Однако исследование явления коррупции не должно ограничиваться только изучением её социальных граней. Многоаспектность и многогранность природы коррупции обусловливает необходимость освещения ее экономической составляющей.
Изучение литературы по обозначенной проблеме позволило сделать вывод о том, что в 60-е гг. XX века внимание ученых начали привлекать и экономические аспекты феномена коррупции[99]: коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных курсов и т.д.). Для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) – исполнитель (агент) – опекаемый (клиент)» (см. рис. 1).
В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назначает агентам (А), чиновникам среднего и низшего звена, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную службу и т.д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице руководителя налоговой службы, агенты – это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики. В обмен на выплату налогов налогоплательщики получают возможность легально функционировать, в противном случае их ожидают штрафы и прочие наказания.
Таким образом, можно сказать, что коррупция, – сложное явление в деятельности органов власти, характеризующееся комплексом разнообразных признаков (социальных, экономических, политических и правовых). В связи с чем, определение соответствующей дефиниции возможно лишь на основе выделения ее признаков.
Во-первых, коррупция – это не простая совокупность каких-либо правонарушений, а целостное социально-правовое явление в системе органов государственной (муниципальной) власти.
Во-вторых, коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной (муниципальной) службы, поэтому нельзя говорить о коррупции в случае обнаружения единичного (случая получения взятки тем или иным должностным лицом).
В-третьих, коррупция заключается в систематическом получении должностным лицом, обличенным властью, каких-либо материальных благ от третьих лиц (групп) за совершение различного рода деяний в интересах третьих лиц или групп.
В-четвертых, деяния, совершенные за вознаграждение, как правило, должны быть связаны с выполнением чиновником своих должностных обязанностей.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что коррупция в деятельности органов власти – это целостное социально-правовое явление, выражающееся в систематическом использовании должностным лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса (своих служебных полномочий) с одной стороны в целях получения незаконных преимуществ (за материальное вознаграждение), а с другой – в предоставлении этому лицу таких преимуществ заинтересованным субъектам (в интересах третьих лиц или групп), в связи с чем, подрывающее авторитет государственной власти и государственной службы и экономику государства.
Определение природы коррупции и исследование ее видов позволяет сделать вывод о сложности, многогранности данного явления, необходимости детального изучения его внутренней сути, причин и условий возникновения. В связи с чем, предлагается использовать междисциплинарный подход (социологический, политологический, экономический и правовой) при анализе причин и условий, способствующих проявлению коррупции в деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, а также характерных для Новосибирской области факторов коррупционных рисков.
Исходя из задачи исследования, представляется целесообразным разделить такие причины и условия на 2 группы:
общие, то есть причины и условия, способствующие проявлению коррупции в деятельности любых органов исполнительной власти в РФ;
специфические причины и условия, свойственные исполнительным органам государственной власти Новосибирской области с учетом региональной специфики.
Анализ причин и условий первой группы
1. Природа властеотношений, как основная причина и условие коррупции.
Корни коррупции скрываются в механизме осуществления государственной власти. С появлением общества и его социальным расслоением, возникла объективная потребность в государстве, как некой организованной форме управления социальными группами с противоречивыми интересами. Государственная власть является организованной силой, обеспечивающей способность той или иной социальной общности (властвующего субъекта) подчинять своей воле членов общества (подвластных), используя любые методы, в том числе и метод принуждения. В идеале государство должно действовать в интересах всех слоев и групп общества и выступать нейтральным механизмом управления социальными процессами, позволяющим участникам общественных отношений, вне зависимости от социального положения, иметь равные права и обязанности, обеспеченные обязательностью их соблюдения.
С развитием общества, политизацией отношений между его представителями государство потеряло функциональный нейтралитет и стало служить интересам отдельных социальных слоев, групп, общностей и классов. Теперь государственная власть приняла форму самостоятельного вида социальной власти – форму политической (государственной власти). В обществах, где существуют группы–антагонисты, государственная власть превращается в инструмент навязывания воли правящего класса или социальной группы. Именно эта возможность принуждения порождает коррупцию, т.к. ставит участников общественных отношений в заведомо неравное положение. Перерождение государства и изменение его социальной роли под влиянием коррупции проявляется в нарушении гармонии использования государственной властью методов осуществления управления – убеждения и принуждения. В основе их гармоничного сочетания лежит критерий социальной оправданности, согласно которому соотношение методов осуществления власти должно регулироваться общественными интересами. Лишаясь социальной оправданности, власть, сосредоточенная в руках отдельных корпоративных или социальных групп, превращается в самостоятельную силу, стоящую над остальным обществом. В связи с этим явление коррупции по своей природе неразрывно связано с механизмом реализации власти, где коррупционеры, выступая в качестве непосредственных носителей власти, используют ее в качестве инструмента достижения привилегированного социального положения, связанного с обладанием значительными материальными благами. В свою очередь, коррупция представляет собой своеобразный индикатор, сигнализирующий о том, что власть перестает служить широким общественным интересам.
В целом же следует отметить, что феномен коррупции связан особенно с монопольными и разрешительными функциями государственной власти. Но это не означает, что сведение к минимуму этих функций государства автоматически должно вести к снижению уровня коррупции. Опыт целого ряда государств (Канада, Швеция, Германия, Франция, Голландия, Дания, Финляндия и др.) с относительно низким уровнем коррупции в системе государственной службы, показывает, что регулирующие функции государства в большинстве сфер государственного управления имеют традиционно высокий уровень коррупции. Поэтому наиболее важными с точки зрения снижения уровня коррупции являются реальные способы или технологии осуществления таких коррупционно опасных государственных функций.
Наличие монопольных разрешительных и контрольно-надзорных полномочий присуще и органам исполнительной власти Новосибирской области. Это вопросы лицензирования, выдачи разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, проведение проверок хозяйствующих субъектов и т.д.
Сам факт наличия таких полномочий является одновременно и причиной, и условием, способствующим проявлению коррупции. Вместе с тем, как уже было отмечено выше, задача антикоррупционной работы в этом направлении заключается не в сведении к минимуму этих государственных функций, а в поиске определенных способов и технологий, позволяющих снизить уровень коррупционных проявлений при их осуществлении.
Согласно Концепции административной реформы, а также типовой программе противодействия коррупции в субъекте РФ, одобренной Министерством экономического развития РФ, основными способами и технологиями, позволяющими снизить уровень коррупционных проявлений при осуществлении контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти, являются:
- стандартизация и регламентация государственных функций (услуг) по осуществлению контрольно-надзорных и разрешительных полномочий посредством разработки и принятия соответствующих стандартов и регламентов;
- деперсонализация получателей услуг (юридических и физических лиц, организаций) и минимизация их контактов с должностными лицами органов власти, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции, в том числе путем автоматизации административно-управленческих процессов, дистанционного предоставления, организации предоставления услуг на базе многофункциональных центров;