Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора английского текста (стр. 12 из 36)

Практикуя правильно, можно сделать свою жизнь в качестве свободного и удачливого человека значимой. Как говорили мастера традиции Кадампа, "Стремись к полному просветлению; будь готов к великим трудам, преодолению препятствий и выполнению той практики, которая наиболее подходит ко времени".

Глава 4. Создание перспективы для практики.

Жизнь свободного и удачливого человека рассматривается здесь как нечто драгоценное. Такая человеческая жизнь встречается редко, но те, кто обладает ей, благодаря ней способны на великие достижения. Однако она не продолжительна, но хрупка и чрезвычайно скоротечна. Для нас важно осознать эти качества нашей жизни и затем подготовить себя для того, чтобы извлечь из них наибольшую пользу. Легко увидеть, что потенциал человека намного превосходит возможности других существ, которые есть в мире. Человеческий разум обладает глубокой проницательностью. Его познания безграничны. По причине могущества человеческого разума новые открытия и изобретения изобилуют на нашей планете. Но главное заключается в том, что все эти новации должны способствовать счастью и миру во всём мире. Во многих случаях это не так. К сожалению, слишком часто человеческая изобретательность неразумно направляется на нарушение спокойствия, разобщение и даже войну.

Достижения человеческого разума очевидны. Идеи и деятельность даже одного единственного человека могут принести значительную пользу миллионам людей и других существ. Когда наши человеческие умения направлены в нужную сторону, побуждаются правильным отношением, происходят удивительные вещи. Поэтому человеческая жизнь бесценна. В духовном же смысле, именно на основе человеческой жизни осуществимы различные постижения и результаты. Только человеческий ум способен породить безграничные любовь и сострадание. Бòльшая занятость другими, чем собой, и неутомимый труд ради чужого блага относятся к благородным атрибутам человеческой природы.

Жизнь человека имеет чрезвычайную ценность для осуществления как наших временных, так и окончательных целей. Временная цель здесь означает более высокое рождение, а абсолютная – нирвану и полное просветление. Эти цели драгоценны и трудно достижимы. Для их осуществления индивидуум должен быть в состоянии заниматься практикой и создавать необходимые причины. Только люди обладают возможностью и умственными способностями для осуществления этих целей. Если мы хотим родиться в высших мирах, нам необходимо воздерживаться от неблагих поступков и практиковать добродетели, такие как щедрость и терпение. Занимаясь правильными практиками, мы имеем возможность достичь нирваны и состояния Будды.

Обретя некоторую убеждённость в том, что жизнь свободного и удачливого человека редка и драгоценна, мы должны размышлять о её невечности. Хотя жизнь человека и обладает таким великим потенциалом, она скоротечна и непродолжительна. Согласно тексту, здесь надо осваивать три фундаментальные темы: определённость смерти, неопределённость времени её прихода и то, что когда смерть придёт, помочь сможет только наша личная духовная реализация. Эти положения легки для понимания и не вызывают интеллектуальных затруднений. Тем не менее, их необходимо осваивать снова и снова до обретения глубокой убеждённости. Каждый согласится, что все мы рано или поздно умрём. Определённость смерти не вызывает сомнений. Богатый и бедный, молодой и старый – все когда-то умрут. Смерть универсальна и едина для всех, никто не может ни отказаться, ни игнорировать этот жизненный факт.

То, что вводит нас в заблуждение, это неопределённость времени смерти. Даже несмотря на то, что мы знаем очень хорошо, что должны умереть, мы полагаем, что это случится через какое-то время. Каждый думает, что не должен умереть скоро, и держится за ложное верование, что смерть не придёт ещё многие годы. Это представление о длительном и неопределённом будущем, простирающимся перед нами, удерживает нас от серьёзных духовных усилий. Весь же смысл освоения непостоянства и смерти заключается в том, чтобы подвигнуть себя к активному занятию духовной практикой.

Позвольте мне изложить некоторые общие принципы, которые могут помочь сделать духовную деятельность плодотворной и результативной. Духовная практика состоит, как уже говорилось, из практических занятий и периодов между ними. Людям часто кажется, что духовная практика выполняется только во время занятий; помимо них они игнорируют потребность в ней. Важно осознать ошибочность такого подхода. Практика помимо медитативного освоения, важна в равной степени. Поэтому необходимо понимать, каким образом эти два вида практики дополняют друг друга. Духовное постижение, достигнутое при освоении, должно усиливать понимание, присутствующее между занятиями, и наоборот. Обретённое во время занятий вдохновение может побудить к развитию многих добродетелей, таких как сострадание, доброжелательность, уважение чужих достоинств и так далее. Во время занятий гораздо легче напустить на себя некоторое благочестие. Но подлинная проверка происходит при столкновении с внешним миром. Поэтому надо проявлять усердие в практике между занятиями.

Когда мы сидим, сосредотачиваемся и читаем молитвы, мы, конечно, испытываем некоторое умиротворение ума. Мы можем породить сострадание к нищим и нуждающимся и почувствовать больше терпимости к своим соперникам. Ум более расслаблен и менее агрессивен. Но этот импульс трудно по-настоящему удержать при встрече с обстоятельствами реальной жизни. Освоение во время занятия похоже на тренировку себя для встречи с реальным миром. Пока мы не достигнем гармоничного сочетания своего опыта практических занятий и периодов между ними, наши духовные усилия не будут иметь должного эффекта. Мы можем быть добрыми и сострадательными во время занятий, но если кто-то побеспокоит нас на улице или публично обидит, очень возможно, мы станем злыми и агрессивными. Мы можем даже немедленно ответить тем же. Если такое случается, вся доброта, терпимость и понимание, развитые во время занятий, мгновенно исчезают. Разумеется, очень легко быть сострадательным альтруистом, комфортно сидя на своём сидении, но проверка практики происходит при встрече с проблемой. Например, когда мы стоим на пороге конфликта с кем-либо, но воздерживаемся от него, это практика Дхармы. Когда мы имеем возможность уязвить кого-то, но воздерживаемся от этого, это практика Дхармы. Поэтому подлинная практика Дхармы – это контроль над собой в трудных обстоятельствах.

Чтобы сделать свою практику стабильной и продолжительной, надо заниматься постоянно. У того, кто практикует только при благоприятных обстоятельствах, мало надежды на достижение цели. Крайне важно практиковать учение день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Любой, кто практикует постоянно, способен взрастить духовную реализацию. Поскольку все непостоянные феномены переменчивы, и наш грубый и дикий ум тоже когда-то станет дисциплинированным и мудрым, полностью расслабленным и умиротворённым. Такие удивительные качества ума можно взрастить просто через видение преимуществ благого мышления и образа действий и порочности омрачённий. Но, однако, для практикующего важно обучиться правильному методу и приобрести навык. В поисках духовной реализации не следует опираться на слепую силу.

Когда я получал учение от Хун-ну Ламы, он рассказал мне историю об одном человеке, который совершал обхождения в Лхасе. Кто-то другой выполнял практическое занятие в том месте, и, проходя мимо, первый человек спросил его: "Чем ты занимаешься?" – "Я осваиваю терпение", ответил тот. – "Ну, съешь дерьмо!" – сказал первый. И тогда второй вскочил с гневным криком. Этот пример ясно показывает, что подлинная проверка практики заключается в том, можем ли мы применить её в неспокойной ситуации. Возможно, время между занятиями даже важнее для практики, чем само занятие. Во время занятия мы, фактически, заправляемся, или заряжаемся силой, чтобы продолжать практику после занятия. Поэтому, чем лучше мы натренируем ум во время занятий, тем больше у нас будет способности противостоять дальнейшим трудностям.

В тексте объясняется суть особой человеческой жизни, наделённой свободой практиковать Дхарму. Тех, кто обладает свободой и возможностью выполнять практику Дхармы, не обременяют ложные воззрения. Они свободны от оков рождения животным, голодным духом и обитателем ада. Они избежали рождения там, где не распространено учение Будды, то есть в отдалённой варварской местности. А также они не родились глухонемыми или умственно отсталыми.

Представьте, что вы родились бы птицей и были бы заняты исключительно поисками пропитания. У вас не было бы возможности практиковать Дхарму. К счастью, мы родились не птицей или животным, но человеком. Но даже человеком мы могли родиться в отдалённой местности, где учение Будды неизвестно. Наши благосостояние и интеллект не имели бы значения; у нас не было бы возможности практиковать Дхарму. Мои западные друзья приезжают из таких мест, где буддизм не практиковался. Но по причине перемен и их благой направленности мы смогли встретиться разделить учение друг с другом. Было время, когда Запад назывался отдалённой местностью, где люди не обладали свободой для осуществления практики. Мы должны ценить не только то, что родились людьми, но и то, что все мы теперь обладаем необходимыми условиями для практического осуществления Дхармы.

Человеческая жизнь является наиболее подходящей основой для достижения нирваны и состояния Будды. Поскольку мы обрели такую великую возможность, ничего не может быть хуже, чем упустить свой шанс использовать её. Мы обрели это драгоценное человеческое рождение в результате накопления в прошлом великой добродетели. Теперь мы должны извлечь из него пользу путём продолжительной практики Дхармы. Иначе мы будем как древние кладоискатели, которые в поисках сокровищ отправлялись за океан на огромные расстояния затем лишь, чтобы вернуться с пустыми руками. Это человеческое тело подобно кораблю, на котором мы можем пересечь океан страданий циклического существования. Обретя его, мы не имеем времени спать, не занимаясь практикой.