По периметру сада была установлена чугунная художественная ограда с тремя воротами и двумя калитками. На ее витых колонках возвышались чугунные вазы, украшенные львиными масками. Ограда была изготовлена на чугунолитейном и механическом заводе Ф.К. Сан-Галли. Во 1953 году люди спасались на этой решетке от наводнения.
В центре, по проекту Д.И. Иенсена были установлены фонтаны, доставленные прямиком из Парижа. Их поместили в круглые гранитные бассейны. На восьмигранной тумбе, декорированной четырьмя львиными масками, была установлена плоская чаша. В центре ее две фигурки путти (фигурки младенцев) поддерживали круглую плоскую чашу меньшего диаметра. Над ней же возвышалась узкая ваза, украшенная четырьмя головками купидонов.
В 1818 году по проекту архитектора К.И. Росси в центре сквера был установлен обелиск, перенесенный с Марсова поля, созданный двадцатью годами раньше архитектором В.Ф. Бренна в честь фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Обелиск сложен из трех крупных блоков серого сердобольского гранита и увенчан бронзовым шаром с сидящим на нем орлом. Пьедестал из серого мрамора украшен барельефами с изображениями воинских доспехов, высеченными из белого мрамора, бронзовыми венками и гирляндами. На пьедестале надпись: «Румянцева победам».
Петр Александрович был одним из любимцев Екатерины II, являлся главнокомандующим всей русской кавалерии во время русско-турецкой войны, а за успешное форсирование Дуная граф получил приставку к фамилии – Задунайский. Существует версия, согласно которой Петр Александрович на самом деле является внебрачным сыном Петра I, но так ли это на самом деле – судить трудно. С Марсова поля обелиск перенесли сюда под предлогом того, что великий граф, дескать, учился в кадетском корпусе. На самом же деле, юный Румянцев проучился здесь всего 4 месяца, после чего был с позором исключен за нерадивость и хулиганство.
Два бюста, которые мы можем с вами видеть, появились здесь относительно недавно, лишь в самом конце XX века (1999г.), до этого они больше сорока лет пылились в хранилищах музея городской скульптуры. Эти бюсты двух титанов русской живописи – Репина и Сурикова, - появились здесь благодаря тесному соседству с академией художеств. Бюст Репина был изготовлен в середине 50-х классиком соцреализма Матвеем Манизером. В это же время, но в Москве скульптором Леонидом Эйдлином был изготовлен бюст Сурикова. Почему именно эти два художника? Просто так, случайно. Их выбрали за схожий размер и манеру исполнения.
Но, вернемся непосредственно на наши линии.
Продолительность: 10 минут.
4. Остановка на Съездовской линии около кадетского корпуса, напротив дома №2 по первой линии.
Объекты показа: дома №2 и №6 по 1-ой линии.
Дом №2 по 1-ой линии В.О.
Поскольку Румянцевский сад протянулся на 100 метров от набережной, первую линию открывает дом №2 , возведенный в первой половине XVIII века. Третий этаж был надстроен только в конце XIX века архитектором Ю.Ф. Бруни. Что примечательно, оконные наличники сохранились с XVIII века. Первоначально участок принадлежал приближенному Петра I – секретарю Тайного кабинета А.В. Макарову. Мало кто знает об этом человеке, однако он играл не последнюю роль и в Северной войне, и в создании отечественной промышленности, и в становлении русского флота… Он всюду ездил за Петром, он был его тенью, его памятью, глазами и ушами.
В 1830-х годах в этом доме жил небезызвестный вице-адмирал П.И. Рикорд. В то время он возглавлял Морской ученый комитет. За свою жизнь он объездил почти весь мир, побывал в Англии, Голландии, Португалии, на Мальте и на Ямайке, даже у берегов Африки, участвовал в кругосветном путешествии. Почти 5 лет он был начальником Камчатского края, сделав очень многое для экономического и культурного становления этой местности. Все заслуги Петра Ивановича перечислить невозможно, он был одним из основателей Русского Географического общества, став впоследствии его вице-президентом. Его записки «о плавании к японским берегам» переведены на несколько языков, сам он получил множество орденов. Его память увековечена в географических названиях: мыс Рикорда (Охотское море), остров Рикорда (Японское море, залив Петра Великого), пролив Рикорда (Охотское море, Курильские острова). Отсюда нам хорошо виден еще один интересный дом.
Дом №6 по первой линии ВО.
Этот дом №6 по 1-ой линии возвели так же, как и дом №2 в 1720-х годах. Сейчас мы видим здание таким, каким оно стало в начале XIX столетия, когда получило классический фасад. Владельцев у этого дома было много, но я скажу лишь о нескольких. С середины XIX века дом принадлежал семье Бруни. Здесь жили и известные для Петербурга архитекторы Александр Александрович и Юрий Федорович Бруни, второй в конце XIX века надстроил третий этаж. Также членом этой семьи был известный живописец Федор Антонович Бруни, принимавший участие в оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, а также в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.
А в 1880-х годах здесь была последняя квартира историка и литератора Н.И. Костомарова. Он известен многим, но наиболее любопытен тот факт, что еще тогда он придерживался украинофильских идей, пытался доказать самостоятельность Малороссии, из-за чего ему пришлось прекратить свою педагогическую деятельность, ведь его политическая благонадежность была поставлена под сомнение.
Продолжительность: 5 минут.
5. Остановка на Кадетской линии, напротив дома №8 о 1-ой линии.
Объекты показа: дом № 8 по 1-ой линии.
Дом№ 8.
Перед нами двухэтажный, на высоких подвалах, дом №8, возвели его все в те же 1720-е, и также у него было множество интересных владельцев. У многих домов в Петербурге есть свои имена, дом, который мы с вами видим, не исключение, он назван по имени купца, который в XIX веке был владельцем этого участка, - «дом Н.С. Блинова». Здесь, с 1841 по 1844 год жил великий баснописец И.А. Крылов. Выйдя в отставку, он покинул казенную квартиру при Императорской Публичной библиотеке и переселился сюда. Крылов, родившись в семье армейского офицера, всю жизнь был драчуном и задирой. Когда он достиг славы, многие ему завидовали, многие жаловались на его едкие замечания. А один из его литературных недругов писал:
«Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит, совсем разбросанный,
Зоил Крылов Иван».
Хотя и самые горячие поклонники баснописца добродушно сетовали на его всегдашние сонливость, лень и полнейшее пренебрежение к своей внешности. Например, как-то раз при разводе караула, императрица Мария Федоровна увидела его в толпе и подозвала к себе. Крылов подошел как-то боком, переминаясь с ноги на ногу, норовя поскорее уйти. Оказалось, что когда он обувался, то позабыл надеть чулки. А сапоги у него были дырявые, и голые пальцы торчали наружу. Только Иван Андреевич мог подойти поцеловать ручку императрицы и… чихнуть на нее! И все ему сходило с рук. Иронический стиль и тон Ивана Андреевича позволяли говорить убийственную правду даже царю.
Живя здесь, в этом доме, он продолжал посещать Академию художеств, ее собрания и выставки, но основное время проводил дома и готовил очередное издание своих басен, которое оказалось последним при его жизни.
Существующий вид здание приобрело в результате перестройки по проекту архитектора М.З. Захарова для следующего владельца – купца Н.Ю. Милиотти. С начала XIX века сохранился балкон на гранитных кронштейнах с кованой решеткой. Следующий дом также интересен как своим убранством, так и его жильцами.
Продолжительность: 3-5 минут.
6. Остановка на Кадетской линии, напротив дома №12 по 1-ой линии.
Объекты показа: Дом№ 12 по 1-ой линии, дом №3-5 по Кадетской линии.
Дом №12 по 1-ой линии.
Построен этот дом в XVIII веке, а в начале XIX фасад его был оформлен в стиле классицизма. Центральный ризалит (выступающая часть здания) увенчан треугольным фронтоном, а над окнами второго этажа появились барельефные панно на античные сюжеты: первый - «Борьба кентавров с лапифами». По легенде, могучий герой Пейрифой, вождь Фессалийского племени лапифов в Греции, услышал о великой храбрости непобедимого Тесея и захотел с ним сразиться. Чтобы вызвать его на бой, Пейрифой украл стадо коров. Тесей пустился в погоню, но когда настиг Пейрифоя, они замерли, пораженные величием друг друга. Не стали они драться и заключили союз тесной дружбы. Вскоре после этого Тесей отправился к Пейрифою на свадьбу. Пышна была эта свадьба, много героев собралось на нее со всех концов Греции, были приглашены и кентавры – полулюди-полукони. Вино лилось рекой. И вдруг, опьяненный кентавр Эврит вскочил и бросился на невесту, он схватил ее своими могучими руками и хотел похитить. Другие кентавры тоже не пожелали остаться без добычи и кинулись на женщин. Тесей и Пейрифой вскочили со своих мест и бросились защищать девушек. Герои победили кентавров, немного спаслось их в ужасной битве.
Второй сюжет - «Аполлон с музами». Аполлон – древнегреческий бог солнца и света, бог-врачеватель. Когда Гермес подарил ему лиру, он стал покровителем муз и его стали называть Аполлон-мусагет. Весной и летом он водит хороводы с девятью музами. Торжественно звучит из хор и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению, даже могучий орел Зевса затихает и тихо дремлет на жезле громодержца.
Над центральным окном третьего этажа мы видим полукруглый барельеф (выпуклое скульптурное изображение) «Рождение Венеры». Венера – в греческой мифологии всем известная Афродита, дочь Зевса, родилась из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Венера – вечно юная, прекраснейшая из богинь, она будит в сердцах богов и смертных любовь или ненависть, никто не может избежать ее власти.