Министерство Образования и науки Украины в Крыму
Крымский государственный гуманитарный институт
Социально-гуманитарный факультет
по курсу «Религиоведение»
Тема: «Проблема современного религиозного «модерна» в мировой и национальной практике».
Преподаватель: Журавлева О.И.
Студент: Акимов И.С.
Ялта 2002 г.
Особенности нетрадиционных культов
Нетрадиционные культы формируются как разновидность харизматических культов. Приведем их основные особенности.
1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным "откровением" относительно Бога и реальности.
2. Лидер создает особую "семью", или коммуну, в которой его называют "отцом".
3. Лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но сам не обязательно следует им.
4. Группа придерживается катастрофически-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.
5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
6. В новых организациях доминирует коллективный культ, используются "техника" психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе.
Исследователи нетрадиционных культов выделяют такие их разновидности:
1. Неохристианские объединения — Церковь объединения, Дети Бога, Церковь тела Христа и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.
2. Саентологические (от англ. science — наука), или наукообразные, направления. Классический представитель — Церковь саентоло-гии Р. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека.
3. Неореалистические культы — Общество Сознания Кришны, Тихоокеанский узел — буддийский центр, Миссия Божественного света, Махарай Джи и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с востока: это западные версии индуистских и буддийских учений.
4. Сатанинские группы — церковь Сатаны — провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства.
А. Радугин отмечает, что деление нетрадиционных культов на эти четыре группы условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохристианские вероисповедания заимствуют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христианские образы и понятия.
Heохристианские объединения
Среди неохристианских объединений наибольшее распространение получила Церковь объединения, или Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, основанная в 1954г. в Южной Корее преподобным Сан Мун Муном. В настоящее время эта целостная международная организация имеет миллионы последователей в более чем 150 странах мира. Руководящий орган Церкви — Всемирный Миссионерский Центр — находится в Нью-Йорке. Президентом центра является преподобный Кван. Основатель церкви Мун родился в 1920 г. Свое призвание он почувствовал в 16 лет, когда в состоянии глубокого молитвенного погружения пережил, по его утверждению, нисхождение на него Божественного откровения. В результате девятилетней духовной работы он сформулировал основополагающие истины веры, изложенные им в труде "Божественный Принцип". Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать "живого Бога" вне границ традиционных религий. Человеческая история складывается из трех периодов: "век Ветхого Завета", "век Нового Завета", "век Завершенного Завета". Каждому веку Бог сообщает "истину" в определенном объеме с учетом духовного уровня людей посредством мессий и пророков. Первый и второй периоды получили свою "истину" в Библии. В 1960 г. начался последний период — "век Завершенного Завета". Мессией третьего периода Мун объявил себя, а свой труд "Божественный Принцип" — существенным дополнением откровения. Мун считает, что Христос, создавая церковь, видел в ней не некую организацию, а основание Царства Божия на земле. Цель Церкви объединения состоит в построении этого царства. Поскольку основными препятствиями для его создания являются, с точки зрения Муна, расизм, войны, бедность и другие социальные пороки, постольку в Церкви главенствующее значение придается не индивидуальному нравственному совершенствованию, а социальному действию. Церковь ведет активную предпринимательскую деятельность. Она владеет корпорациями в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники. Преподобный Мун видит в промышленности фундамент, на котором будет построено "Царство Божие". Церковь объединения функционирует во всем мире как "семья". В ней отсутствуют формальные каноны и обряды. Главное, по учению Муна, это составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Члены Церкви жертвуют религиозной общине деньги, имущество. Главная цель члена Церкви — обрести "новое рождение" и принять активное участие в строительстве царства Божия. Церковь объединения — развитая организация, способная соперничать с так называемыми традиционными религиями. Но выросла она из маленькой общины — харизматического культа, пройдя все стадии институционализации и оцерковливания. Основные принципы создания нетрадиционных вероисповеданий были использованы на начальной стадии формирования Церкви объединения.
Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
Наиболее крупным из современных неоориенталистских вероисповеданий является Международное Общество Сознания Кришны (MOCK) — религиозная организация вайшнавов. В 1966 г. эту организацию основал в США индийский проповедник Абхай Ширан Де (1896-1977), получивший ритуальное имя Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Прабхунда. Благодаря активной миссионерской деятельности основателя MOCK и его последователей это религиозное вероучение широко распространилось по всему миру. Приверженцев этой религии в мире — около 700 тыс. Готовятся кадры священнослужителей, издается журнал "На пути к Богу".
Учение кришнаитов генетически связано с индуизмом. Кришнаиты представляют свое вероучение и культ как органическое продолжение, современную интерпретацию древнего ведического учения. Основной труд, в котором Свами Прабхунда изложил свое учение, называется "Бхагавад-гита, как она есть". Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новым образованием. Она имеет древнейшие корни и базируется на "ученической преемственности", цепь которой возникла на заре творения, когда Кришна — верховная личность Бога, вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого сотворенного живого существа во Вселенной. Брахма передал его своему сыну и ученику Нерьяде, который впоследствии стал духовным учителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. В XX в. эта цепочка дошла до Бхактиведанты Свами Прабхунды, который сумел изложить это учение на понятном для человека нашего времени языке — языке людей, воспитанных в традициях европейской культуры.
Вероучение кришнаизма, или религия вайшнавов (преданных Богу), основано на принципе монотеизма. Согласно этому вероучению, существует единственный абсолютный Бог — Кришна, который выступает в трех своих проявлениях: Бхагаваки, Брахмана и Паратама. Бхагавак — это проявление Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, красотой. Брахман — это внеличностная сторона: всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Паратаме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой — дживой. Бог вечен и несотворим, обладает бесконечным разнообразием энергий. В соответствии co множеством действий у Бога множество имен, но главное из них — Кришна (Всепривлекающий). Остальные Боги мыслятся как аватары (воплощения) Кришны. В кришнаизме такой аваторой является и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в., стремится стать религией объединения. Поэтому он включает в свой пантеон всех Богов традиционных религий.
Кришнаиты большое значение придают учению о двойственной природе мира. Человек также представляет собой существо, состоящее из двух начал: духовного и материального. Духовное начало является основой человека — это то, что живет вечно, тело лишь оболочка души, и душа постоянно меняет эту оболочку. Следуя традициям ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8 млн. 400 тыс. форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармы и могут продолжаться бесконечно. Однако, когда душа приобрела человеческий облик, у нее появляется возможность прервать эту цепь перерождений, развить свое изначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей с Кришной.