«Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева- просвещение,
Справа – развлечение,
А спереди не всякому доступно?»
Этакая пикантная игра, в которой и правила всем понятны, и ответ заранее известен. Позади памятника – театр, слева – Публичная библиотек, справа – сад отдыха, а спереди – Елисеевский магазин, цены на товары в котором доступны далеко не всякому.
10. Остановка у дома №36.
В 1739 году этот участок был отведён часовщику И. Г.Бергману. В 1740-е годы он построил здесь дом в два этажа. Далее земля с домом неоднократно перепродавалась.
В 1824-1825 годах по проекту П.И. Габерцеттель и А. И. Мельникова на углу Невского проспекта и будущей Михайловской улицы построили четырёхэтажное здание для купца А. С. Рогова, и за ним - для немца Г. К. Клее. В 1830-х годах эти дома были реконструированы в соответствии с планом К И. Росси. Клее стал использовать здание как гостиницу, Рогов как доходный дом. В доме Рогова также был устроен Михайловский трактир.
В 1871 году после пожара оба дома купило акционерное общество "Европейская гостиница". В 1873-1875 годах они были перестроены в единое здание по проекту Л. Ф. Фонтана. Настоящий облик здание приобрело в 1910 году при перестройке её Ф. И. Лидвалем.
В разное время здесь останавливались П. И. Чайковский И. С. Тургенев, И. К. Айвазовский, А. В. Луначарский, В. В. Маяковский, А. М. Горький, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. О. Дунаевский, И. Ф. Стравинский, К. Г. Паустовский, К. Дебюсси, И. Штраус, шведский король Густав V, Г. Уэллс, Б. Шоу.
И сейчас нам с вами снова придется свернуть с Невского проспекта. Но совсем скоро мы снова на него вернемся.
11. Остановка на площади искусств у памятника Пушкину.
Итак, мы стоим на площади Искусств.
Территория площади Искусств долгое время оставалась незастроенным пустырём в центре Санкт-Петербурга. В 1719 году севернее этого участка Пётр I основал фруктовый сад, названный Третим Летним. Здесь же сохранялось болото, за которым вплоть до Невского проспекта оставался небольшой лес. Из болота брали начало река Кривуша и её приток Глухой. После строительства Михайловского замка на территории Третьего Летнего сада появились служебный постройки и сараи, а пустырь оставался заросшим крапивой и репейником.
В 1819 году начал строиться Михайловский дворец. Его архитектор Карл Иванович Росси подчинил дворцу окружающее пространство, создал единый ансамбль. На месте пустыря он создал Михайловскую площадь (сейчас площадь Искусств), которая дала возможность видеть фасад нового здания. С Невским проспектом площадь связала Михайловская улица. Одновременно с этим архитектором была проложена Инженерная улица (от Екатерининского канала до Фонтанки), и далее за Фонтанкой продлена до Литейного проспекта. Таким образом он связал усадьбу с основными городскими магистралями. Росси спроектировал все фасады выходящие на площадь с Итальянской и Михайловской улиц. Строились они в последствии другими архитекторами.
Проект Карла Росси предусматривал строительство с южной стороны площади каре трёхэтажных зданий, с галереями в нижнем этаже. В глубине этих галерей архитектор задумывал торговые помещения. В едином с ними стиле зодчий проектировал дома на Итальянской и новой Михайловской улицах.
19 июня 1957 года в центре площади был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Это событие было приурочено к 250-летию города. Скульптура, сделанная из бронзы, возвышается на строгом гранитном пьедестале. Поэт устремлен навстречу солнцу и ветру, а его печальный взгляд направлен вдаль. Работу выполнил скульптор М.К. Аникушин. Пушкин стоит в непринужденной позе, его голова высоко поднята, на лице – вдохновение. Автор смог соединить индивидуальные черты поэта с художественной обобщенностью. Образ вышел очень выразительным.
За свою работу Аникушину в 1958 году дали Ленинскую премию.
Совсем рядом, на площади находит знаменитое арт-кафе «Бродячая собака». В новогоднюю ночь 1912 года на Михайловской площади, рядом с Невским проспектом, в полуподвальном помещении дома, соседствующего с Императорским Михайловским театром, было открыто литературно-артистическое кафе. Вскоре «Бродячая собака» стала любимым местом встреч поэтов, артистов и художников, представляющих новейшие в те годы направления в искусстве. Здесь собирались модернисты, декаденты, футуристы, акмеисты и так называемые «фармацевты» - люди, не имевшие никакого отношения к искусству, но готовые дорого заплатить за возможность провести время в обществе богемы. На маленькой сцене «Бродячей собаки» читали свои стихи Николай Гумилев и Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Игорь Северянин. Здесь эпатировал публику своими резкими поэтическими строками молодой Владимир Маяковский.
Можно вспомнить строки А.Ахматовой:
«Да, я любила их, те сборища ночные,-На маленьком столе стаканы ледяные,Над черным кофеем пахучий, зимний пар,Камина красного тяжелый, зимний жар,Веселость едкую литературной шуткиИ друга первый взгляд, беспомощный и жуткий».12. Остановка у дома №30/6
Угол канала Грибоедова и Невского проспекта был застроен в 1759-1761 годах. Здесь Ф. Б. Растрелли построил трёхэтажный особняк для генерал-фельдцейхмейстера (начальник артиллерии) А. Н. Вильбоа. В 1766 году участок перешёл к генералу-фельдмаршалу А. М. Голицыну. Александр Михайлович пользовался большим вниманием Екатерины II, которая часто здесь гостила у него. С 1780 года князь был санкт-петербургским генерал-губернатором. После смерти Голицына в 1786 году его наследники пытались продать дом. Покупатели долгое время не находились, цену продавцы сбавлять не хотели. Потому ими было принято решение сдавать особняк в наём.
Арендатором стал французский эмигрант, антрепренёр Иосиф Лион. По его инициативе в особняке Голицыных начали проводиться балы и маскарады. Вечера у Лиона были крайне популярны в Санкт-Петербурге. Однако, после прихода к власти Павла I, подобные увеселительные мероприятия оказались запрещены. В первое время проведение балов и маскарадов Лион пытался изменить согласно новым правилам жизни. Однако с такими изменениями посетителей здесь становилось всё меньше, в итоге "вечера у Лиона" прекратили своё существование.
В 1799 году дом купил купец-миллионер М. С. Кусовников. Этот господин остался замечен в истории в том числе благодаря одной из своих манер развлекаться. Переодевшись в длиннополый крестьянский зипун, лапти, с берестяным лукошком наполненным овощами и яйцами, он гулял по Невскому проспекту. Дойдя до одного из ювелирных магазинов, он проходил в зал и пытался уговорить служащих показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить из магазина сего посетителя, Кусовников вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и наблюдал за реакцией продавцов. Приняв извинения, купец покупал одну из самых дорогих вещей и шёл далее к другому магазину.
Сразу после покупки дома Голицыных Кусовников передал его своей дочери Ольге Михайловне. Она же в свою очередь первое время сдавала помещения Петербургскому филармоническому обществу. Здесь устраивались симфонические концерты, в программе были Франц Иосиф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт. На первом этаже в 1823-1829 годах работала книжная лавка издателя И. В. Сленина. Её посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев.
Ольга Михайловна была одной из самых выгодных партий для петербургских женихов. В 1828 году она вышла замуж за барона-миллионера Василия Васильевича Энгельгардта.
В 1829-1832 годах для семьи Энгельгардт дом перестраивался по проекту П. П. Жако, был надстроен новым этажом. Архитектором был изменён не только фасад, но и планировка особняка. Среди новых помещений особо выделялся концертный зал с прекрасной акустикой. Энгельгардт продолжал устраивать здесь музыкальные вечера и балы-маскарады. Василий Васильевич был известным меценатом, дружил с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. И. Глинкой, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, не редко посещавшими увеселительные мероприятия в этом доме. Сами Энгельгардты здесь не жили.
После перестройки здания первое время проводимые здесь маскарады были мало посещаемы. Публика, по всей видимости, всё ещё испытывала страх перед старым запретом властей на подобные мероприятия. Энгельгардту пришлось пригласить на одно из них представителей императорского дома. Маскарад посетил император Николай I со своим братом великим князем Михаилом Павловичем, герцогом Вюртембергским и принцем Альбертом Прусским. После этого визита посещаемость маскарадов резко возросла, а Николай I со своей женой Александрой Фёдоровной ещё не раз посещали этот дом.
Особняк Энгельгардта вошёл в историю русской литературы. События драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" происходят именно здесь.
В 1835 году привилегия на проведения маскарадов отошла дирекции императорских театров. С тех пор дом Энгельгардта продолжил своё существование как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, среди которых был Ф. Лист. На сцене концертного зала выступали Рихард Вагнер, Иоганн Штраус.
13. Остановка на Малой Конюшенной ул. у памятника Гоголю.
Все читали повесть Гоголя «Невский проспект», ну а кто не читал, тот еще обязательно прочитает! Ведь «нет ничего лучше Невского проспекта»!
Изначально памятник Гоголю предполагалось установить в другом месте, в сквере на Манежной площади. 4 марта 1952 года, к столетию со дня смерти Гоголя, там был установлен закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружен памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю». Время шло, и только спустя 45 лет, в 1997 году, памятник великому писателю был действительно установлен, но уже в другом месте. В городе уже есть место памяти Гоголя — это бюст в Александровском саду, установленный в конце XIX века. Памятник на Малой Конюшенной отличается от него по характеру и настроению. Он был установлен по инициативе Ассоциации «Клуб «Невский проспект» 8 декабря 1997 года. Авторство памятника принадлежит скульптору М. В. Белову и архитектору В. С. Васильковскому. М. В. Белов много лет работал над воплощением образа Гоголя, прежде чем реализовал его в памятнике. Монумент сооружен на средства Ассоциации «Клуб «Невский проспект», целого ряда предприятий и граждан Санкт-Петербурга. Все они отмечены на тыльной стороне постамента. Малая Конюшенная улица расположена в непосредственной близости от Невского проспекта, изображенного Гоголем в одноименном рассказе. Памятник обращен лицом к Невскому проспекту. Так автор снова по-своему встречается с петербургской темой, одной из основных в его творчестве. Писатель изображен в длинной, спадающей складками одежде. Кажется, что ему зябко, а также создается впечатление, что он продолжает внимательно наблюдать за прохожими. Неподалеку от памятника расположен музей Н. В. Гоголя, основанный по инициативе местного ТСЖ и Международного клуба петербуржцев. Музей расположен по адресу: Малая Конюшенная, 1. Там нет личных вещей и рукописей Гоголя, но можно поговорить о литературе. Это своеобразный народный музей, в котором планируются конференции, кинопоказы экранизаций гоголевских произведений, творческие вечера. Главное для создателей музея — передать гоголевскую атмосферу. Гоголевская атмосфера наполняет пространство вокруг памятника писателю, всю Малую Конюшенную, покрытую брусчаткой и идущую к Невскому проспекту. Как там у классика? «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Весь обман, весь мечта, весь не то, чем кажется!»