Смекни!
smekni.com

, читанный в заседании Московского Психологического Общества (стр. 1 из 4)

Николай Васильевич Бугаев

Основы эволюционной монадологии

(Реферат, читанный в заседании Московского Психологического Общества)

Основные начала эволюционной монадологии

Мое сообщение состоит из положений, связанных одною общею идеей. В нем не приведены вполне основания, объясняющие мои тезисы. Эти основания являются в форме кратких пояснений и дополнений.

Такая краткость зависела от того, что я не имел времени обставить эти положения подробными доказательствами.

Кроме того мне бы следовало для большей ясности предпослать своим положениям критику предшествующих философских систем. Я этого не сделал. Для этого требовалось очень много работы и специальных знаний.

Моя система имеет некоторое сходство с монадологией Лейбница, или монадологией предустановленной гармонии, а также с некоторыми теориями современного монизма. Впрочем она отличается от них многими существенными особенностями.

В интересах большей связности я буду приводить свои тезисы в одном непрерывном изложении.

Мои положения очень отвлеченны и лишены поэтому образной конкретности. Это их недостаток. Конкретность и образность действуют не только на ум, но и на воображение и чувство, не только доказывают, но и убеждают. Моим положениям недостает художественного колорита.

Крайне об этом сожалею и прошу наперед извинить им этот недостаток.

В основе эволюционной монадологии лежит учение о монаде.

1. Монада есть живая единица, живой элемент. Она есть самостоятельный и самодеятельный индивидуум.

2. Она жива в том смысле, что обладает потенциальным психическим содержанием.

3. Психическое содержание и психизм не подлежат наблюдению по существу, а только по внешним проявлениям. Они доступны только самой монаде.

4. Психическое содержание в своем кинетическом (деятельном) моменте может быть рассматриваемо как непосредственный (интуитивный) вывод, синтез, приговор, заключение, истолкование монадой внутренних фактов своего бытия и ее отношений к другим монадам. Оно есть бытие монады для себя.

5. Психическое содержание в своем (напряженном) потенциальном моменте есть возможность к проявлению кинетического содержания в той или другой форме, при тех или других обстоятельствах. Оно иногда означает совокупность возможностей, способностей, привычек и инстинктов.

Объяснение. Постараюсь объяснить, что я разумею под выражением «монада есть живая единица».

Под именем меры в математике разумеют величину, с которою сравнивают другие величины того же рода. Под именем конкретной математической единицы разумеют постоянную меру, с которою сравнивают другие величины того же рода. От рода величин зависит выбор этой единицы.

Эта условность устраняется, как скоро мы останавливаемся на отвлеченной математической единице. Отвлеченная математическая единица характеризуется постоянством и не зависит от конкретного содержания.

Выражением «монада есть единица» я хочу сказать, что она определяется признаком постоянства. Постоянство указывает на ее неизменяемость в некоторых отношениях. Монада есть то, что в целом ряде изменений остается неизменным. Она есть целое, неделимое, единое, неизменное и себе равное начало при всех возможных отношениях к другим монадам и к себе самой. Она остается таковою для нашего сознания в некоторых сторонах своего обнаружения. Монада есть элемент. Кроме того, монада есть живая единица.

С понятием о жизни в нашем сознании связана идея изменения. Жизнь может проявляться только под видом действительного или потенциального изменения.

Не всегда однако, где есть изменение, есть и жизнь. Для того, чтоб имела место жизнь, требуется, чтоб изменение происходило в определенном порядке, следовало определенному закону, хотя бы на некотором протяжении своего течения. Этот порядок, закон, путь, это постоянное и определенное в изменении дает для нас тот смысл, которым характеризуется жизнь. Основу для этого постоянного в направлении жизни мы находим в причине или цели. Таким образом для нас жизнь есть прежде всего порядок причинных или целесообразных изменений.

Однако не всякий порядок таких изменений мы называем жизнию. Не всякое конкретное единство, характеризуемое ими, мы называем живым. Мы отличаем механизм от организма, мертвую машину от живого существа.

В живом содержании мы замечаем не одно проявление внешних причин и посторонних целей. Для нашего сознания требуется, чтобы в деятельности живого начала обнаруживалось влияние внутренних причин.

Внутренняя причина есть та, которая отмечается, различается и координируется внутри деятельного единства. В таком случае деятельное единство мы называем индивидуальностию, организмом.

Внутренняя причина отличается и оценивается этим единством. Она заметна для него. Внешняя причина вполне доступна для стороннего наблюдения. Она вся обнаруживается во внешней деятельности, ею исчерпывается и ей тождественна. Внутренняя причина не вся доступна одному внешнему наблюдению, не исчерпывается вполне внешнею деятельностию и ей не равна. По внешней деятельности мы можем заключать о внутренней причине только по аналогии, отыскивая подходящие соответствия в явлениях нашей внутренней жизни.

Это свойство заключать об ощущении и внутреннем бытии другой монады по аналогии основано на способности соощущения или симпатии.

Внешняя причина оценивается нами при помощи посредствующих понятий, а внутренняя получает полную и непосредственную оценку только во внутренней деятельности индивидуума.

Эта непосредственная оценка не доступна вполне внешнему наблюдению.

Внутреннюю причину мы называем мотивом, поводом, побуждением, целью и т. д. Непосредственную оценку называем чувством, чутьем, сознанием и другими названиями.

Внешняя причина характеризуется объективностию и относительностию, внутренняя субъективностию и непосредственностию.

Способность оценивать содержание в собственных изменениях, делать их заметными для себя, будем называть психизмом, а его потенцию и внутренний объект этой оценки – психическим содержанием.

Таким образом понятие о жизни необходимо связано с существованием причинных или целесообразных изменений, психизма и индивидуума, как самодеятельного единства.

Живым может быть только некоторое определенное, конкретное, деятельное единство, обладающее внутренними причинами и целями своих изменений, могущее давать этим изменениям внутреннюю оценку.

Живое единство вносит эту оценку в основу дальнейшего ряда своих изменений.

6. Жизнь монады с формальной стороны есть постоянный ряд изменений ее психизма в его кинетическом и потенциальном моменте. Жизнь монады есть ряд причинных и целесообразных изменений в ее организации.

7. Связь между психическим содержанием и соответствующими ему внешними отношениями и обнаружениями зависит от законов, стоящих выше и вне полного понимания монады.

8. Законы, которым подчиняется монада, называются условиями монады.

9. Эти законы не всегда могут быть выражены дискурсивно в терминах слов или понятий. Они не подчиняются иногда количественным отношениям.

10. Монада есть единица в том смысле, что она с известной точки зрения неразложима и есть как бы последняя единица (элемент) при данных условиях рассмотрения и бытия.

11. Монады бывают весьма разнообразны.

12. Они различаются по взаимному отношению друг к другу и бывают различных порядков.

13. Монады бывают первого, второго, третьего порядка и т. д.

14. Монады второго порядка могут образовать монаду первого порядка. При этом монада первого порядка образует для них тот мир, или то условие, или одно из условий, за пределы которого они вообще не переходят, пока существует монада первого порядка.

15. Монады второго порядка, или подмонады, переходят за пределы монад первого порядка только в исключительных случаях. При этом они или получают самостоятельное значение, или продолжают входить в образование других монад высшего порядка.

16. Символическими примерами монад различных порядков могут послужить следующие единицы: человечество, государство, человек – социальная монада, клеточка – биологическая монада, частица – химическая монада, атом – физическая монада, эфирный атом.

Если человек символически изображает монаду первого порядка, клеточка будет монадою второго порядка (подмонада), частица – третьего, атом – четвертого порядка. Народ или государство будет монадою первого высшего порядка (надмонадою) или монадою минус первого порядка. Эти примеры только символически объясняют положение 13.

17. Порядок монад вверх и вниз идет до бесконечности.

18. Доступный нам внешний мир может быть рассматриваем как монада по отношению к другим монадам.

19. Для нашего человеческого понимания, соответствующего нашей конечной природе, достаточно, может быть, ограничиться монадами первого порядка и миром (надмонадою первого порядка). Это означает, что у нас нет таких тонких способностей, чувств и органов, которые давали бы нам возможность замечать явления, зависящие от деятельностей монад второго и высших порядков.

20. Монады отличаются также своею сущностию.

21. Сущность их определяется теми законами, которым они подчиняются при субъективном истолковании ими фактов своего внутреннего бытия. Сущность их определяется условиями или законами их бытия. Сущность их не подлежит оценке.

22. Психическое содержание монад первого порядка по отношению к психическому содержанию монад второго порядка может быть иногда рассматриваемо как синтез (с качественным превращением), иногда как обобщение, иногда как отвлечение. Этот синтез подчиняется особым законам и получается как продукт самодеятельной работы монады. Синтез этот является в форме идеи, чувства, побуждения и действия.

23. Работа в субъективном смысле есть деятельность, сопровождаемая чувством усилия. Нет усилия, – нет работы в субъективном смысле.