Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора английского текста (стр. 18 из 36)

Кроме того, осуществление чистого нравственного поведения, такого как воздержание от убийства, воровства и половых извращений, возможно исключительно в связи с другими существами. Ни одного из десяти благодеяний нельзя совершить, кроме как по отношению к другим. Также, щедрость, нравственность и терпение можно практиковать только в отношении других существ. Только в связи с ними можно развить любовь, сострадание и пробуждающийся ум. Например, сострадание – это такое состояние ума, которое возникает, при сосредоточении на страданиях других существ и развитии сильного желания, чтобы они не страдали. Поэтому нельзя развить сострадание, не имея объектом других.

Все достижения на пути зависят от других существ. Хотя сами существа могут и не иметь намерения помогать нам осуществить такие достижения, это не причина для того, чтобы ими пренебрегать. Например, мы ценим нирвану и стремимся к ней, следуя пути, но ни нирвана, ни путь не имеют намерения помочь нам. Сверх того, иногда случается, что существа, открыто проявляющие по отношению к нам враждебные намерения, могут помочь нам осуществить высочайшие достижения. Враги очень важны, потому что только в связи с ними, можно развить терпение. Только они дают нам возможность практиковать терпение и проверять свою практику. Ни ваш духовный наставник, ни друзья, ни родственники не дадут вам такой великой возможности. Обычно враждебность врагов провоцирует ваш гнев, но, изменяя своё отношение к данной ситуации, можно превратить её в возможность практиковать терпение и проверить свою практику. Вот почему враги иногда характеризуются как величайшие духовные друзья: потому что они дают возможность не только практиковать терпение, но и развивать сострадание.

Доброта не ограничивается друзьями и родственниками, она свойственна всем существам. Все существа были прямо или косвенно добры к нам, даже и не будучи нашими матерями. Наши пища, одежда и жильё в этой жизни возможны только по причине доброты живых существ. Мы можем жить только по причине их доброты. Само наше рождение зависело от доброты наших родителей. Все возможности, которыми мы пользуемся, являются результатом труда множества существ. Они не возникли сами собой, как если бы мы нашли клад.

Даже наши достижения этой жизни – слава, богатство и друзья – осуществимы только в зависимости от других. Слава зависит от того, что другие люди знают о нас. Нельзя быть знаменитым на голой, безлюдной земле. Мы должны оценить то, что доброта живых существ не ограничивается тем временем, когда они были нашими родителями или друзьями. Она распространяется и на то время, когда они были нашими врагами. Этот факт необходимо тщательно обдумать. Это послужит великим вдохновением для развития сострадания. Когда вы таким способом будете вспоминать о чрезвычайной доброте живых существ, ваше желание отплатить им станет намного сильнее. Надо спрашивать себя, можно ли теперь пренебречь ими? Естественное желание отплатить им за доброту является причиной любви, сострадания и сверх-намерения, которое в конечном итоге приводит к пробуждающемуся уму.

После восприятия других существ привлекательными мы должны действительно уравнять себя с другими. Это такое равностное отношение, в котором все другие существа видятся равными нам, потому что они желают счастья и не хотят страдать. Части нашего тела – голова, руки, ноги и всё остальное – различные части, но мы естественным образом воспринимаем их как части целого и не дискриминируем их. Живые существа бесчисленны и разнообразны. Некоторые из них помогают, другие вредят, но с точки зрения желания обрести счастье и избежать страдания все они равны. Так развивается равностное отношение. Точно так же, как мы всегда пытались любыми средствами достичь своего собственного благополучия и счастья, теперь на основе такого равностного отношения мы должны пытаться принести пользу всем живым существам без пристрастности, или чувства близости к одним и дистанции от других.

Это нечто достойное осуществления, как хорошо объясняет следующая строфа:

Поскольку никто не желает ни малейшего страдания

И никогда не удовлетворён тем счастьем, что имеет,

Поскольку в этом нет разницы между мной и другими,

Вдохновите меня радоваться счастью других.

Мы сталкиваемся со страданием и несчастьем. Мы испытываем состояния худших рождений, а также свойственные людям страдания рождения, старения, болезни и смерти. Все эти страдания и несчастья происходят от недисциплинированности ума, возникающей из себялюбия. Как это происходит? Поскольку мы эгоистично озабочены только своим собственным процветанием, мы пренебрегаем счастьем других и свысока смотрим на то хорошее, что получаем от них. В ответ мы убиваем, крадём, насилуем и изменяем, сплетничаем, жадничаем, питаем злобу и ложные воззрения. Чем больше мы замкнуты на себе, тем более мы игнорируем других и тем больше обманываем и уязвляем их. Даже в ложном воззрении есть великая доля эгоистичной гордыни. Мы не думаем ни о чём, кроме самих себя, и, как только что-то не соответствует нашим предвзятым представлениям, мы отрицаем это, говоря, что мы в это не верим. Себялюбие – основа десяти дурных деяний. Следовательно, всё неблагое в этой и будущих жизнях происходит от себялюбия. Поэтому в тексте говорится:

Изгони того, кто виновен во всём.

Мы сталкиваемся с бесчисленными страданиями, которых мы не хотим, и не способны преуспеть в том, чего мы желаем. Не опознавая себялюбие как причину этого, мы всегда находим что-то внешнее. Наше рождение в одном из состояний существования, где испытывается непрекращающееся страдание, не происходит без причин и условий. Причины дурного возникают из деяний и тревожащих эмоций. Деяния возникают в основном по причине тревожащих эмоций. А среди тревожащих эмоций именно неведение, питающее ложное представление о себе, является источником всех страданий. Поэтому весь вред, страдание и страх, которые есть в мире, возникают из ложного представления о себе. Какая же польза от этого великого демона, сидящего во мне?

Под властью тревожащих эмоций мы инстинктивно любим себя. Мы дорожим себялюбием и ложной идеей своего внутреннего "я". Необходимо исследовать, полезно или вредно это естественное чувство заботы о своём собственном благе. То, к чему мы стремимся, это наше собственное счастье, но пока мы находимся под влиянием себялюбия мы получаем только страдание. Себялюбие и ложная идея самости, которые действуют вместе, как два великих союзника, на самом деле обращены против наших интересов.

Ложная идея самости приводит к себялюбию, неколебимо пребывающему в самом сердце нашего существа. Наше последовательное пренебрежение другими подобно острому клинку ложных воззрений, которым мы отсекаем всякий интерес к благим и дурным свойствам деяний. Тем самым мы уничтожаем возможность достижения лучшего рождения, освобождения и просветления. Ложное воззрение возникает по причине сильного чувства своего "я", существующего как наша неотъемлемая сущность. По этой причине мы пренебрегаем другими вплоть до пренебрежения учением Будды и насмешки над самим Буддой – всё из-за ложного представления о себе. Это всё равно что иметь внутри себя злобного мясника. Эта эгоистичная мысль, держащая мешок желания, антипатии и неведения – как вор внутри нас, который крадёт урожай наших добродетелей.

Семена сознания засеваются на полях деяний. Они снова и снова орошаются водами желания и жажды крестьянином, который внутри нас взращивает побеги различных состояний рождения. И это также происходит по причине себялюбия. Хотя в прошлом появлялись бесчисленные Будды и Бодхисаттвы, мы были неспособны развить ни единого из их качеств. По причине своего внутреннего себялюбия мы остались ни с чем – нагие и ленивые. Где бы мы ни находились в цикле существования, нас одолевает страдание. С кем бы мы ни повелись, он дружит со страданием. Чем бы мы ни наслаждались, это является мучительным. Даже несмотря на то, что Будда ясно изложил всё это, мы, полные алчности, из-за себялюбия думаем только о накоплении богатства.

Не зная, хорошо что-то или плохо, мы по причине себялюбия питаем в отношении этого ненужные ожидания и сомнения. Из-за себялюбия мы идём на войну и рискуем своей жизнью, думая, что как-нибудь выживем и на другой день будем сражаться снова. Сталкиваясь даже с малейшей проблемой, мы всегда виним своего наставника или учителя, друга или родителей. Чувство себялюбия бесстыдно. Мы завидуем тем, кто выше нас, соперничаем с равными и питаем гордыню и презрение к низшим. Мы радуемся, когда нас хвалят, и огорчаемся, когда ругают. Наши тревожащие эмоции вырываются из-под контроля, как необузданная лошадь – всё по причине себялюбия.

Мы настолько замкнуты на себе, что, найдя на своей подушке крысиный помёт, боимся, что крыса откусит нам ухо. Слыша раскат грома, мы боимся, что молния ударит нам в голову. Там, где водятся духи, мы прежде всего боимся злых духов. Источник нашего страха – себялюбие. Некоторые страдают от того, что не желают слышать дурных новостей, другие – потому что не способны справиться со своими врагами или поддержать своих родственников. Во всех этих бедах виновен эгоизм.