Смекни!
smekni.com

«Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию» (стр. 1 из 3)

Центр технического творчества «Меридиан»

Реферат

«Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию»

Выполнила педагог д/о: Григорьева Р. И.

Новокузнецк - 2004

Введение

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

А.М.Горький.

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»,- говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность». Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Это означает его применять, искать новые условия и границы его применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи, рассматривать в разных моделях и формах. Как этого можно добиться в работе с учащимися начальной школы? Одним из путей решения этой проблемы является использование игровых ситуаций на занятии.

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение преобредают игры для профессиональной и учебной деятельности. Игровые технологии представляют собой эффективное развитие педагогики, позволяют в кротчайшие сроки обеспечить усвоение учащимися знаний, умений и навыков по ряду разнообразных учебных дисциплин.

Классический анализ психологии игры традиционно имеет своим объектом игровую деятельность ребёнка в соответствующем периоде. Вершиной эволюции игровой деятельности в онтогенезе является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского, «мнимая ситуация»(4). Ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Работа с образами стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию.

Умело организованная игровая ситуация на уроке позволяет максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание формы обучения с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что дальше? Важно согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность, и сами захотят её подкрепить. А также игровая ситуация предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.

Можно сделать вывод, что использование игры на занятии помогают педагогу решить сразу несколько задач:

· освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности и в кротчайшие сроки;

· повышение мотивации к учению;

· накопление социального опыта.

Таким образом, можно сформулировать задачи, которые встают перед руководителем учебного объединения «Начального технического моделирования»:

1. выбор оптимальных игровых ситуаций и развивающих игр для использования на занятиях по начальному техническому моделированию.

2. психолого-теоретическое обоснование развивающих игр использованных в программе учебного объединения «Начальное техническое моделирование».


Анализ психолого-педагогической литературы

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра».

А.С.Макаренко

Советская психолого-педагогическая наука долгое время была обращена к играм детей дошкольного возраста. Игра учащихся как социально-педагогический феномен культуры исследована явно не достаточно. Её много лет рассматривали как нечто второстепенное в жизни школьника, которому было предназначено «учиться, учиться и учиться» и, кроме того, заниматься общественной работой в обязательных политических детских организациях. Профессор С.А.Шмаков утверждает: «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п.»(10,6) далее он продолжает: «Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» самому ребёнку о нём самом и воспитателю об играющем индивидууме. Игра для детей – драматическая модель, избавляющая их от многих личных тягот и переживаний». Оценивая игру как одно из важнейших средств адаптации детей к окружающей природной и социальной среде, С.Т.Шацкий отмечал постоянно изменяющийся с возрастом характер детских игр. «Без игры нет детской жизни»,- писал он (5).

Прав Ш. Амонашвили, который считает, что к концу 20-го столетия целью педагогики станет не «общее развитие детей», а раскрытие творческого потенциала конкретного ребёнка. И этому достойно служит игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом, которую необходимо вывести из «подполья» и сделать сильным союзником школы в воспитании и развитии учащихся всех возрастов.(2)

Профессор Шмаков С.А. считает: «Возникла сверхзадача – создать игровую образовательную систему, в которую войдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары, игрокниги, популяризирующие школьные науки; дидактические игротеки (компьютерные учебные игры; настольные развивающие игры; программы игр по всем учебным предметам и др.)» (10,222).

Частью такой системы могут стать игры предложенные Б.П. Никитиным.

Он говорит о том, что «нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями»(8,20). Вот эти особенности:

· игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, деталей конструктора;

· задачи даются в различной форме: в виде моделей, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

· задачи расположены в порядке возрастания сложности, что позволяет ребёнку идти вперёди и совершенствоваться самостоятельно, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительные черты в ребёнке;

· нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ученик решил задачу;

· решение задачи предстаёт перед детьми не в абстрактной форме ответа математической задачи, а виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания;

· большинство развивающих игр позволяет детям и педагогу составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

«Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно»(8,20). В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удаётся объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться на следующую ступень развития. Это союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

· развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

· их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

· развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Развивающие игры Никитина можно отнести к группе технических, конструкторских игр. «Игры, связанные с техникой, моделированием, конструированием, - это экспериментирование, путь в науку. Давно известно, что хорошая игрушка – прообраз машин, которые могут появиться через много лет. Первые роботы поначалу тоже были лишь забавными игрушками. Строительные, технические игры, игры-конструирование (архитектурное, транспортное), игры-моделирование сопровождаются обычно изучением и самостоятельным вычерчиваем схем, изобретательством и постепенно переходят в сложную трудовую деятельность(10, 118). Часто объект игры-труда (крепость, дом, ракета и т.п.) необходим детям для ролевой или иной игры, как обязательный аксессуар. Например, детьми сконструированы модели самолётов, которые побуждают к проведению соревнования. Созданный коллективно макет города не должен просто остаться макетом. Он может использоваться как площадка для игр, если сделать «жителей города», пропорциональных макету. Тогда общение между учениками и педагогом может строиться от имени конкретных персонажей в форме ролевой игры, что способствует появлению новых тем для игр.

Реальные методы освоения пространства детьми в процессе игровой деятельности предлагал создатель Музея игрушки Н.М.Бертрам, изучавший с 1905 по 1931 годы проблемы восприятия детьми произведения крестьянского искусства, народной и профессиональной игрушки, являвшийся также создателем многочисленных развивающих игр-конструкторов разнообразного содержания. Впервые в отечественной практике приобщение к объёмно-пространственной деятельности стало средством культурного развития детей. Бертрам справедливо настаивал на том, что «ручной труд, поставленный свободно, соединяя вместе технические знания и творчество, мог бы сохранить в ребёнке всю его целостность, расширить наблюдательность, научить тому и ли иному ремеслу» (3,56). Оформление одной темы общими силами даёт детям радость созидания, организуя и соединяя их интересы в общем, реальном творческом созидании, которое вырастает на их глазах. Для детей большое значение имеет «для кого и для чего» предназначено создаваемое ими игровое пространство. В этой связи особое внимание заслуживают деловые игры.