Смекни!
smekni.com

по курсу «Религиоведение» Тема: «Проблема современного религиозного «модерна» в мировой и национальной практике» (стр. 2 из 2)

Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны может каждый человек. Для этого он должен посвятить себя преданному любовному служению Богу. На этом блуждании бази­руется бхакта-йога, которая складывается из девяти видов деятель­ности.

Бхакта-йога является основой культовой деятельности кришнаитов. По мнению кришнаитов, цель их культовой деятельности заключается в том, чтобы полностью погрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом, и развить в себе любовь к нему, изна­чально присущую каждому живому существу. Один из важнейших принципов, на котором базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит — "преданный" — должен стремиться свести к минимуму потребности тела, чтобы под­нять свое сознание на более высокий уровень и сберечь время для духовной деятельности. Самоограничение включает в себя отказ от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет. Идеальной формой такого отказа является прежде всего отказ от имущества, по­жертвование средств в пользу MOCK и переход в храм на положение монаха или монахини. Те, кто не переходит на монашеский образ жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы. Большое значение в кришнаизме придается пищевым ограничениям. "Преданным" запрещается есть мясо, рыбу, яйца. Кришнаиты пропагандируют вегетарианскую пищу. Вместе с тем они запрещают применять одурманивающие и воз­буждающие средства, в том числе кофе, чай, табак, осуждают недо­зволенные половые отношения, т. е. не предназначенные для зачатия детей.

В культовой практике кришнаитов большое место отводится омо­вению. По их мнению чистоплотность — одно из важных качеств "преданного". Омовение рекомендуется совершать два-три раза в день. Совершив омовение, "преданный" наносит на тело тилак глину с берегов Ямуны—одной из священных рек Индии. Тилак наносят на лоб и двенадцать других мест на теле, при этом каждый раз произно­сят одно из имен Вишну. Эти знаки, согласно кришнаизму, защищают тело и указывают на то, что человек, носящий тилак, предан Верхов­ной Личности Бога, Нуш Кришны.

Большое значение в культовой практике кришнаитов имеют риту­альные богослужения в храме, которые совершаются каждый день: начинаются с рассвета — в 4 утра — и заканчиваются в 21 час.

Особое значение в культовой практике имеют медитации, во время которых человек полностью отрешается от этого мира и концентри­руется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится мантре (очищению ума): "Харе Кришна, Кришна Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама Харе, Харе". С точки зрения криш­наитов, мантра — это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз. Как утверждают учи­теля кришнаизма — гуру, повторять мантру необходимо для того, что­бы полностью сконцентрировать сознание на Боге, прийти в молит­венное состояние и медитировать под звуки Его святого имени. Медитации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Ин­дивидуальные медитации (джана) совершаются на четках, коллектив­ные — во время службы в храме. Этот вид медитации называется киртана. Кришнаиты придают религиозное значение всем видам жиз­недеятельности своих последователей — "преданных". Поэтому куль­товой деятельностью являются и уборка храма, и перевод на родной язык учения Свами Прабхунды, и благотворительность. За каждым "преданным" закреплены определенные обязанности, и выполнение их представляется как осуществление религиозного долга, форма прояв­ления любви к Кришне и служения ему. Наиболее же важной призна­ется миссионерская деятельность, проповедь и пропаганда учения, включая и переводческую издательскую деятельность.

Международное Общество Сознания Кришны представляет собой религиозную организацию типа деноминации. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, созда­ют проповеднические (миссионерские) центры — гуркулы, где получа­ют систематическое религиозное образование и воспитание пришед­шие в общину "преданные". Пройдя обучение, они посвящаются в вайшнавы. Все храмы в административном отношении самостоятельны. Вместе с тем имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности. На низшем уровне координация осуществляется через регистрационные советы, состоящие из представителей храмов региона, на национальном — через совет президентов наиболее крупных храмов страны. Мировой центр Международного Общества Сознания Кришны находится в Индии — в Западной Бенгалии, городе Маяпур.


Великое Белое Братство

Эта религиозная организация сформировалась в 1990 г. в Киеве как независимое общество Посвященных, входящих в международный институт души «Атма». Ее основателями были Иоанн Свами (он же тогда и патриарх) и Мария Деви, которые как будто пришли в этот мир с миссией Иисуса Христа, чтобы передать человечеству последнюю заповедь Божью и принять мученическую смерть за грехи людей. Они входили в Троицу, которая называется ЮСМАЛОС. (Иоанн Свами — Иоанн Креститель — ЮС, Мария Деви — Богородица — МА и Логос, или Иисус Христос — ЛОС). Над троицей, как и над всем миром, стоит Верховная Божественная Личность. Со временем было оглашено, что Иисус Христос как будто вселился в Марию Деви.

Создатели этого объединения — сейчас хорошо известные люди. Иоанн Свами — Ю. Кривоногов — бывший кибернетик, кандидат наук. Поначалу он сработался с кришнаитами, потом порвал с ними и создал институт души «Атма» и новую религию. Мария Деви — М. Цвыгун, по специальности врач-терапевт, была корреспонденткой газеты «Атма», а в дальнейшем, бросив семью и малолетнего сына, стала женой Кривоногова. В прошлых жизнях Иоанн Свами и Мария Деви как будто были Адамом и Евой, Кришной и Рама, Дионисом и Персефоной, Богоматерью и Крестителем, Кием и Лебедем, Ромео и Джульеттой.

По мнению основателей этого направления, ЮСМАЛОС уполномочена самим богом, и только она может диктовать религиозные законы.

В начале 90-х годов организации Великого Белого Братства существовали в Одессе, Днепропетровске, Киеве. В наибольшей из них — киевской — насчитывалось несколько сотен членов. Большинство из них были еще молодыми людьми или подростками с несформированной психикой, легко поддавались внушению и потому готовы были исполнить любые приказы Кривоногова, который заявлял, что тот, кто погибнет за Марию Деви, попадет в «золотой век».

На протяжении 1992—1993 гг. братство готовилось ко «второму пришествию Христа», когда Христос должен был побывать в Киеве — «Новом Иерусалиме». Появление Иисуса Христа должно было, как будто, произойти во время одной из проповедей Белого Братства, которое собиралось показать его человечеству и не дать распять второй раз. Потом должен настать Суд Божий, на котором судьей будет Иисус Христос, а по правую и левую руки от него будут сидеть Иоанн Свами и Мария Деви. Именно после этого суда и начнется «золотой век». Со временем в роли Иисуса Христа должна была выступать М.Цвыгун.

Для подготовки членов объединения к пришествию и с целью контроля над ними открываются тайные трущобы, в которых поселяли верующих. Члены объединения вели отчужденный образ жизни, порывали связи с семьями, не работали, не учились, подолгу постились.

Матери детей, которые оставляли свои семьи и вступали в Белое Братство, даже создали комитет «Спасение», а также обращались в Верховную Раду, прокуратуру с просьбой помочь вернуть детей. Но тут возникла не юридическая, а медико-социальная проблема. Детей вернуть в семьи очень трудно из-за сдвигов в мировосприятии и психике.

Осенью 1993 г. организаторы Белого Братства совершили акцию, к которой долгое время готовились. В Киеве на площади около Софийского собора они организовали громкие выступления, которые привели к нарушениям общественного порядка, повреждения национальной святыни украинского народа — храма Святой Софии. Правоохранительными органами были приняты меры, а значительная часть участников акции задержана для медицинского обследования и лечения, а также проведения расследования.

Антиобщественная деятельность Белого Братства повлекла за собой немало негативных последствий. Непоправимый вред нанесен здоровью большого числа людей, их психике — не только членов братства, а и многим их родственникам. К тому же произошло нарушение общественного порядка, были разрушены семейные связи. Государство потеряло и теряет полноценных граждан.

Невыполнение законов и норм общечеловеческой морали опасно для общества. Поэтому организаторы братства были привлечены к криминальной ответственности. Их дела переданы в суд. Но судебным делом история братства не закончилась. Освобожденные из распределителей МВД, выписанные из больниц члены братства снова продолжают свою опасную деятельность. Это приобретает довольно массовый характер. Поэтому можно ожидать продолжения деятельности Белого Братства, которая может проявляться в других формах.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные. –М., 1995.

2. Митрохин Л.Н. Религиозные культы в США. – М., 1984.

3. Основы религиоведения/ под редакцией И.Н.Яблокова. – М., 1994.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведения. – М., 1996.

5. Калинин Ю. А..,Харьковщенко Е.А. Религиоведение. – К., 1997.

6. Лубовский В.И. Религиоведение. – К., 1997.

7. Рибачук М.Ф. Религиоведение. – К., 1997.