Понятие «деловая игра» возникло в США, где в 1957 году была впервые проведена деловая игра с использованием ЭВМ. Правда, истоки деловых игр прослеживаются с 17 в., когда в России возникла практика «военных манёвров». «Деловая игра – это игровая имитационная модель, которая воссоздаёт условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности» (10). Деловые игры возникли как один из наиболее эффективных методов активного обучения. По данным В.Я. Платова, в данное время используется более 2 тыс. деловых игр. Учебная деловая игра задаёт в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, позволяет проиграть варианты поведения, принятия решений. В системе деловых игр различаются:
· организационно-деятельностные игры;
· организационно-коммуникативные игры;
· организационно-мыслительные игры;
· ролевые игры.
«В деловых играх имитация способствует приближению к реальной практике, деятельности с целью научения чему-либо»(9). Они отличаются от иных методов обучения следующим:
1. имитацией деятельности реальных, социально-экономических систем;
2. участники игры выступают в тех или иных ролях для приобретения опыта, преодоления конфликтов и принятия деловых решений;
3. деловая игра всегда является методом коллективного обучения;
4. в деловых играх специальными средствами создаётся эмоциональный настрой для активизации процесса обучения (9).
Общение между участниками игры имеет немаловажное значение. Об этом убедительно пишет Ю.П. Азаров: «…Если игровое общение не захватывает самый главный пласт человеческой жизни, если не раскрывает детям самые главные ценности нормативного плана, то такая игра неизбежно обращается в развлекательство, в забаву. Игра без высокого духовного содержания всегда обречена на вырождение. Это правило, мне кажется, распространяется на все игры, в том числе и на деловые игры, которыми сейчас увлекаются многие учёные» (1,209).
В частности, ролевая игра «выступает формой неигровой деятельности учащихся» (9, 132). Разнообразные виды детского труда (производительного, самообслуживающего, организаторского) могут быть облечены в форму «школьного строительства», детской «фабрики» и т.п.. «Элементы ролевой игры и игровая форма исключают монотонность, однообразие, скуку труда, повышают психическую активность детей, приносят творческое начало в их деятельность» (9,132). «Ролевая игра выступает активной формой экспериментального поведения, обладающего социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего, а также от правильной дозировки и организации игры» (10, 125).
При организации игровой деятельности нужно учитывать, что одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. обучающая – развитие общеучебных умений и навыков: памяти, внимания, восприятия различной информации;
2. развлекательная – превращение занятия из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
3. коммуникативная – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
4. релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
5. психотехническая – перестройка психики для усвоения больших объёмов информации (6, 7).
Выводы
Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный подход и межличностный подходы к каждому ребёнку. Игра – неоценимый в этом помощник. В игре ребёнок автор и исполнитель, и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Через игры идёт нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и поэтому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного, группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.
Вместе с тем, как полагал А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.
На занятиях по «Начальному техническому моделированию» важны игры как индивидуального, так группового характера.
К играм индивидуального характера относятся развивающие игры Никитина.
Эти игры хорошо развивают образное и пространственное мышление, учат строить и читать чертежи, что очень важно в начальном техническом моделировании, а также воспитывают упорство в достижении цели. Эти игры можно изготовить на занятии из картона, готовых детских кубиков, кирпичиков. К таким играм относятся следующие игры.
· Игра «Сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. В этой игре нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача для педагога – исходить из уровня развития детей. Начинать нужно с заведомо простых заданий, чтобы дети почувствовали успех.
· Игра «Внимание». Она направлена на развитие у ребёнка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, чёткий контур или условный знак. Затем его прячут, а ребёнок должен его нарисовать, и как можно точнее. Фигуры-задания, которые предлагаются детям, разделены на серии по 6 фигур, причём сложность фигур возрастает от первых серий к последним.
· Игра «Кирпичики». Она не только знакомит детей с основами черчения, но и развивает пространственное мышление ребёнка. Материалом для игр служат 8 кирпичиков и чертежи-задания, по которым надо строить модели. В игре выполняются 3 вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним . Это уже сложная творческая деятельность.
· Игра «Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию, необходимых для конструкторской работы. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет из каждого набора кубиков составлять 1-,2-, 3- и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов. Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И наконец, третье – придумывать новые узоры для 9 или 16 кубиков.
Кроме индивидуальных игр в работе с детьми важны игры коллективные. К таким относятся деловые игры. Методика проведения деловых игр хорошо описана в книге А.Гина «Приёмы педагогической техники»(5).
Приведённые ниже игры отличаются простотой и обширной сферой применимости.
Игра «Компетентность»
Участники:
· Конкуренты – две команды учащихся;
· Наниматели – группа учащихся, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу.
· Арбитр – обычно эту роль выполняет педагог.
До игры:
1. Педагог знакомит всех участников со схемой игры.
2. Формируются команды, определяется состав фирмы нанимателя.
Во время игры:
1. Педагог задаёт тему.
2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий регламентируется заранее педагогом. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.
3. Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-бальной системе каждое задание и по 10-бальной системе – каждый ответ.
4. Наниматели совещаются, педагог делает «краткий разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Игра «Точка зрения»
Участники:
· Оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
· Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Например, какой транспорт будет преобладать в будущем – воздушный или наземный, почему?
До игры: педагог заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми фактами, знаниями.
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто был более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре.
Игра «КБ САМ» по Никитину.
(Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)
Игра «КБ САМ» является дальнейшим развитием известной игры «Конструктор-механик», шагом вперёд в методике её применения. Эта игра даёт детям настоящие технические задания на разработку моделей с определёнными характеристиками. Исполнительская деятельность ребёнка при этом не отпадает, а становится частью всего творческого процесса. Таким образом, в игре «КБ САМ» ребёнок попадает в положение настоящего конструктора, и, хотя задачи его более просты, он вынужден идти тем же путём, которым идут конструкторы, рационализаторы и изобретатели на производстве.