и состоит суть классификации, настаивает Московичи, ибо речь идет о том, классифицировать ли неизвестное как соответствующее либо противоречащее социально принятой норме. Что же касается социального "могущества" нормы, т.е. прототипа, то оно обусловлено способностью "портретных матриц" заключать абстрактное в конкретный образ. Тем самым прототипы помогают выполнить социальный заказ: "выковать категорию, взяв в качестве отправной точки индивида" (33, с. 195).

29

Наименование социальных представлений равнозначно лишению их анонимности; оно предполагает помещение объекта в сеть социальных конвенций. Дать имя - значит найти точную позицию объекта в "идентификационной матрице культуры". "Зацепившись" за присвоенное (или изобретенное) имя, социальное представление делается узнаваемым. Причем, как бы произволен ни был процесс наименования, как только достигнут консенсус всех участвующих в нем членов сообщества, ассоциация между именем (символом) и объектом (представлением) приобретает характер неизбежности. Наименование сродни химической реакции, вызывающей осаждение участвующих в ней элементов. Если дано имя, объект можно: а) описать как обладающий некоторыми свойствами; б) отличить, благодаря этим свойствам, от другого объекта; в) сделать его предметом конвенции между теми, кто намерен его использовать. Можно даже говорить о своеобразной "тенденции к социальному номинализму, посредством которого имена, идентифицирующие людей и вещи, множатся и распространяются, способствуя размещению их носителей в кругу доминирующих социальных представлений" (33, с. 197).