Смекни!
smekni.com

. Маргарет тэтчер (стр. 5 из 9)

Не оправдавшая себя в первые годы политика тетчеризма могла быть и вовсе повержена в случаи, если консерваторы проиграют следующие выборы. А разыгравшийся в стране экономический кризис явно не способствовал росту популярности тори. Будучи политиком, до мозга костей, Тэтчер с присущей ее интуицией, способностью оценить развитие событий и – самое главное – умением заставить обстоятельства работать на себя быстро поняла, что ей нужна победа в этой войне.

Когда Тэтчер созвала заседание кабинета, она была настроена весьма решительно. «Джентльмены, мы должны воевать», - сказала премьер-министр. Каждый из членов кабинета должен был сказать, согласен ли он с таким решением. Никто не возразил, и таким образом, ответственность за начало военных действий легла не лично на Тэтчер, а на весь кабинет министров. Вместе с тем, когда английские публицисты называют эту войну «тетчеровской», на это трудно что-либо возразить. Решение было принято авторитарно, под давлением премьер-министра. Приказ о подготовке эскадры и об ее отплытии был одобрен парламентом постфактум.

Одна британская флотилия, находившаяся на учениях у Гибралтара, получила приказ взять курс на Фолкленды, хотя, по свидетельству командира флотилии, на тот момент на борту не было даже карты островов. Из Портсмута под звуки оркестров были отправлены авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес». В Атлантике к ним примкнули два десятка миноносцев, фрегатов и кораблей поддержки, образовав крупнейшую со времен второй мировой войны армаду. Впереди нее по направлению к островам шли четыре атомные торпедные подводные лодки.

Между тем Аргентина укрепляла свое военное присутствие на островах. Леопольдо Фортунато Гальтьери (президент Аргентины) издал приказ о возвращении на военную службу 80 тыс. недавно мобилизованных призывников. Непосредственно на острова было отправлено 10 тыс. солдат и офицеров. В целом Британии противостояли военно-морской флот из семнадцати боевых единиц, 130-тыс. постоянная армия и военно-воздушные силы, насчитывающие 20 тыс. военнослужащих.

Тэтчер сразу же образовала и возглавила военный кабинет, куда вошли некоторые министры и военные. Англия объявила об установлении вокруг Фолклендских островов 200-мильной запретной зоны. Министр обороны Джон Нотт предупредил, что любые судна внутри этой зоны станут объектом нападения.

«Идет битва между добром и злом. Это нечто значительно большее, чем война из – за Фолклендов и за спасение 1800 британцев, живущих там. Агрессия Аргентины – это вызов Западу. Война должна быть закончена, и она будет закончена», - такую оценку ситуации дала Тэтчер на конференции Консервативной партии Шотландии, после того, как 25 апреля английская эскадра подошла к острову Южная Георгия и высадила на нем свое десант.

2 мая второй по величине аргентинский корабль «Белграно», находившийся вне 200-мильной зоны вокруг Фолклендов, объявленной Англией запретной для Аргентинских судов, был торпедирован английской атомной подводной лодкой «Конвейер». Погибло 368 человек.

Это событие потрясло мир. Оно не объяснялось никакими военными соображениями. Крейсер не представлял непосредственной угрозы британскому флоту, поскольку он даже не направлялся в сторону Фолклендов. Однако в одном из интервью Тэтчер сказала, что он «он не направлялся в сторону от Фолклендов» и представлял опасность для британского флота.

Потопление «Белграно» обострило британо-аргентинский конфликт. Через два дня ракета «Эгзосе» французского производства, выпущенная истребителем-бомбардировщиком «Супер-Этандар», - попала в английский военный корабль «Шеффилд». Команда из 270 человек лишилась 22 из них.

До того, как был потоплен «Белграно», большинство европейских государств поддерживало Англию – они сократили торговые связи с Аргентиной и наложили жесткие экономические санкции в отношении Буэнос-Айреса. После этого события отдельные правительства заколебались. Ирландия выступила за посредничество ООН в урегулировании конфликта. Чтобы сохранить поддержку международной общественности Лондон согласился на посредничество ООН. Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр в течение трех недель пытался найти дипломатические решения конфликта, но ни одна из сторон не шла на уступки.

Тэтчер отдала приказ о тотальном вторжении. 21 мая после интенсивного артиллерийского обстрела с моря и бомбардировки аргентинских позиций с воздуха на Фолклендские острова были высажены отряды английских десантников.

Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, Тэтчер вышла на Даунинг стрит. «Сегодня Британия – снова Великобритания. Это великое оправдание всего того, что нами сделано».

Успехи Тэтчер во внешней политике значительно укрепили ее авторитет внутри страны. Эти два с половиной месяца полностью изменили ее политическое положение, с оппозицией Консервативной партии было покончено.

Популярность Маргарет Тэтчер росла. Если зимой 1982-1982 годов предпочтение Тэтчер отдавали, согласно опросам, 24% опрошенных, то в июне 1982 года правительство Тэтчер поддерживало 45,5%. И уже весной 1983 года, учитывая рост влияния консерваторов, принимается решение о назначении досрочных выборов в парламент.

ВТОРОЙ СРОК ПРЕМЬЕРСТВА.

ЕЩЕ ОДА ПОБЕДА ТОРИ.

На кануне фолклендской войны большинство англичан были уверены в поражении Маргарет Тэтчер на следующих выборах. Теперь ее шансы остаться на посту премьер-министра были почти стопроцентными. Мало того, что она укрепила свой авторитет в стране. Фолклендские события возвели ее в ранг ведущих мировых политиков, придали ее фигуре значительный вес в мировом масштабе.

Мнение англичан теперь уже было другим. Большинству из них импонировала «твердая рука», - которая смогла бы обеспечить успех в делах экономики.

Досрочные выборы в парламент были назначены Маргарет Тэтчер на 9 июня 1983 года. Не смотря на очевидный рост популярности консерваторов, некоторые политические обозреватели не исключали сюрпризов на этих выборах. В конечном счете, все зависело от успеха предвыборных компаний партий.

Предвыборный манифест тори главной задачей ставил снижение инфляции. Было заявлено о продолжении прежнего экономического курса правительства, направленного на снижение налогов, установление контроля над государственными расходами, децентрализацию ряда промышленных отраслей. В области внешней политики Тэтчер высказывалась против одностороннего ядерного разоружения, за проведение которого выступали лейбористы.

В итоге на вопрос о том, какая партия имеет лучшего лидера в 1979 году называли консервативную партию только 35% опрошенных, а в 1983 году – уже 55%. Исход голосования был практически запрограммирован. Из 30 с лишним миллионов избирателей, 13 отдали свои голоса консерваторам, 11 – лейбористам. В результате голосования консерваторы получили 60% мест в парламенте. Теперь они располагали большинством в 144 голоса.

Победив на выборах, Тэтчер решила укрепить свои позиции, произведя значительные перестановки в правительстве. Наиболее серьезным был вопрос о том, кто станет министром финансов. Учитывая сложность предстоящих экономических преобразований, Тэтчер подобрала на пост канцлера казначейства очень компетентного человека. Н. Лоусон, занявший этот пост отличался глубоким знанием экономических проблем. Как и сама премьер- министр она получила образование в Оксфорде, где его знали как одного из самых способных студентов.

Министром торговли и промышленности стал яркий, знающий, способный политик С. Паркинсон. Это был давний сподвижник Тэтчер, отличавшийся своим лояльным отношением премьер-министру.

Говоря о формировании, Тэтчер кабинета, можно подвести итог: в него вошли три новых министра, десять министров заняли другие должности в правительстве, а всего в нем было произведено более 60 перемещений. В результате этих перестановок Тэтчер получила «правительство убежденных деятелей», - о котором мечтала с 1979 года.

Однако на пути премьера оставалось главное препятствие – деятельность профсоюзов. Власть тред-юнионов в Англии в последнее десятилетие была очень сильна. Хит в годы своего премьерства признался, что страной правит не правительство, а профсоюзы. Очевидно, что деятельность трудовых союзов, направленная на улучшение социального обеспечения рабочих, не только противоречила политике премьера, но и мешала осуществления ее планов по выводу экономики из кризиса.

Главным в программе Тэтчер в те годы наряду со снижением инфляции, было обуздание деятельности профсоюзов. В годы своего второго премьерства Тэтчер с новой силой взялась за борьбу с профсоюзами. В 1984 году был принят Билль о профсоюзах, предусматривавший обязательное тайное голосование трудящихся перед забастовкой, ограничение политических фондов профсоюзов и ряд других жестких мер, которые пришлись как никогда кстати – в этом же году в Англии началась крупнейшая после 1926 года стачка углекопов. Это было самое трудное испытание для правительства со времен его прихода к власти.

В 1984 году Национальное управление угольной промышленности (НУУП) объявило о планах закрытия ряда нерентабельных шахт. Вызванная планами правительства по закрытию шахт стачка профсоюзов 1984-1985 годов была крупнейшей за последние полстолетия в Европе.

Тактика, которую избрала Тэтчер в борьбе с профсоюзами, была гениальной. Премьер-министр исходила, во-первых, из того, что к забастовке шахтеров необходимо тщательно приготовится, чтобы она не смогла нанести существенного урона экономике, а во-вторых, из того, что бастующие должны оказаться в моральной изоляции от общества.

Для реализации первой задачи правительство заблаговременно предприняло ряд мер. Члены кабинета понимали, что забастовка продлится не один месяц, поэтому по распоряжению правительства у электростанций были созданы дополнительные запасы угля в объеме 20 млн. тонн, что было достаточно для пяти месяцев работы. Они также были подготовлены для работы на жидком топливе. Кроме того, были найдены емкости для транспортировки угля в случаи, если его придется импортировать. Правительство договорилось с водителями частных грузовиков о его перевозках.