Умиротворение. Если ученики хрупкие или просто трудные, рекомендуется давать им пространство, особенно тем, кто хочет что-нибудь доказывать. Если их удается держать на обочине так, чтобы они не передавали свой подход другим, многие из них взрываются от недостатка внимания. Тогда учитель может помочь им перестроиться, вести себя более позитивно и обеспечивать себе приятное будущее.
Обогащение. Когда для людей, у которых имеется основа для будущего роста, уже создана безопасная ситуация, функцией учителя становится увеличение духовного богатства и потенциала в жизни учеников. Обычно это должно происходить шаг за шагом – ведь когда неопытный человек пытается зайти слишком далеко или делать все сразу, а затем спотыкается и разбивает свой оптимистичный нос, иллюзорное эго быстро укрепляет свои позиции. В Алмазном пути, где целью является развитие всех качеств ума, две вышеописанные сферы деятельности даются легко. Учителю нужно только наблюдать за тем, становятся ли ученики независимыми, формируют ли здоровое и веселое отношение к сексу и жизни, есть ли у них избыток энергии для других.
Очарование. Если у нас есть сила влиять на других, становится возможным быстрый духовный рост. Однако этот дар способен принести и большой вред. Если обучение начинается раньше, чем нужно, если оно слишком пропитано политикой или преподносит идеи, противоречащие основополагающим желаниям людей, его воздействие на умы следует считать негативным. Влияние такого рода на всю жизнь ожесточает ум. Религиозные скандалы, гремящие по всему миру, не представляют собой ничего нового, и от тоталитарных религий ни один грамотный человек, скорее всего, не станет ожидать ничего, кроме ненависти и подавления. Но скандалы случались и вокруг отдельных вполне достойных монахов и учителей, выступавших от доброго имени Будды. Хотя наставления Будды являются скорее советами просветленного друга, а не заповедями догматичного бога, некоторым людям бывает трудно нести в мир его пример. Учителю следует избегать любого действия, которое разрушало бы доверительные отношения между ним и учениками, и стараться не тратить времени на бессмысленную роскошь. В довершение ко всему никогда нельзя демонстрировать бóльшую гордость за себя, чем за свою линию преемственности и ее передачу. Подобные конфузы разочаровывают все большее число идеалистических умов, повернувшихся сегодня к буддизму.
Мощная защита. Мощно защищающие действия – это четвертый тип активности Будд, и они также требуют постоянного самоанализа. Если в контролирующую и, в случае необходимости, разрушающую деятельность вторгаются наши негативные чувства – злость, недоброжелательство, ненависть, – такая ситуация требует максимального внимания. Только те, кто видит потенциал Будды во всех существах, могут «взъерошивать им перья», не совершая ошибок.
Учителя, посвящающие свое тело, речь и ум защите других, должны убедиться в том, что их поступки и слова не окрашены личной неприязнью. Нужно быть похожим на хорошего врача, который оперирует больного не ради личной славы, а чтобы избавить его от большего страдания в будущем. Для применения такого эффективного инструмента, каким является защищающая активность, от учителя требуется настоящая ответственность, ведь большинство в сфере духовности ожидает встретить сладкий и миролюбивый, а не критический подход. Потому для учителя было бы малодушием и серьезной безответственностью игнорировать свою способность заглядывать далеко вперед, не предоставляя подлинного руководства. Если человек надеется уклониться от прямой конфронтации, отказываясь смотреть на происходящее в мире, он оставит других без защиты. Это означает, что учитель, практикующий два последних вида деятельности – очаровывающую и защищающую, – должен быть особенно сознательным. Он также обязан быть осведомленным о фактах и постоянно проверять свою мотивацию помощи другим. Доверия заслуживают только те учителя, которые, рискуя своей популярностью, отваживаются не быть сентиментальными. Они по-настоящему свободны, и их работа в конечном итоге принесет людям пользу и развитие.
Методы Алмазного пути
Кто получил третий и наивысший уровень Учения Будды? Ученики, которые могли видеть в нем не человека или бога, а зеркало для своих умов, а также обладали открытостью, необходимой для того, чтобы вступить на Алмазный путь и успешно воспользоваться его передачей. Поскольку такая преданность позволяла им воспринимать Будду как что-то близкое и родное, они автоматически впитывали оба его пути: методы медитации на просветленные аспекты Будд и наивысший взгляд Великой печати, постепенно пробуждая присущие им просветленные качества. Для достижения этой главной цели Будда передавал многочисленные действенные методы, которые известны и применяются по сей день. Так обеспечивается непрерывный поток передачи живого интуитивного знания от учителя к ученику.
Все средства Алмазного пути рассчитаны на людей, подготовивших свой ум и стремящихся практиковать для блага всех. В начальной фазе каждой медитации мы принимаем Прибежище, подходя к этому сознательно и глубоко. Прибежище предваряет и направляет все буддийские практики, обеспечивая защиту. Мы также развиваем Просветленный настрой, делая пожелание полного Просветления всем существам. В фазе построения, когда в ум медитирующего призывается лама или Будда, мы освобождаемся от неприятных впечатлений и накапливаем полезные. Это увеличивает нашу открытость принципу учителя. Для этой же цели школы тибетского буддизма рекомендуют выполнить нёндро – ряд основополагающих медитационных практик. Три старые, или «красношапочные», школы нацелены на быстрое интуитивное понимание Учения, в то время как реформированная монашеская школа «желтых шапок» прежде всего занимается очень длительным интеллектуальным усвоением поучений. Главные части в этих медитациях повторяются 111 111 раз и являются тантрическими, то есть включают в практику одновременно тело, речь и ум.
По завершении нёндро на Алмазном пути открываются три важные области, где ум может узнавать себя. Путь отождествления работает с благодарностью и преданностью и придает силу всем практикам. Путь средств активизирует энергии тела, речи и ума с помощью техник глубокого дыхания. Его упражнения многослойны, снабжены большим количеством мелких подробностей и предполагают постепенный переход с одной ступени на другую. Путь глубокого видения нацелен прежде всего на успокоение ума и развитие интуитивного постижения его недвойственности. Таким образом, ум может узнавать себя либо за счет доверия к своей природе Будды, либо посредством энергий, либо полагаясь на сознание.
Наиболее полный и близкий контакт с Просветлением устанавливается благодаря медитациям на учителя как представителя Будды. Они применяются на Пути отождествления и представляют огромную важность для линии преемственности Кагью, одной их четырех главных школ тибетского буддизма. Эти медитации называются лами налджор на тибетском языке и гуру-йога на санскрите. Глубокое доверие, пробуждаемое в них, позволяет включать в этот путь отдельные аспекты Пути средств и Пути глубокого видения.
Каждый, кто способен применить чистое ви`дение к человеческому телу и удерживать этот взгляд в процессе многогранного общения и взаимодействия, очень скоро научится все воспринимать как чистую страну. Более быстрого пути к Просветлению нет. Постоянно поднимая уровень нашего восприятия ситуаций повседневной жизни до тех пор, пока мы естественно не узнаем совершенство в «здесь и сейчас», медитации на учителя сами собой пробуждают в нас неличностные качества. Будда учил, что этот мир уже является чистой страной и все существа обладают природой Просветления, и потому эти методы – самое прекрасное, что у нас есть.
Как только создана основа для благодарности и открытости, можно непосредственно сосредоточиться на учителе. Однако алхимия такого опыта требует полного доверия к своей собственной природе Будды, то есть уверенности в том, что высшая истина есть высшая радость и совершенство снаружи можно видеть только потому, что оно является сущностью нашего собственного ума. Когда укрепляется понимание того, что абсолютная истина неисчислима, вневременна и пронизывает все, что мы все – будды, которые просто еще не отдавали себе в этом отчета, – возникает сильное стремление устранить завесы, не позволяющие воспринимающему узнать себя. Результатом становится всесторонний, активный и невозмутимый взгляд на мир.
Передавая ученикам Путь средств, Будда превращал свое тело в формы из света и энергии (на санскрите ишта девата, по-тибетски йидам). Посредством многочисленных и разнообразных мужских и женских, мирных и защищающих, обогащающих и очаровывающих форм Будд он помогал ученикам ощутить внутренний просветляющий отклик – в этом и заключается преобразующая сущность тантр. Буддийские тантры – это практики, которые трансформируют нас в целом, затрагивая тело, речь и ум, вплетая просветленный опыт прямо в ткань нашего существа. Получив это знание, ученики, в зависимости от своих пожеланий и способностей, могли медитировать на различные световые формы, чьи позы, атрибуты и цвета соответствовали потенциалу ума медитирующих и потому были для них притягательны. Взаимодействие с таким аспектом Просветления и вибрация его мантры активизируют неличностные энергетические потоки в теле практикующего и делают его речь сочувственной и мудрой.