Обменять себя на других.
Легко увидеть разницу между незрелыми, подобными детям существами, стремящимися только защитить свои собственные интересы, и полностью пробуждёнными Буддами, которые трудятся только ради блага других. Обычные существа, подобные детям, как мы, добровольно и полностью привержены позиции себялюбия. Будды, видящие порочность эгоизма, по доброй воле посвящают себя благу других. Обмен себя на других не означает просто думанье о других как о себе, а о себе как о других. Это означает перемещение своей позиции отношения к себе как к большой драгоценности с себя на других, заменяя её на отношение к ним как к большой драгоценности. Предшествовавшая же этому позиция пренебрежения, которая была направлена на других, должна быть теперь направлена на себя.
Это не означает, что вы совсем не должны думать о себе. Своими собственными интересами следует пренебрегать ради осуществления целей других. Если приходится выбирать между своими собственными интересами и благом других, их интересы должны стоять на первом месте. Словом, если вы посвятите себя другим, вы обретёте счастье и в этой, и будущих жизнях и в конечном итоге достигнете Всеведения. Если вы будете использовать других ради своей личной выгоды, вы наживёте множество врагов, и о вас будут говорить плохо. В вас возрастёт гордыня. А когда возрастает гордыня, развивается и зависть. Вы будете соперничать и презирать других и станете дерзкими по отношению к тем, кто выше вас. Поэтому, превознося себя и пренебрегая другими, вы даже в этой жизни столкнётесь с непрекращающимися бедствиями. Когда наступит ваша смерть, все, кто знал вас, обрадуются и скажут, что хорошо, что этот мерзавец умер. Некоторые могут даже сказать, что и смерти для вас мало.
С другой стороны, если вы сделаете себя полезным для других, отдавая им наибольшую важность и пытаясь помочь им всеми возможными способами, каждый будет считать вас другом и дорожить вами в своём сердце. Это не обязательно означает быть полезным всем существам, поскольку мы на самом деле не можем взаимодействовать со всеми существами. Надо пытаться насколько возможно помогать живым существам, с которыми вы живёте и общаетесь. Если у вас при этом возникнут трудности, каждый придёт вам на помощь. Когда вы заболеете, люди придут, чтобы ухаживать за вами, даже если они смогут сделать для вас не больше, чем подать стакан воды. Наконец, в день вашей смерти каждый почувствует утрату и скажет, что потерял хорошего друга, и что вас будет ему не хватать. Таким будет ваш опыт в этой жизни. А в будущих жизнях, поскольку посвящая себя другим вы накопите заслуги, ваше счастье только возрастёт.
Поэтому чтобы обосновать пользу заботы о других и вред себялюбия нет необходимости цитировать свод учения и обращаться к логике. Они очевидны в повседневной жизни. Мы обрели человеческий разум и, кем бы мы ни были, понимаем важность того, что полезно в дальней перспективе. Несмотря на то, что с безначального времени мы заботились только о счастье и о том, как избежать страдания, наше теперешнее бедственное положение очевидно для всех. Безотносительно того, занимаем мы высокое или низкое положение, богаты мы или бедны, мы ежедневно боремся со множеством трудностей и несчастий. При обычном обмене приветствиями люди справляются о здоровье друг друга. Поначалу беседа легка и приятна, но, если есть некоторое время для непринуждённого разговора, появляются неизбежные жалобы.
Безмерно длительное время мы эгоистично лелеем себя, но то, как мы это делаем, можно назвать упрямством глупца. В результате мы не достигли ничего, на что могли бы по-настоящему положиться. Теперь мы имеем возможность изучить это драгоценное учение и способность различать, что следует сделать, а от чего надо отказаться. Мы должны осознать, что себялюбие – наш заклятый враг, и не позволять ему овладевать нами. Мы должны вести против него войну всеми возможными средствами. Осознавая, что забота о других – источник всех достоинств, мы должны делать всёвозможное, чтобы взращивать её. Такое принятие ответственности за благо тех, кем вы раньше пренебрегали, называется обменом себя на других.
Для развития силы духа существует практика принятия и отдачи. Сосредотачиваясь на принятии на себя страданий других, вы усиливаете сострадание, а сосредоточением на отдаче своего счастья вы воспитываете чувство любви. Именно так практика принятия и отдачи соотносится с освоением любви и сострадания. Согласно некоторым наставлениям сначала выполняют принятие, а затем отдавание. Другие наставления представляют это в другом порядке. Как бы она ни выполнялась, практика принятия с состраданием и отдачи с любовью порождает особое решение освободить всех существ от страдания, и это приводит к пробуждающемуся уму.
Порождение любви и сострадания крайне важно в начале, в середине и в конце пути, когда достигается состояние Будды. Способность осуществления целей живых существ обретается исключительно путём достижения полностью пробуждённого состояния Будды. Такие практики как четыре способа привлечения учеников (даяние, приятная речь, обучение и деятельность, соответствующая учению) и шесть совершенств (щедрость, дисциплина, терпение, усилие, сосредоточение и мудрость) на самом деле выполняются в зависимости от живых существ. Все плодотворные практики великой колесницы осуществляются ради блага других. Поэтому, когда бы в центре вашего внимания ни оказалось живое существо, смотрите на него с любовью и состраданием, думая: "Я достигну полного пробуждения в зависимости от таких существ как это".
Также как хороший урожай пожинается, когда здоровые семена посажены в удобренную почву, превосходный урожай состояния Будды пожинается в результате заботы о живых существах. Заботой о благе живых существ можно достичь и хорошего рождения, и полного пробуждения Будды. Многочисленные страдания животных, голодных духов и обитателей ада являются результатом нанесения вреда живым существам. Пренебрегая благом живых существ, вы столкнётесь с муками поедания других и поедания вас другими, голода и жажды, а также неодолимой и немилосердной боли.
Разумеется, некоторые существа могут быть весьма вредоносны по отношению к вам. В основном это результат вашей собственной негативной деятельности, на протяжении многих жизней побуждавшейся тревожащими эмоциями. Вред, который вы в прошлом наносили другим, действует как вспомогательное условие. Когда причины и условия активизируются, и внутри ума других существ возникают негативные мысли, они вредят вам. Тем не менее, те самые существа, которые вредят вам теперь, много раз были вашими матерями в прошлых жизнях. В других жизнях, когда они рождались животными, вы ели их мясо, пили их кровь, обгладывали их кости, пользовались их кожей, пили их молоко и так далее. Поэтому, если теперь у вас возникают некоторые трудности с этими существами, надо уделить больше внимания тому, чтобы отплатить им за ту великую доброту, которую они выказывали вам в прошлом. Чувствуйте к ним благодарность и любовь, желая, чтобы они были счастливы. Размышляйте, что даже когда они вредят вам, они дают вам возможность развивать терпение. Это пример того, как надо культивировать практику шести совершенств в связи с добротой живых существ.
Именно живые существа могут дать вам состояние Будды. Будь то ваш враг или друг, если вы способны воспринимать как своих духовных друзей тех, кто в противном случае является объектом тревожащих эмоций, вы будете счастливы, где бы вы ни оказались. Вы считаете очень добрым духовного учителя, который преподал вам учение, являющееся причиной освобождения и просветления. И точно также надо помнить о доброте всех живых существ, которые дают вам возможность развивать терпение. Забыть об этом – всё равно, что получить в подарок великолепную пищу и выплюнуть её.
Если вы способны практиковать так, тогда, как говорится, "Смелый сумеет пересечь равнину мечей, потому что всегда найдёт оружие по руке", или "Отправившись на остров сокровищ за драгоценностями, найдёшь сокровища в таком изобилии, что не найдётся камня, чтобы отогнать собак". Не будет времени, когда вы не будете заняты тренировкой ума. Не будет ничего, что вы будете видеть препятствием для своей практики. Нужно взращивать терпеливость, которую не смутит вред или противостояние извне. Чем больше вам вредят, тем большее терпение и сострадание должны вы быть способны развить по отношению к вредящим вам. Если вы способны на такое, тогда, даже если вам досаждают противники, это станет источником блага и сострадания. Это практика, в которой сведены вместе все учения. Выполнение её – как панацея от всех недугов. Если у вас есть такая практика тренировки ума, не важно, как вы её называете. Богиня Палден Лхамо имеет сотню имён и тысячу отличительных черт; каким из имён её ни зови, это её имя. Этот совет о превращении несчастий в путь к просветлению ещё раз кратко даётся в "Подношении духовному наставнику":
Хотя мир и его обитателей заполняют плоды злодеяний,
И нежеланные страдания льются на меня дождём,
Вдохновите меня увидеть это как средство истощения результатов дурных поступков,
И принять эти неблагоприятные условия как путь.
Где бы мы ни жили и с кем бы ни общались, мы всегда недовольны и указываем на то, что другие делают неправильно. В результате мы всегда несчастливы. Нет нужды усложнять преимущества заботы о благе других и недостатки себялюбия. Нет нужды говорить больше; просто посмотрите на разницу между обычными, незрелыми людьми, которые трудятся ради своей собственной выгоды, и Буддой, который трудится ради осуществления целей других.
Есть разница между двумя подходами к взращиванию заботы о благе других. Живых существ можно видеть в приятном свете, вспоминая ту доброту, которую они проявляли к вам на протяжении многих жизней. Вы отвечаете на их доброту. Однако, такое отношение граничит с соглашательством: "Я позабочусь о вас, потому что вы были добры ко мне, а иначе, чего мне беспокоиться?" С другой стороны, культивируя заботу о благе других существ просто потому, что они, как и вы, желают счастья и не хотят страдать, вы не думаете о том, были они вам полезны или нет. Вы просто думаете, что они имеют ту же природу стремления к счастью и нежелания страдать, что и вы, и что они имеют такое же право на обретение счастья и устранение страдания. Я думаю, для некоторых такое умозаключение полезнее и эффективнее. Если сравнивать себя с другими, даже несмотря на то, что вы имеете право на счастье, вы лишь один человек, тогда как другие существа бесчисленны. Ваши собственные счастье и страдание связаны с другими не только в этом смысле, но, также, чем больше вы помогаете другим, тем счастливее станете вы сами. Чем больше вы вредите или пренебрегаете другими, тем более вы будете несчастны. Поэтому принесение в жертву своих собственных интересов ради пользы большинства – более разумный подход. Таковы краткие наставления о том, как практиковать обмен себя на других.