Смекни!
smekni.com

Актуальность проекта, его цели и задачи. 4 (стр. 6 из 9)

В 1874-1875 гг. П. Сюзор положил начало новой для этих лет Пушкинской улице. Перестроенные им дома №1 и №2 - угловые, конечно, доходные. Умелое и тактичное применение элементов эклектики замечательно, во-первых, украсило линию Невского, а во-вторых, положило очаровательное начало ставшей такой любимой Пушкинской улице.

В доме, еще до перестройки его Сюзором, работала редакция журнала "Гражданин", издателем которого был кн. В. П. Мещерский, а редактором в 1873-1874 гг. - Ф. М. Достоевский. Первоначально журнал издавался на частные пожертвования при поддержке наследника престола великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III). В 1876—1878 годах в связи с критикой внешней политики правительства Александра II, журнал получил несколько предупреждений и неоднократно приостанавливался, а в 1879 году его издание было прекращено. В царствование Александра III журнал был возобновлен и получал крупную субсидию.

А сейчас мы ненадого свернем с Невского проспекта. Поскольку наша экскурсия литературная, мы не можем обойти это место стороной.

2. Остановка у памятника А.С. Пушкину на Пушкинской улице.

Перед нами памятник А.С. Пушкину. Установлен он был в 1884 году и стал первым памятником поэту в Санкт-Петербурге. Памятника Пушкину в России не было почти полстолетия после его гибели. О нем и заговорили-то впервые только в 1855 году. Идея родилась в недрах Министерства иностранных дел, чиновники которого не без основания считали себя сослуживцами поэта. После окончания лицея Пушкин короткое время числился на службе по этому ведомству. Еще через полтора десятилетия бывшие лицеисты образовали Комитет по сооружению памятника Пушкину, который возглавил академик Я.К. Грот. Начали сбор средств. Было поручено высочайшее разрешение на установку памятника, но не в столице, где принято было сооружать монументы только царствующим особам и полководцам, а на родине поэта, в Москве. Там в 1880 году и была установлена бронзовая статуя поэта, отлитая по модели скульптора А.М. Опекушина. Это заставило петербуржцев еще более настойчиво бороться за создание памятника Пушкину в своем городе. Чтобы ускорить процесс, было предложено использовать один из многочисленных конкурсных вариантов того же Опекушина. Монумент установили на Пушкинской улице в центре сквера, разбитого садовником И.П. Визе, на прямоугольной площади, будто специально предназначенной для этой цели.

Однако фолклор предложил свою, оригинальную версию выбора места для памятника. Будто бы некая прекрасная дама, некогда страстно влюбленная в Александра Сергеевича, была им отвергнута. И вот, много лет спустя, постаревшая красавица решила установить своему возлюбленному памятник, да так, чтобы отвергнувший ее любовь поэт вечно стоял под окнами ее дома, как бы прося о прощении. Если внимательно посмотреть на памятник, то можно увидеть, что взгляд поэта действительно обращен на угловой балкон дома, в котором якобы и проживала та легендарная красавица.

Долгое время критика снисходительно относилась к этому монументу, либо вообще обходила его молчанием. До сих пор его нет-нет, да называют «Маленький Пушкин». Но появление памятника лишь подчеркнуло ансамблевость застройки улицы, создав в то же время некое удивительное подобие интерьера с памятником в центре воздушного зала с деревьями, которые удачно имитируют стены, поддерживающие свод неба. Невысокая, соразмерная человека, почти домашняя скульптура поэта установлена на полированном постаменте, вырубленном по проекту А.С. Лыткина. Вокруг памятника всегда дети.

В конце 1930-х годов городские чиновники решили перенести неудачный, как считали тогда, памятник, на новое место. На Пушкинскую улицу, как рассказывает легенда, прибыл грузовик с автокраном, и рабочие начали осуществлять этот «кабинетный» замысел. Детей в сквере было много, они вдруг подняли небывалый крик и с возгласам «Это наш Пушкин!» окружили пьедестал. Памятник оставили на месте. Эта легенда отражена в заметках А.А. Ахматовой.

На постаменте несколько надписей:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море;
Сюда, по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.»

А.Пушкин (Медный всадник)

«Слух обо мне пройдет по всей
Руси великой
И назовёт меня всяк сущий в
ней язык»


А.Пушкин (памятник)
-------------------

«И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрёл»


А.Пушкин (Памятник)

3. Остановка у дома №86.

В середине XVIII века этим участком на Невском проспекте владел обер-прокурор Сената князь Н. Ю. Трубецкой. Здесь он построил усадьбу с деревянным особняком, а его сын - трёхэтажный каменный дом. Главное здание располагалось в глубине участка, а на Невский проспект выходили служебные корпуса.

В 1792-1800 годах участок принадлежал князю А. Б. Куракину, для которого здесь был построен каменный трёхэтажный дом. На основе этого здания в последующем создавались новые особняки.

В 1822 году здание было перестроено по проекту М. А. Овсянникова для нового владельца - полковника Ф. Н. Петрово-Соловово. Именно тогда здание приобрело существующий облик, появился шестиколонный портик. В 1823 году М. А. Овсянников пристроил дворовые флигели. В 1829-1932 годах здание нанимал Главный педагогический институт.

В 1835 году по проекту Г. Фоссати дом был перестроен для графа Браницкого. Архитектор надстроил боковые крылья, устроив воротный проезд, и обогатил декор фасадов. Фронтон портика был украшен гербом Браницких. Кроме того, Фоссати выполнил отделку внутренних парадных помещений. С того времени сохранилось оформление Театрального зала и Комната с кариатидами. В особняке Браницких часто проходили концерты, выставки. В 1840-х годах во дворе был устроен сад с беседкой-эстрадой.

В 1850-х годах зданием владел грек Дмитрий Егорович Бенардаки. Он торговал хлебом, был монополистом водочной торговли в Западной Сибири. Бенардаки финансировал строительство греческой церкви, существовавшей на месте существующего ныне БКЗ "Октябрьский".

Дворовые флигели сдавались в наём, владельцы жили в мезонине главного корпуса. Первый этаж сдавался под магазины, а в парадных залах второго и третьего этажей с 1869 года разместился Английский клуб, в котором часто играл в карты Николай Алексеевич Некрасов. Занятия членов этого клуба были определены уставом: "препровождение времени в беседах, позволенных играх и чтении книг". Некрасов выиграл здесь не один десяток тысяч рублей. Однажды министр финансов России Александр Абаза проиграл ему больше миллиона франков. В 1869 году к особняку во дворе была пристроена металлическая терраса.

В 1877 году дом приобрела Татьяна Александровна Юсупова. Князья здесь не жили, дворец был ими приобретён с целью вложения финансов в недвижимость. В 1881-1885 годах здесь проходили выставки Товарищества передвижных художественных выставок с участием И. Е. Репина, И. Н. Крамского, В. И. Сурикова, В. Е. Маковского. Именно здесь впервые была показана картина Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана". Этот показ вызвал такой поток посетителей, что у дворца пришлось выставить отряд конной полиции. В 1893-1898 годах в здании работало Шахматное общество. Здесь в 1896 году состоялся первый в России международный шахматный турнир с участием Эммануила Ласкера, В. Стейница и М. И. Чигорина.

В начале ХХ века зданием владела княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. В доме работал кинематограф "Электротеатр", в 1907 году - музей восковых фигур.

После 1917 года здесь размещался частный театр "Пиковая дама". В 1924 году здание приняло Центральный дом работников искусств (с 1939 года - им. К. С. Станиславского). Сейчас во дворце работают Санкт-Петербургская организация Союза Театральных Деятелей и Дом актёра им. К. С. Станиславского.

4. Остановка у дома №88.

Некоторое время в этом доме находилась редакция журнала «Сатирикон». «Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал. Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875—1918), утратившего популярность, и вскоре заменил его. Это было веселое и едкое, саркастическое и злое издание. Остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавный анекдот сменялся политическим шаржем. В разное время в «Сатириконе» печатались такие авторы, как: А. Аверченко, В. Маяковский, С. Черный, А. Куприн, А. Грин, Л. Андреев…

5. Остановка у дома №49.

Мы с вами находимся в уникальном месте – на пересечении трех проспектов! Стоим мы на Невском проспекте – направо от нас уходит Литейный проспект, свое название он получил от литейного двора, который некогда находился в конце улицы, а налево от нас уходит Владимирский проспект, который, в свою очередь, свое название получил от Владимирского собора, колокольню которого нам хорошо видно. Владимирская площадь, на которой и находится Владимирский собор, известна многим по всей России, благодаря роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Там же поблизости находится и его музей-квартира.

Первый дом на этом углу Невского и Владимирского проспектов был построен в конце XVIII века. В 1820-х годах, при его владелице княгине Шаховской, он уже был выстроен в три этажа с арочными окнами по первому и ионическими колоннами по двум верхним. В 1837-1838 годах для полковника Ассоргина здание было надстроено четвёртым этажом. Техническую возможность этого проекта удостоверял архитектор В. П. Стасов.

В квартирах этого дома жил М. И. Глинка. Здесь он устраивал музыкальные вечера на которые приглашались А. Н. Серов, В. П. Энгельгардт, Д. В. Стасов, Ф. Шуберт. В конце 1840 - начале 1841 года здесь жил Н. А. Некрасов.

В 1850-х годах купцы Ротины открыли в здании гостиницу и ресторан при ней. Так как недалеко находится Московский (тогда - Николаевский) вокзал Николаевской железной дороги, ресторан и гостиница стали называться "Москва". В 1880-1881 годах для нового владельца купца А. М. Ушакова перепланировку здания осуществлял П. Ю. Сюзор. Он проложил въезд во двор, обогатил декор фасадов. Александр II лично утверждал этот проект. Скульптуры кариатид верхнего этажа выполнил Д. И. Иенсен.