Смекни!
smekni.com

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства (стр. 44 из 47)

Процесс объединения двух братских славянских народов (российского и белорусского) начался в 1996 г., когда Президенты Российской Федерации и Республики Беларусь подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Москва, 2 апреля 1996 г.) , который ознаменовал начало тесного сотрудничества двух государств на пути к созданию нового единого государства на территории бывшего СССР. Годом позже был подписан следующий нормативный правовой акт - Договор о Союзе Беларуси и России (Москва, 2 апреля 1997 г.) , преобразовавший уже существующее Сообщество в Союз, т.е. изменивший форму объединения двух государств. Впоследствии Договором о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) (далее - Договор о Союзном государстве) на основе Союза Беларуси и России было создано Союзное государство, что, в свою очередь, предопределило начало следующего этапа в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство (ст. 1 Договора о Союзном государстве).

Представляется, что процесс создания Союзного государства, который идет около десяти лет, несет гражданам обоих государств положительные социальные изменения. Среди них следует отметить главную особенность - объединение двух народов, причем следует подчеркнуть, что с точки зрения теории конституционного права первично в этом процессе именно объединение народов, а процесс объединения государств вторичен. Это вызвано, прежде всего, тем, что Основные Законы Российской Федерации и Республики Беларусь прямо указывают на то, что единственным источником государственной власти в названных государствах является народ. Например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, в свою очередь, ст. 2 и 3 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция РБ) закрепляют, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а также устанавливают, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Договор о Союзном государстве, будучи межгосударственным нормативным правовым актом, предусматривает множество конституционно-правовых институтов, позволяющих гражданам обоих государств выражать свою политическую, экономическую и социальную волю. К числу этих правовых институтов следует отнести единые органы государственной власти Союзного государства (п. 1 ст. 4 Договора о Союзном государстве), институт экономических свобод (ст. 8, 9 Договора о Союзном государстве) и т.д. Наряду с этими правовыми институтами особо следует отметить институт единого гражданства Союзного государства, предусмотренный второй главой Договора о Союзном государстве (ст. 14 - 16).

Вышеназванный правовой институт обладает некоторыми особенностями, о которых речь пойдет ниже. Первый вопрос, на который следует ответить, исследуя и анализируя положения нормативных актов, касающихся института единого гражданства, - вопрос о соотношении двух понятий: "гражданство" и "Союзное государство". Эта проблема в определении соотнесения понятий вытекает из того, что Союзное государство не является государством в обычном понимании данной правовой категории, а представляет собой союз (сообщество) государств, рассматриваемых через призму процесса межгосударственной интеграции. Более того, Союзное государство не обладает статусом юридической личности в международном публичном праве и действует лишь опосредованно, через свои составные части и институты: государства-участники, Высший Государственный Совет, парламент, Совет Министров и т.д. Однако Договор о Союзном государстве недвусмысленно указывает, что граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства (п. 1 ст. 14), т.е. миллионы граждан двух государств (России и Беларуси) обладают единым гражданством.

Следовательно, институт союзного гражданства, по мнению автора, следует рассматривать как политико-правовой феномен, ранее известный международному публичному праву лишь благодаря гражданству Европейского союза. Таким образом, институт единого гражданства - это объективная закономерность развития интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, выразившаяся в изменении межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Таким образом, в ст. 14 - 16 Договора о Союзном государстве заложена непосредственная политико-правовая взаимосвязь между отдельным гражданином, с одной стороны, и Союзным государством - с другой, направленная на их постоянное и постепенное сближение. При этом необходимым связующим звеном выступает именно принадлежность лица к национальному гражданству государства - участника Союзного государства. Вместе с тем данный правовой институт не подменяет собой национальные институты государственной принадлежности определенных лиц, а выступает институтом международного публичного права, балансируя на гране совпадения предметов регулирования международного и конституционного права.

Институт Союзного гражданства появился и существует с момента образования Союза Беларуси и России (1997 - 2000 гг.). Статья 2 Устава Союза Беларуси и России (Москва, 23 мая 1997 г.) (далее - Устав Союза) провозглашала, что устанавливается гражданство Союза Беларуси и России, а также определяла, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь является одновременно гражданином Союза.

Таким образом, граждане государств - участников Союза Беларуси и России наделялись дополнительными правами и обязанностями, вытекающими из общего гражданства Союза. Следовательно, и содержание их конституционно-правового статуса качественно расширялось. Например, ст. 18 Устава Союза предоставляла гражданину Союза Беларуси и России право на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах Российской Федерации и Республики Беларусь с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных районов и местностей; право на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства - участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства - участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства; право на участие в управлении делами Союза; право на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства - участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства.

Подобное расширение содержания конституционно-правового статуса граждан государств - участников Союза стало возможным благодаря политической воле, проявленной органами государственной власти государств - участников Союза, а также тому, что эти государства наделили свой Союз полномочиями в сфере обеспечения прав граждан государств - участников Союза, которые им предоставляются как гражданам Союза, и полномочиями в сфере обеспечения равенства прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других социальных областях.

В связи со сказанным следует отметить, что правовой институт союзного гражданства существенным образом отличается от института двойного гражданства, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Закона о гражданстве. Во-первых, наличие двойного гражданства не означает расширения содержания конституционно-правового статуса бипатрида, в то время как союзное гражданство, напротив, расширяет содержание именно правового статуса лица за счет прав и свобод, вытекающих из принятых Российской Федерацией и Республикой Беларусь межгосударственных обязательств. Во-вторых, двойное гражданство предполагает наличие у такого лица гражданства иностранного государства, приобретенного им на основе двустороннего договора между государствами, а союзное гражданство не подразумевает одновременного или автоматического наделения граждан государств - участников Союза гражданством второго государства. Кроме того, между государствами - участниками Союзного государства до сих пор отсутствует какой-либо межгосударственный нормативный правовой акт, предусматривающий институт двойного гражданства.

Схожая ситуация складывается и в вопросе соотнесения институтов союзного гражданства и "множественного гражданства". Последний правовой институт коренным образом противоречит самому духу построения правовых отношений между Россией и Белоруссией в сфере единого гражданства. Причиной служит, во-первых, структура союзного гражданства: данный институт, как указывалось выше, выступает надстройкой для соответствующих национальных институтов, которые служат базисом, а во-вторых, данный правовой институт, в отличие от института "множественного гражданства", законодательно закреплен, а не является следствием правовой коллизии между внутригосударственной и международной системами права.

Следует согласиться с позицией М.А. Кожановой, полагающей, что "...введение института гражданства Союза... позволяет отойти от неестественного положения, при котором граждане России и Беларуси воспринимались бы на территории второго государства в качестве иностранцев. Введение союзного гражданства позволит решить весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением единого статуса граждан Беларуси и России, упрощенного порядка приобретения гражданства другой стороны и т.д. Введение союзного гражданства никак не влечет умаления прав, уже гарантированных своим гражданам договаривающимися сторонами, и не освобождает их от обязанностей".

С преобразованием Союза Беларуси и России в Союзное государство несколько видоизменилось и содержание конституционно-правового статуса гражданина Союзного государства, например его (гражданина) правоспособность расширилась за счет наделения его следующими политическими правами: избирать и быть избранными в парламент Союзного государства и назначаться на должности в органы Союзного государства (п. 7 ст. 14 Договора о Союзном государстве); создавать союзные общественные объединения (п. 8 ст. 14 Договора о Союзном государстве).