Смекни!
smekni.com

Закрытое акционерное общество (стр. 26 из 94)

Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 24 марта 2008 г. № 70-а.

Разработка и принятие ведомственных планов (программ) противодействия коррупции являются логическим продолжением антикоррупционной работы, начатой в области в рамках реализации административной реформы, что направлено на создание и внедрение комплексной системы превентивных мер противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Новосибирской области.

Система программных мероприятий ведомственных планов (программ) мероприятий по противодействию коррупции представляет собой:

- базовые программные мероприятия, разработанных Министерством экономического развития РФ и одобренных решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания Комиссии от 27 июля 2007 г. № 66);

- специфические программные мероприятия, разработанные в соответствии со спецификой ведомства, направленных на снижение специфических коррупционных рисков, объективно присущих функционированию отдельных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

Примерной Программой противодействия коррупции субъекта РФ, разработанной Министерством экономического развития РФ, предусмотрено, что в отношении основных сфер регулирования (закупки для государственных и муниципальных нужд, предоставление государственных и муниципальных услуг, здравоохранение, образование, социальная помощь и социальное обслуживание, земельные и имущественные отношения, жилищные отношения, жилищное строительство, дорожное строительство и содержание дорог) программы противодействия коррупции целесообразно утверждать актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, разработка и принятие ведомственных планов (программ) противодействия коррупции также является одним из первоочередных для внедрения в регионе антикоррупционным мероприятием.

Для эффективного внедрения стратегических антикоррупционных направлений и механизмов необходимо определить субъект управления, который смог бы обеспечить координацию деятельности всех органов исполнительной власти области и должностных лиц в процессе реализации антикоррупционной политики в регионе. Этого же требуют и мероприятия, закладываемые в разрабатываемую областную целевую программу «О противодействии коррупции в исполнительных органах государственной власти Новосибирской области на 2009-2012 годы». Потому одним из обязательных условий является определение уполномоченного органа по противодействию коррупции, чего до настоящего времени не сделано. Такой шаг станет показателем действительного желания органов власти области противодействовать коррупции. Кроме того, наличие органа с полномочиями по координации реализации антикоррупционной политики всеми субъектами создаст необходимые условия для целенаправленных и эффективных действий по противодействию коррупции как системному явлению.

Согласно примерной Программе противодействия коррупции в субъектах РФ на 2007-2010 годы, разработанной и рекомендованной Министерством экономического развития РФ, полномочия по противодействию коррупции в субъекте РФ возлагаются на подразделение по вопросам государственной службы и кадров высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а в органах исполнительной власти субъектов РФ – на соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Учитывая вышеуказанное, представляется целесообразным должностным лицам и органам исполнительной власти Новосибирской области, ответственным за реализацию административной реформы, положительно рассмотреть вопрос о наделении Департамента организации управления администрации области статусом уполномоченного органа по противодействию коррупции области.

Такое решение позволит расширить существующий организационно-правовой фундамент и создать необходимые предпосылки для эффективной реализации антикоррупционного направления административной реформы в Новосибирской области.

Таким образом, создание уполномоченного органа по противодействию коррупции также является одним из первоочередных для внедрения в регионе антикоррупционным мероприятием.

Специальным механизмом противодействия коррупции является внедрение обязательной экспертизы нормативных правовых актов Новосибирской области и их проектов на коррупциогенность.

Указанная экспертиза имеет специфическое назначение и методы проведения. Это оценка нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта) с точки зрения его возможной коррупциогенности (наличия коррупциогенных норм). Речь идет:

- о множественности вариантов диспозиций правовых норм (объем и характер отсылок и т.д.);

- о возможностях принятия ведомственных и локальных актов;

- о наличии коллизий правовых норм;

- об определении компетенции по формуле «вправе», «может»;

- о широте дискреционных полномочий;

- об отсутствии административных процедур;

- о завышенных требованиях к заявителю;

- об отсутствии конкурсных (аукционных) процедур.

Согласно Концепции административной реформы в целях внедрения обязательной экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность необходимо разработать методики первичной и специализированной (предметной) экспертизы действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов, обеспечить собственно проведение экспертизы, и на основе ее результатов вносить соответствующие изменения в правовые акты, корректировать их проекты.

Реализация данного мероприятия обуславливает необходимость:

- разработки методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;

- определения порядка проведения внутренней и внешней экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность.

Реализация данного мероприятия возможна в трех направлениях.

Во-первых, внедрение процедуры экспертизы коррупциогенности нормативных актов как самостоятельной процедуры в рамках существующего нормотворческого процесса: в качестве обеспечения основной деятельности органов государственной власти (для органов, обладающих нормотворческими полномочиями) и (или) как вспомогательная деятельность при контроле (например, территориальные органы юстиции, прокуратуры).

Во - вторых, экспертизу может проводить независимый эксперт или экспертная организация, обладающая специальными познаниями в области права (так называемая «внешняя экспертиза»), то есть это может быть любая внешняя организация, специализирующаяся на предоставлении такого рода услуг на рынке и (или) обладающими специалистами, имеющими как минимум высшее юридическое образование и опыт работы по соответствующему направлению.

В - третьих, смешанный вариант, когда внедряют в правовую действительность оба вышеуказанных направления экспертизы.

Исходя из требований Концепции административной реформы, более целесообразен и отвечает потребностям проводимой борьбы с коррупцией, смешанный подход.

Следует особо отметить, что экспертиза должна носить комплексный характер, то есть объектом рассмотрения должна стать не отдельная норма конкретного нормативного акта, а совокупность норм в их взаимосвязи, в том числе, и нормы, содержащиеся в самостоятельных нормативных актах, но регулирующие один круг общественных отношений. Непосредственной целью антикоррупционной экспертизы является установление такого порядка, при котором анализ актов на коррупциогенность и соответствующая коррекция правовых норм станут обязательным условием процедуры согласования и принятия новых правовых актов. В дальнейшем, разработка правовых актов должна осуществляться с учетом методических рекомендаций по определению их коррупциогенности.

Как уже было отмечено в рамках настоящего отчета, в Новосибирской области постановлением Администрации от 17 ноября 2008 г. № 318-па «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации Новосибирской области» утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации Новосибирской области, а также Методические рекомендации по анализу коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов. Положение и Методические рекомендации не распространяются в отношении правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти области, за исключением актов Администрации области, а также не устанавливают механизм осуществления внешней независимой антикоррупционной экспертизы.

Учитывая вышеизложенное, необходимо на базе существующих Методических рекомендаций путем их доработки разработать Методические рекомендации о проведении внутренней антикоррупционной экспертизы, а также проведению внешней независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Новосибирской области, определяющие процедуры проведения всех видов антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, внедрение внутренней антикоррупционной экспертизы и внешней независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции также является одним из первоочередных для внедрения в регионе антикоррупционным мероприятием.