Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора английского текста (стр. 26 из 36)

Как можно быть счастливым, питая подозрительность и вражду? Чтобы создать дружественную и гармоничную атмосферу, сначала нужно взрастить альтруистическое отношение изнутри. Когда мы будем обладать им, друзья сами соберутся вокруг нас. Естественным образом обнаружатся люди, на которых можно будет положиться. Это ошибка – питать враждебность, зависть, соперничество и гордыню, притаившихся, как ядовитые змеи, и не прилагать усилий, чтобы исправить своё отношение. Если ожидать только внешних перемен без какого-либо внутреннего преобразования в своём уме, нас постигнет неудача. Как возьмётся результат, если нет причины?

Поэтому, как с точки зрения краткосрочной, так и длительной перспективы, корень всякого счастья и благополучия заключается в том, чтобы быть хорошим и добрым человеком. Нет необходимости приводить цитаты из свода учения, чтобы доказать это. Это наш действительный жизненный опыт. Если мы оглянемся на свою жизнь, мы увидим, что из всего сделанного нами значимо только то, что было сделано ради других. Трудно определить, сколько выгоды мы извлекли, даже когда пытались действовать в своих интересах. Но в любом случае, теперь вся эта выгода – как сны прошлой ночи – имеет мало практической ценности. А то, что мы до сих пор носим с собой – это тяжкое бремя наших дурных деяний, лжи и нечестности.

Если вы получили какую-то выгоду и сделали при этом что-то хорошее, это повод чтобы порадоваться. Оглянувшись назад, вы увидите, что именно делание чего-то прямо или косвенно полезного для других сделало вашу жизнь значимой. Что ещё за многие прожитые годы может побудить вас думать, что вы прожили не бессмысленную жизнь? Поэтому, когда вы размышляете о своём прошлом опыте, теперь важно решить, что остаток своей жизни, какой длины он ни окажись, вы потратите только на то, что приносит радость и удовлетворение. Что касается лично меня, то, чему я теперь могу радоваться, это моя мужественная решимость действовать ради блага Тибета и моё порождение желания блага всем живым существам. Вот то, что сделало мою жизнь значимой – и в Тибете, и в Индии.

Именно стремление прямо или косвенно принести пользу другим, используя весь потенциал своих тела, речи и ума, делает вашу жизнь значимой. Поэтому, даже если вам не удаётся никому помочь, по крайней мере, не прекращайте попыток. Полезно даже представлять, что вы совершаете благие дела. Обычно мы фантазируем только о совершении чего-то негативного. Это нелепо и глупо. Относительно благих дел наставники традиции Кадампа давали такой образный совет: “Даже если у тебя нет зубов, жуй дёснами". Теперь для нас пришло время быть внимательными и бдительными.

Подумайте обо всех живых существах вокруг себя как о равных вам в желании счастья и нежелании страдания, а также имеющих равный потенциал для становления Буддами. Подумайте: “Теперь я должен сделать что-то для них. Но когда доходит до практической помощи, я в настоящее время не могу в полной мере помочь даже одному существу. Поэтому ради этих существ, которые были моими матерями, пусть я без задержки достигну состояния полностью пробуждённого Будды. Я буду решительно трудиться ради этого". Следует взращивать такую решимость. Это и называется порождением пробуждающегося ума.

Подытожим ещё раз. Глубоко размышляйте о преимуществах заботы о благе других и недостатках себялюбия. Вспоминая свой прошлый опыт, убеждайтесь, что побуждаемые себялюбием действия тела, речи и ума привели вас к тому, что есть, тогда как действия, побуждаемые заботой о других надёжны и значимы в длительной перспективе. Принимайте прибежище в Буддах и Бодхисаттвах, которых представляете перед собой.

Если вы действительно верите Будде и принимаете прибежище от всего сердца, вы должны также исследовать, что чувствует Будда. Например, если в повседневной жизни вам нравится делать что-то, что не нравится вашему близкому другу, вы постараетесь этого не делать ради него или неё. Если вы приглашаете на обед друга, который не любит в пище много перца и специй, но сами вы это любите, будет ошибкой добавлять в блюда много чили, игнорируя вкусы вашего друга. В такой ситуации надо, по крайней мере, проявить осторожность. То есть даже в обычной жизни вы принимаете в расчёт желания своего друга. И это показывает, что сами вы настоящий друг ему или ей. Поэтому, поскольку Будда – это тот, кому мы вверяем своё долгосрочное счастье, важно уважать его желания.

Будды и Бодхисаттвы выказывают живым существам такую же заботу, как мать выказывает своему единственному ребёнку. Поэтому даже косвенное пренебрежение живыми существами означает неуважение мыслей Будды. Оно противоречит принятию прибежища в Буддах и Бодхисаттвах, а на практическом уровне является пренебрежением благом безграничных беспомощных живых существ, в зависимости от которых порождается пробуждающийся ум и достигается просветление. Если мы на самом деле не можем помочь им, то, по крайней мере, надо избегать нанесения вреда.

Чтобы формально породить пробуждающийся ум, преклоните колено, как ранее, произносите слова и породите соответствующую установку. Как уже объяснялось, призовите в свидетели визуализируемых Будд и Бодхисаттв и бесчисленных живых существ. Примите решение осуществить качества тела, речи и ума Будд. Затем, сосредотачиваясь на этом намерении, решите никогда не оставлять порождённого вами пробуждающегося ума и трижды повторяйте такие слова:

О Будды и Бодхисаттвы десяти направлений,

Пожалуйста, выслушайте меня.

Учитель, пожалуйста, выслушай меня.

Я, именуемый ... в этой и других жизнях засаживал семена блага

Практикой щедрости, нравственности, соблюдения обетов

И другими добродетелями,

А также побуждал практиковать других

И радовался их практике.

Пусть эти благие корни

Станут причиной для развития пробуждающегося ума,

Как в прошлом порождали пробуждающийся ум

Ушедшие в блаженство, освободившиеся,

Полностью и совершенно пробуждённые Будды

И Бодхисаттвы высочайших земель.

Я, именуемый ... от сего момента

И до достижения сути состояния Будды,

Чтобы освободить несвободных живых существ,

Привести неприведённых, дать дыхание бездыханным и тем,

Кто не полностью покинул пределы страдания,

Разовью устремлённость к достижению

Высочайшего, полного и совершенного просветления.

В практике тренировки ума мы развиваем любовь – желание, чтобы все живые существа обрели счастье, и сострадание – желание, чтобы они освободились от всех страданий. Эти близкие по смыслу установки производят особую установку, побуждающую нас думать: “Именно я приведу их к счастью и освобожу от страдания". Надо думать “Я порожу такую же великую решимость, как порождали Бодхисаттвы прошлого". Взращивайте веру, сосредотачиваясь на Буддах и Бодхисаттвах.

Вспоминая качества тела, речи и ума Будд и Бодхисаттв, думайте, что прежде также и вы пройдёте долгий путь осуществления такой же способности действовать для других спонтанно и без усилий. И на основании этой мысли принимайте прибежище в Буддах и Бодхисаттвах. В результате снова решите породить пробуждающийся ум, устремлённый к высочайшему просветлению ради блага всех живых существ. И с таким сильным чувством повторите те же самые строки во второй раз.

Сегодня мы обрели человеческую жизнь и повстречались с буддийским учением и практикой. Обретя такую чудесную возможность, мы должны пытаться извлечь самую её суть. Суть практики Дхармы – пробуждающийся ум. Надо размышлять о том, что возможность породить такой ум даже на уровне воображения является настоящей удачей. Порождение пробуждающегося ума – это как подношение практики Буддам и Бодхисаттвам. Это способ осуществить как временные, так и постоянные желания живых существ. Из этого ума возникает всякое благополучие и счастье. Будды и Бодхисаттвы прошлого снова и снова порождали такой ум и, наконец, достигли полностью пробуждённого состояния просветления. Обретя эту драгоценную возможность сегодня, надо думать: “Я тоже порожу такой ум, как порождали его Будды и Бодхисаттвы прошлого". С сильным чувством повторяйте эти строки поддержания пробуждающегося ума в третий раз. И на этот раз размышляйте, что себялюбие подобно ядовитому корню, а уважение к другим – целебному корню, источнику накопления добродетели.

С момента порождения этого устремлённого пробуждающегося ума необходимо соблюдать определённые правила, чтобы предотвратить его деградирование. Нужно снова и снова вспоминать его достоинства. Более важно никогда не оставлять заботу о благе всех живых существ. В будущем, каких бы существ мы ни повстречали, мы никогда не должны желать им зла.

Например, в случае тибетцев может показаться, что китайские коммунисты представляют собой величайшее препятствие для процветания Дхармы. Но было бы неверно думать об этом и желать китайцам всяческих катастроф. Мы приняли обязательство осуществить благо всех живых существ. Исключить из него благо китайцев означает исключить часть живых существ. Это означает нарушение предшествующего обязательства относительно блага всех живых существ.

Это не означает, что мы вынуждены отступать перед чужим дурным поведением. Мне говорили, что если я буду слишком много рассуждать о духовной практике, мы, возможно, никогда не сможем защититься от китайцев. Здесь необходимо различать романтическую и подлинную смелость. Когда говорят о порождении пробуждающегося ума, имеется в виду подлинная смелость и подлинная решимость. Не бывает смелости и решимости сильнее и чище, чем пробуждающийся ум. Поэтому, разумеется, можно отвечать на дурное поведение других, но не позволяя любви и состраданию ускользать из своего ума. В руководстве по поведению Бодхисаттвы объясняется, что если физическое или речевое действие на самом деле полезно для других, оно допустимо, даже если в ином случае оно было бы негативным. Воспитание поведения Бодхисаттвы вовсе не означает становления трусом.