Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора английского текста (стр. 28 из 36)

Привнесение неблагоприятных ситуаций на путь может осуществляться двумя способами: с опорой на несравненную мысль пробуждающегося ума и с опорой на особые практики для очищения от дурного и накопления добродетели. Здесь строка текста гласит:

Размышляй прямо над каждой из возможностей.

Хорошие времена или плохие, богаты вы или бедны, счастливы или несчастливы, живёте в своей стране или на чужбине, в деревне, городе, монастыре или уединении, кто бы ни окружал вас, с каким бы страданием вы ни сталкивались, нужно размышлять, что множество других существ испытывают аналогичные страдания. И это можно продолжать следующей мыслью: “Пусть страдание, которое я испытываю, послужит для того, чтобы уничтожить страдание других существ. Пусть они разлучатся со страданием".

Как это уже объяснялось в отношении практики принятия и отдачи, здесь следует думать, что цель вашего освоения сострадания достигнута, и радоваться. Также, когда вы в хорошем положении, имеете в изобилии пищу, одежду, хороший дом, хороших друзей и учителей, и вы здоровы, размышляйте, что всё это – результат прошлой добродетели. Затем принимайте решение продолжить накопление добродетели, чтобы и дальше наслаждаться таким процветанием.

В повседневной жизни, когда случается столкнуться со страданием и пасть духом, важно подбадривать себя. И также необходимо приземлять себя при слишком сильном возбуждении. Если вы имеете мужество смотреть трудностям и невзгодам в лицо, они не выведут вас из душевного равновесия. Некоторые теряют присутствие духа перед лицом бедности, другие начинают важничать, заполучив немного богатства. Самое лучшее – это сохранять постоянство перед лицом и страдания, и счастья.

Относительно привнесения неблагоприятных ситуаций на путь с опорой на особые практики для очищения от дурного и накопления добродетели строка текста гласит:

Высочайший метод сопровождается четырьмя практиками.

Первая практика – это накопление блага. Когда с целью создания блага совершают подношения, важны не подносимые предметы. Важно внутреннее отношение. Необходимо развивать внутреннюю готовность разделить любое имеющееся благосостояние с другими. Посвящайте своё благо общему благу всех живых существ и обращайте молитвы к достижению состояния Будды. Вторая практика – это очищение от дурного. Побуждаемые тревожащими эмоциями, мы со времени без начала накапливаем злодеяния. По словам Миларепы, важнейшую роль в очищении от дурного играет сильное чувство сожаления. Чем сильнее сожаление, тем большее очищение будет достигнуто. Также важна решимость никогда более не потакать такому образу действий. Чем сильнее такая решимость, тем большей будет ваша бдительность.

Третья практика – это подношения вредоносным духам. Нужно специально размышлять о доброте вредоносных духов. Хороший практик скажет: “Трудности, которые вы создавали, стимулировали мою практику. Вред, который вы причиняли, давал мне великую возможность проверить мои терпение, любовь и сострадание. Поэтому, пожалуйста, не переставайте". Вместо того чтобы просить их не мешать нам, мы побуждаем их продолжать делать это. Говорится, что если отвечать им любовью и пониманием, это не только защитит от вреда, но и уменьшит силу вредоносных побуждений духов. Есть много историй о том, как в прошлом духи не причиняли вреда тем, кто имел сильное сострадание. Четвёртая практика – это подношения защитникам Дхармы и обращение к ним за помощью. Приготавливайте подношения из чистых и качественных материалов. С ясной визуализацией приглашайте защитников и стражей Дхармы, совершайте подношения и просите их о помощи в привнесении неблагоприятных обстоятельств на путь.

Следующий раздел посвящён тому, как вместить цельную практику в одну жизнь. Строка текста тренировки ума гласит:

Тренируй пять сил.

Первая – сила устремлённости. Думайте: “Отныне и впредь до достижения состояния Будды, всегда в этой жизни пока не умру, особенно, в этом году, в этом месяце и в этот самый день я буду бдителен в том, чтобы не дать возникнуть тревожащим эмоциям, побуждаемым ложной идеей самости. Я не позволю своим физическим и речевым действиям быть ведомыми ими". Вообще любое начинание будет более успешным, если оно хорошо спланировано. Но в первую очередь успех зависит от нашей твёрдой устремлённости.

Вторая – сила семени добродетели. Это означает культивирование и развитие драгоценного пробуждающегося ума через даяние, нравственность и освоение, труд для накопления блага и мудрости.

Третья – сила противодействия дурному. Это усилия, прилагаемые для устранения и искоренения таких негативных факторов как себялюбие и порождающая его ложная идея самости. Обдумывая то, какой вред приносят эти установки, следует порождать сильную решимость никогда не позволять себе попадать под их власть.

Четвёртая – сила молитвы. Посвящайте всё, что есть хорошего в цикле существования, особенно, обретаемые в трёх временах (прошлом, настоящем и будущем) достоинства ваших тела, речи и ума благу всех других существ. В завершение каждого благодеяния с осознаванием того, что оно пусто от внутренне присущего существования, посвящайте его благу живых существ. В конце каждого дня вспоминайте всё сделанное. Если совершено что-то дурное, развивайте сильное сожаление и молитесь о том, чтобы силой добродетели вы и все живые существа смогли породить пробуждающийся ум и развить уже порождённый.

Пятая – сила знакомства. Великое достоинство ума заключается в том, что если его продолжительно приучать к практике и создавать условия для её продолжения, совершенство будет достигнуто. Как говорится, “нет ничего, что со знакомством не становилось бы легче". Великий духовный учитель Чекава также говорил, что этот полный пороков ум имеет одно великое достоинство: он подчиняется тому, в чём его упражняют.

Эти же пять сил применимы во время смерти. В тексте сказано:

Сами пять сил – предписание Великой Колесницы по переносу сознания.

Следуй этим способам практики.

Во время смерти те же самые пять сил применяются с другим намерением и в другой последовательности. Первой будет сила семени добродетели. Она включает в себя очищение от пороков и посвящение своей собственности Будде и страдающим существам. Вместо привязанности к своему благосостоянию надо использовать его для накопления добродетели. Всё рождённое должно умереть. И даже духовный практик не неподвластен смерти. Однако если во время смерти сохранять очень сильную благую направленность ума, это до некоторой степени гарантирует лучшую будущую жизнь. Если при жизни и добром здравии приучить себя к благим духовным практикам, сохранить в момент смерти благую направленность будет относительно легко.

Тем не менее, можно достаточно заниматься благой практикой, но в момент смерти находиться под властью гнева или привязанности. Тогда есть великая опасность дурного перерождения. Поэтому нужно пытаться перевести своё сознание в следующую жизнь в покое и умиротворении. Когда кто-то при смерти, лучше не плакать и не причитать, потому что это может вызвать гнев или привязанность в уме умирающего.

Имея некоторую власть над своим умом и движением энергии, можно остановить грубые ментальные и энергетические процессы и проявить ясный свет, наиболее тонкий уровень сознания. Это приведёт к лучшему рождению. Если вы не можете сделать этого, хотя бы размышляйте о добродетелях и не следуйте за дурными мыслями пока остаётесь в сознании. Если вы и этого не можете, важно, по крайней мере, иметь глубокое уважение и веру к своему духовному наставнику и объектам прибежища, таким как Будда.

Во время смерти важно породить благое состояние ума. Поэтому важно приучать себя к такой практике при жизни и добром здравии. Без такой подготовки, если вам будет плохо, и вы будете захвачены болью, будет чрезвычайно трудно сосредоточиться на благой практике. Обычно перенос сознания практикуется, когда есть ясный признак того, что вы умираете, и нет способа этого избежать. Духовной практикой сознание переносят до разрушения составляющих элементов. Поскольку опыт следующей жизни в некоторой степени определяется побуждением в момент смерти, крайне важно иметь благое побуждение.

Чтобы выполнить такую практику, очиститесь от пороков через признание своих злодеяний и сожаление о них. Вы обретёте уверенность в том, что даже если вы умираете, жалеть не о чем. Раздайте своё богатство и собственность, чтобы во время смерти не иметь к ним привязанности. Также, отбросьте привязанность к своему телу. Это тело, к которому вы привязаны, является основой для ложной идеи самости, по причине которой вы принимаете рождения в шести мирах существования. А по причине привязанности к пище, одежде и всему остальному вы совершаете десять неблагих деяний и пять беспредельных злодеяний (убийство своей матери, убийство отца, убийство архата, умышленное ранение Будды, внесение раскола в Сангху). Это причины, ввергающие в бесконечный цикл существования, где испытывается непрекращающееся страдание. Поэтому расстаньтесь с привязанностью к друзьям, родственникам и своему телу.

Ложная идея самости во время смерти обычно очень сильна из-за страха потерять тело. Поэтому пытайтесь осознать природу ума – его пустоту от внутренне присущего существования. Это может означать две вещи: сосредоточение на ясности ума и сосредоточение на его природе.

Вторая сила во время смерти – сила устремлённости. Смерть нужно встречать с благой направленностью ума. Читайте молитвы и сосредотачивайтесь на стадиях растворения сознания. Третья – сила противодействия дурному. Вспоминая о порочности омрачений, решайтесь никогда не позволять им овладевать вами. Четвёртая – сила молитвы. Молитесь никогда не разлучаться с пробуждающимся умом и не оказываться побеждёнными ложной идеей самости и возникающими из неё тревожащими эмоциями.