Монофункциональных городов больше всего в старопромышленных региона Центра, Урала и в регионах нового освоения. В 13 регионах РФ доля таких городов превышает 60% (табл. 5).
Хотя более 74% монофункциональных городов - малые и средние, с населением менее 50 тыс. чел., концентрация населения в них достаточно высока.
Только в Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 млн. человек (42% городского населения), в моногородах республик Хакасия и Коми, Тюменской, Вологодской, Архангельской областей - более половины всего городского населения. На долю монофункциональных городов приходится более 40% городского населения Сибири.
Таблица 5
Регионы с наибольшей долей монофункциональных городов
Количество городов, всего | В том числе монофункциональных | Доля монофункциональных городов, % | |
Чукотский АО | 3 | 3 | 100 |
Республика Хакасия | 5 | 4 | 80 |
Республика Карелия | 13 | 10 | 77 |
Ивановская область | 16 | 12 | 75 |
Свердловская область | 47 | 33 | 70 |
Кемеровская область | 20 | 14 | 70 |
Нижегородская область | 25 | 17 | 68 |
К особым, законодательно выделяемым, видам монофункциональных городов относятся "наукограды", большая часть которых расположена в Московской области (Дубна, Обнинск, Пущино, Троицк и др.) и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) Минобороны и атомной промышленности, к этой категории отнесены 47 поселений, насчитывающих 1,5 млн. чел. По данным Г. Лаппо и П. Поляна, доля жителей ЗАТО в городском населении России составляет 1%, т.е "закрытым" является каждый сотый российский горожанин. Целые группы из 5-8 ЗАТО расположены на Урале, Кольском полуострове, в Красноярском крае. Закрытые города имеют, как правило, более 25 тыс. жителей, в трех городах численность населения близка или превышает 100 тыс. чел. [1, c.156-158]
Географическое положение - трудно формализуемый фактор, его воздействие может меняться со временем.
Очевидным преимуществом является расположение в пределах крупных агломераций (Московская область), в переходный период стало более выгодным положение некоторых приграничных регионов с интенсивным экспортно-импортным товарообменом (Ленинградская область, Краснодарский край), все это способствует росту занятости и доходов населения. Наоборот, географическое положение удаленных северных городов ухудшилось, что отразилось на социальной ситуации. "Богатые" в советское время монофункциональные города Крайнего Севера и Дальнего Востока к концу 1990-х годов резко обеднели: более трети имели заработную плату населения ниже среднероссийской (с поправкой на региональный прожиточный минимум), около четверти - близкую к средней по РФ, и лишь в четверти городов сохранилась заработная плата в 2-3 раза выше средней по РФ, причем 80% таких городов расположены в Тюменской области.
Сложившиеся контрасты городского и сельского расселения очень устойчивы, под их воздействием формируются многие социальные различия в регионах. Это означает, что при проведении любых социальных реформ требуется их адаптация и "настройка" для разных территорий - крупногородских агломераций, редкозаселенного Севера и востока, депопулирующего мелкоселенного Центра и Северо-Запада и т.д. В противном случае попытки реформирования могут "утонуть" в пространстве.
Плотность населения варьирует по регионам, и можно попытаться оценить степень их заселенности.
В качестве пороговых значений плотности для выделения малонаселенных на российском фоне регионов примем 35 человек на кв. км для всего и 10 человек на кв. км для сельского населения3. При определении сильно недонаселенных регионов взяты вдвое меньшие значения. Площадь обеих категорий "пространственного резерва" превышает 2/3 (3,4 миллиона кв. км) всей благоприятной для поселения и ныне все же так или иначе заселенной территории РФ. При этом около трети (1,6 миллиона кв. км) сильно недонаселены, а в сельской местности их доля поднимается до 46% (2,3 миллиона кв. км).
Рис.2. Распределение заселенных территорий регионов России с разным уровнем "достаточности" населения по федеральным округам
Распределение всех этих площадей по федеральным округам (рис.2) подтверждает, что «избыточность» территории по отношению к ее населению особенно велика на севере и востоке России. В Северо-Западном и Дальневостосточном округах доминируют хотя и обжитые, но не комфортные для жизни территории (за счет регионов Крайнего Севера); в Центре и на Юге их почти нет. В середине страны, между Волгой и Амуром, основная часть пригодных к заселению регионов населена слабо и очень слабо. В обжитой полосе Сибири огромна площадь регионов с сильным условным дефицитом жителей. Зона «достаточного» сельского заселения за Волгу и не заходит, хотя абсолютный лидер тут Приволжский округ (а по доле земель с «достаточным» сельским населением – Южный). Центральный же округ первенствует по площади такого заселения в целом, хотя ее здесь немногим больше, чем на Юге и в Приволжье.
3. Демографическая ситуация в России и в бывших республиках СССР
В России в 2007 году родились 1 млн. 476,2 тыс. человек и умерли 2 млн. 165,7 тыс. человек, что соответственно больше на 18,8 тыс. человек и меньше на 138,2 тыс. человек по сравнению с показателями предыдущего года. Естественная убыль, рассчитываемая как разница между числом умерших и родившихся, составила 689,5 тыс. человек против 846,5 тыс. человек годом ранее. Число браков возросло на 47,3 тыс. до 1 млн. 113,7 тыс. случаев, а число разводов - на 36 тыс. - до 640,9 тыс. случаев.
Госкомстат России 1 марта 2008 года подготовил новый прогноз численности населения страны до 2016 года. Причем предложил сразу три возможных варианта развития событий в зависимости от того, что у нас будет происходить в социально-экономической сфере.
В результате общая численность населения к 2016 году у нас может быть в лучшем случае 138 млн. 748 тыс. человек, в худшем - 128 млн. 686 тыс., а по среднему варианту - 134 млн. 837 тыс. человек.
Так называемый "высокий вариант" эволюции рождаемости исходит из того, что наметившийся подъем рождаемости - явление долговременное. Специалисты считают, что это возможно только в том случае, если по оптимистическому варианту пойдет социально-экономическое развитие страны, то есть уровень и качество жизни будут повышаться. В то же время повышение уровня жизни роста рождаемости не гарантирует.
Низкий вариант исходит из неблагополучной социально-экономической ситуации. Средний вариант, как и высокий, предполагает, что увеличение рождаемости в последние два года - закономерное явление. Однако темпы роста постепенно замедлятся. Этот сценарий тоже предполагает улучшение социально-экономической ситуации, но более медленными темпами.
Относительно миграции все варианты прогнозируют постепенное сокращение миграционного потока в Россию из стран СНГ и Балтии в силу старения и убыли наших соотечественников в этих странах.
Что касается эмиграции из России, то у авторов прогнозов мнения прямо противоположные. Одни считают, что нынешнее снижение численности эмигрантов - явление кратковременное, и грядет новая волна отъездов, другие, наоборот, убеждены, что желающих покинуть Родину в ближайшей перспективе будет немного.
В целом, считают эксперты, которые рассчитали так называемый "средний вариант" (исходя из коэффициента естественного прироста населения, который аккумулирует в себе все плюсы и минусы демографических процессов), к 2016 году из 89 регионов Российской Федерации относительно благополучными будут 11. Прирост населения прогнозируется в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Тыве. Самое же большое сокращение населения ожидается в Ивановской, Смоленской, Рязанской, Калужской, Новгородской областях, Москве, Санкт-Петербурге.
По опубликованным недавно прогнозам ООН, к 2050 году население России может как увеличиться, так и уменьшиться. Специалисты не берутся защитить или опровергнуть эти предположения. Единственное, в чем они убеждены, так это в оценке демографических потерь за XX век: в России сегодня могло бы быть на 100 млн. человек больше.
К 2025 году многие страны бывшего СССР столкнутся с серьезными демографическими проблемами: их население сократится и постареет. Это единственный регион мира, где образовалась взрывоопасная смесь из стареющего населения, относительно низкого уровня жизни и незавершенных экономических, социальных и политических реформ.
К 2025 году страны бывшего СССР потеряют огромное количество населения (сравнивалась ситуация 2000 и 2025 годов): Россия - 17.3 млн.(12% населения), Украина - 11.8 млн. (минус 24%), Беларусь - 1.4 млн. (- 14%), Грузия - 0.8 млн. (- 17%), Литва - 0.4 млн. (- 11%), Латвия, Молдова и Казахстан - по 0.3 млн. (соответственно, минус 13%, 7% и 2%), Армения - 0.2 млн. (- 6%), Эстония - 0.1 млн. (- 9%). Численность населения вырастет в Узбекистане (на 9.3 млн.), Таджикистане (2.6 млн.), Туркменистане (1.6 млн.), Азербайджане (1.5 млн.) и Кыргызстане (1.3 млн.).
Сократившееся население также значительно постареет - в 2025 году примерно каждый пятый житель этого региона будет старше 65-ти лет. В целом, в бывшем Советском Союзе идут те же процессы, что стартовали в странах Западной Европы в начале 1970-х годов: снижается рождаемость и увеличивается продолжительность жизни. Однако кардинальное отличие заключается в устойчивости государственных институтов и уровне жизни. К примеру, по демографическим характеристикам Украина ныне близка к Великобритании, а по уровню жизни сопоставима с Алжиром и Венесуэлой. "Демографический портрет" Грузии напоминает Германию, однако уровень жизни - Мозамбик.