Смекни!
smekni.com

Актуальность проекта, его цели и задачи. 4 (стр. 5 из 9)

Дом №23.

Следующий дом известен тем, что в нем жил выдающийся портретист Д.Г. Левицкий. Настоящая его фамилия – Нос, или Носов. Уроженец Украины, он получил звание академика и преподавал в Академии Художеств на Университетской набережной. Художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Живя в этом доме он написал последние несколько портретов. Некоторые его работы можно увидеть в Русском музее.

Продолжительность: 7-10 минут.

Методические указания: при переходе к следующей остановке пересечь Средний проспект по пешеходному переходу.

12. Остановка на 1-ой линии, напротив церкви Святой Екатерины.

Объекты показа: церковь Святой Екатерины.

Изначально здесь стояла переносная «полотняная» Троицкая церковь Кабардинского полка. К концу XVIII века построили небольшую деревянную православную церковь Святой Великомученицы Екатерины. При Екатерине II сюда приходили больные оспой, здоровые люди обходили это место стороной и называли храм «оспенным». В 1809 году, может случайно, а, может, и нет, церковь сгорела. На ее месте архитектор А.А. Михайлов 2-ой возвел каменную церковь, которую мы и видим сейчас. В плане церковь имеет форму греческого креста. Купол окружен коринфскими колоннами и увенчан фигурой ангела, в руках у которого крест. В советское время крест сняли, а ангела выкрасили в черный цвет. В народе его стали называть «пионером». Сейчас ангел находится на реставрации. Чуть позднее, чем сама церковь, была возведена колокольня по проекту Л.Л. Бонштедта и В.А. Болотова. Колокольня еще больше подчеркнула градостроительное значение храма, ее высота 58 метров и она является самой высокой точкой Васильевского острова.

Посмотрим на еще одно здание архитектора Михайлова 2-го.

Продолжительность: 5-6 минут.

Методические указания: при переходе к следующей остановке пересечь линию по пешеходному переходу на пересечении со Средним проспектом.

Организационные вопросы: предусмотрен заход в церковь, тогда время остановки – 10-15 минут.

13. Остановка на Кадетской линии, напротив дома №52 по 1-ой линии.

Объекты показа: Дом №52 по 1-ой линии.

Дом № 52

Изначально участок этого дома принадлежал одному из первых архитекторов Санкт-Петербурга Доменико Трезини, в 1800-м году участок перешел к Российской академии. Он был крупнейшим центром языкознания, отечественной и всеобщей истории. Российская академия была колыбелью славяноведения. Специально для нее Михайлов 2-й построил центральный корпус спроектированного им целого комплекса зданий. Флигели доработал В.П. Стасов. Президентом Российской академии была Екатерина Дашкова. По коридорам этого здания ходили талантливейшие литераторы: Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин… В середине XIX века архитектором Х.Ф. Мейером внешний облик здания был несколько изменен. Были сняты барельефы и скульптуры Аполлона и 4-х муз – муза эпической поэзии, муза трагедии, муза истории и муза священны гимнов, на их место были поставлены две фигуры апостолов – Петра и Павла. Также Мейер пристроил церковь, которая сейчас, к сожалению, довольно в плачевном состоянии.

Ныне в здании находится филологический факультет имени А.И. Герцена.

Продолжительность: 3-4 минуты.

14. Остановка на Кадетской линии, напротив дома №56 по 1-ой линии.

Объекты показа: Дома №56, №58 по 1-ой линии.

Дом №56

В этом доме находился пансион Е. Мейера, в котором учился А. Перовский, будущий Антоний Погорельский. Именно этот дом описан в его известной сказке «Черная курица, или Подземные жители». «Дом…был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу… Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель, а с другой были классы». Сказка была написана для воспитанника Алеши, будущего писателя А.К. Толстого.

Потом здесь жили известные художники. Сначала – А.Н. Бенуа. У него была просторная квартира в восемь комнат. «Здесь для меня, - вспоминал он, - была большая высокая комната с окнами, выходившими на север; просторна была и детская, и наша спальня, а что касается столовой, то она, будучи в одном конце закругленной формы, была, пожалуй, и чрезмерной, так как в длину она имела шестнадцать шагов. Зато сколько места оказалось в моем распоряжении для развески своих художественных редкостей. Я особенно гордился пейзажами Гойена, Клауберга, Гюисманса, но особенно картиной Н. Пуссена, изображающей похищение Прозерпины». Бенуа прожил здесь менее двух лет и вынужден был переехать.

После Бенуа в этом доме провел последние годы жизни академик исторической живописи К.Е. Маковский, ставший одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок», упоминаемого ранее, при рассказе о Левицком.

Дом известен еще и тем, что, возможно, именно в нем Ф.М. Достоевский поселил одного из героев «Преступление и наказание» Разумихина.

Дом №58.

Дом №58 по первой линии архитектурно оформляет площадь, сложившуюся при съезде с Тучкова моста. Построен он был архитектором Луиджи Руска для купца И.В. Кусова, но в середине XIX века государство выкупило здание и архитектор Д. Квадри перестроил его под больницу, но сохранив при этом классический облик дома. Больницу основали в честь Святой Марии Магдалины, некоторое время ее консультантом был Н.И. Пирогов. При этой больнице существовало благотворительное общество, которое в начале XX века обеспечивало некоторых выздоравливающих одеждой и денежной помощью, выдавало пособия семьям больных, а если это были приезжие, даже отправляло за свой счет на родину.

Продолжительность: 7-10 минут.

Заключение:

Вот мы и вышли с вами к одному из рукавов Невы – Малой Неве, и наша экскурсия подошла к концу. Санкт-Петербург многослоен и многолик. Он сохранил в своем архитектурном облике памятники многих исторических эпох. Улицы нашего города таят в себе много интересного, удивительного, а подчас даже таинственного. Думаю, из сегодняшней экскурсии вы поняли, что история домов бывает подчас интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и делаются свидетелями нескольких человеческих поколений. Напоследок хочется призвать вас, как Ф.М. Достоевский, «вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города в огромной массе строений лучших мастеров Европы, в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах, набережных и площадях…».

Историко-литературная экскурсия «Невский проспект в аспекте творчества русских классиков»

Цель экскурсии: Вызвать интерес к литературе, показать ее связь с жизнью города, с его историей.

Задача экскурсии: Ознакомить с историей создания Невского проспекта, некоторых его архитектурных памятников в связи с литературой.

Маршрут экскурсии: Невский проспект, с заходом на Пушкинскую площадь и площадь Искусств.

Введение.

Невский проспект - главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга. Она связывает Дворцовую площадь с площадью Александра Невского. Здесь расположены храмы трёх христианских конфессий: протестантский, католический и православный.

Невский проспект не сразу стал центральной улицей города. Изначально его трасса состояла из двух отдельных дорог. Будущий Невский проспект складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга - из Москвы и Великого Новгорода.

С самого начала жизни Санкт-Петербурга в город с юга вела только одна дорога - Новгородский тракт, проходящий по трассе современного Лиговского проспекта. Тогда дорога доходила до самой Невы в район села Спасское (сейчас район Смольного монастыря), далее шла по берегу реки вплоть до Адмиралтейства. Этот путь быль не лёгким, дорогу часто размывало. В конце концов было принято решение "срезать угол", проложить прямую трассу, першпективу от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. Так наметилось направление Невского проспекта.

Невский проспект всегда играл важную роль, не только с градообразующей точки зрения, но и с культурной. Наша с вами задача – связать историю проспекта, его памятников с литературой, увидеть их взаимное влияние друг на друга.

1. Остановка у дома №77/1.

Участок по проспекту в первой половине XIX в. принадлежал купцу Лопатину. На месте домов 77/1 и 79/2 стояли трехэтажные здания. Архитектор П.Ю. Сюзор перестроил дома №77 и 79 по Невскому проспекту для семьи титулярного советника М.С. Мальцева. К 1891 г. домами владел граф Павел Адреевич Шувалов, а в 1908 г. владение перешло к его сыну Александру Павловичу.

Два угловых дома - Невский 77 и 79 - Сюзор сделал с одинаковыми фасадами.

Центральная часть дома оформлена массивным прямоугольным экрером. Эркер поддерживается четырьмя кариатидами. В Древнегреческой мифологии кариатиды были жрицами богини Артемиды. На скошенном углу размещен еще один эркер, который тоже поддерживают две кариатиды.