Небольшой храм вполне вместителен. Ежегодно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы совершается крестный ход вокруг церкви.
С 1993 года храм является памятником истории и культуры, «Религиозным центром села», согласно распоряжению Главы Администрации Самарской области от 06.051993г. № 426-р
Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников и угодников Божиих, в земле Российской просиявших, утверждалась, укреплялась и возрастала Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божией благодатью, каждый нес в себе добродетели и лучшие национальные черты нашего народа...
Накануне престольного праздника храма – Покрова Пресвятой Богородицы, в октябре прошлого года, жительницей села Бугаёвой Татьяной на чердаке её дома была найдена икона Покрова Пресвятой Богородицы. Она была завёрнута в старенькую тряпицу. Икона истлела, попортилась, но изображение сохранилось. В этом доме когда-то жил священник Иоанн, которого прислала Епархия в 1947 году. Видимо, те, кто жил там после, боясь преследований, спрятали икону на чердак и она там пролежала до наших дней. Бугаёва Т.Н. принесла её нашей учительнице Ларисе Борисовне и сейчас она хранится в кабинете Православной культуры. Мы посоветовались с батюшкой и решили оставить её в школе. Икона не представляет, какой либо культурной ценности, но для нас она ценна как святыня и как историческая реликвия.
Предыстория основания храма
К древнейшим поселениям нашего района относится с. Волчанка. Переселенцы с Украины обосновались по берегу р. Сухая Вязовка.в глубоком овраге, который спасал их от степных ветров. Название нашего села появилось в связи с тем, что большинство переселенцев прибыли с украинского города Волчанска.
Задумываясь о тех первых переселенцах, начинаешь понимать всю глубину слов Господа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». Действительно, вся история храма зиждется на том, что Бог зовёт, а человек отвечает на этот зов. Вот и стоит, красуется на протяжении веков, а точнее 178 лет со дня основания, храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Первое документальное упоминание о церкви, известное по сообщению Саратовской Духовной Консистории, относится к 20 июня 1830года, когда в селе Волчанка Вольского уезда Саратовской губернии была отведена земля под строительство церкви.
Именно 20 июня 1830 г., судя по архивным данным администрации Красноармейского района, была отведена земля под строительство Церкви в Вольском уезде, в деревне Волчанка.
Построена церковь в селе Волчанка была только в 1850 г.- через 20 лет, на средства прихожан. Церковь деревянная с колокольней, на каменном фундаменте, холодная; два престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя Николая Чудотворца. Причт при церкви состоял из трёх человек: священник, дьякон, псаломщик. Церкви принадлежала церковная сторожка, три причтовых дома и дом школы.
30 марта 1851 года в связи с образованием Самарской епархии церковь в селе Волчанка перешла в подчинение Самарской епархии.
И сегодня увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертию, храм православный представляет перед нами как дом молитвы...
Создание рук человеческих, он заключает в себе ту же тайну, которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом.
Основные исторические события жизни храма
После революции 1917 г. отношение власти к Церкви круто изменилось. 23 января 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Началось изъятие святынь из соборов. По всей стране начались процессы, на которых священнослужители и миряне обвинялись в сопротивлении действий властей, закрытие церквей. В 1932году постановлением Средне-Волжского краевого исполнительного комитета (протокол №69 от 20 02. 1932г.) церковь в селе Волчанка была закрыта, здания её передали школе. Помнят жители села, как разоряли церковь, снимали крест, колокола. Представители местной власти пришли к звонарю и велели снимать колокол. Залез он с горючими слезами и зазвонил. Около церкви собрался народ со всего села. Женщины пали на колени и рыдали. Местные активисты сняли крест, колокола. Большой колокол упал, и звон долго ещё слышали местные жители. Позже колокол увезли на переплавку. Когда разоряли иконостас, то многие местные жители часть икон успели разобрать, и они долго хранились в их семьях как самая дорогая реликвия.
Из воспоминаний Сараевой А.А. 1937 г. рождения: «Когда я была маленькой, слышала рассказы своего деда об этих смутных временах. В нашем селе Церковь действовала до 1929г., а потом также была закрыта. Богослужения запрещены. Иконы разделили по дворам на сохранение. Икона «Спасителя» была взята на сохранение Кудиновым Алексеем Тимофеевичем. «Распятие Иисуса Христа» - матушкой Ольгой (в миру Тимченко Прасковья Тимофеевна). Икона «Казанской Божьей матери» Тимченко Степаном Лукьяновичем. На сохранение также взяли иконы: Губарев Иван Яковлевич, Тимченко Василий Кузьмич (сын матушки Ольги), Буцыков Николай Иванович, Абалымов Иван Иванович, Махов Андрей из Арсентьевки»,
Вспоминает прихожанин Храма Пресвятой Богородицы села Волчанка Болесов А.П. 1926 г. рождения: «Был я еще ребенком. Помню, пошел к тетке, дорога шла мимо Церкви. Там собралось много народу, женщины плакали. Власти заставили стариков снять колокол с колокольни и сбросить его вниз. Колокол, когда упал, то лопнул от удара о землю. Его погрузили на машину и увезли. Для всех прихожан это было большой потерей. Женщины не стыдились слёз и плакали. Власти распорядились закрыть церковь для Богослужений и жители, опасаясь надругания над святыми иконами, решили спрятать святыни по дворам».
Чтобы сохранить Храм Покрова Пресвятой Богородице Абалымов Дмитрий Григорьевич и Раков Михаил Климентьевич стали хлопотать об открытии в церкви места для хранения хлеба. В то время церкви разрушали повсюду, а эта мера могла бы помочь сохранить здание церкви. Хранилище для хлеба было организовано в церкви. Всю войну хлеб берегли там и вывозили государству. В южной части церкви было выделено место для ремонта тракторов и другой сельхозтехники». Так, до конца войны здание храма было хранилищем зерна и ремонтной мастерской. И только в 1947 году были возобновлены Богослужения
Люди, перенесшие тяготы войны, потерявшие своих близких, потянулись в Храмы Божие, ища в них утешения. Большинство не утратило веру в годы гонения на Церковь. Многие родившиеся после революции, утратили живую связь с Церковью, но в их домах ради верующих матерей и жен сохранялись иконы, праздники они помнили и детей своих крестили.
В 1947Г. Абалымов Д.Г. и Раков М.К. обратились к властям с просьбой об открытии Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волчанка для Богослужений. Калинин Михаил Иванович дал разрешение открыть Церковь. Время было трудное. Многие погибли, пропали без вести. Людям, оставшимся в живых, нужна была духовная поддержка, которую могла бы оказать Церковь.
Это был настоящий праздник. Все люди из сел: Волчанка, Филосовка, Чагорка и Арсентьевка собрались убраться в церкви, привести все в порядок. Все, кто брал иконы на хранение, несли их торжественно на полотенцах степями. За один день собрали все иконы.
В 1947 году Епархия прислала священника Иоанна и с этого времени в Храме «Покровской Церкви» начались службы и продолжаются по сей день.
В 1991 году отделом Юстиции Администрации Самарской области зарегистрирован Устав местной православной организации.
С 1993 года храм является памятником истории и культуры, «Религиозным центром села».
В 2000 году 6 сентября официально перерегистрирована местная религиозная организация Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка, Красноармейского района, Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви , которой переданы в собственность здание церкви и связанный с ним земельный участок.
Чудеса
Это произошло до войны. Интересная история случилась с Мишустиным Иваном Михайловичем. В то время, когда люди спасали иконы и брали их на сохранение, Иван Михайлович сберег иконостас со святым распятием Иисуса Христа, привезенным с Афона. Он захоронил до времени святыню под домом. Позже его призвали в армию. Когда он вернулся, то дома его не было, он сгорел. Люди спрашивали его о той святыне, которую он спрятал. Парень показал место под пепелищем. Люди стали копать в том месте, где он показал. И вот чудо, было найдено все, что когда-то Иван Михайлович схоронил от поругания властей. Со спасением иконостаса люди связывают случай чудесного спасения Мишустина Ивана Михайловича во время войны. В начале войны парень попал на фронт. Во время Висло-Одеровской операции он вместе с другими бойцами и пушкой оказался на плоту. Фашисты, не давая переправиться через реку, били по нашим бойцам прямой наводкой. И вот прямое попадание, плот разлетелся в щепки.… Очнулся Мишустин Иван уже на берегу. В живых остался он один. И был ему вещий сон, будто явилась перед ним Пресвятая Богородица и показала, куда ему направиться, чтобы выйти к своим. Люди, его чудесное спасение связывают с тем, что не побоялся он в свое время за свою жизнь, спас Православные святыни от разграбления, вот теперь и его спасла от смерти Пресвятая Богородица. Мишустин И.М. живет сейчас в с. Красноармейское, а деревянный крест с живописным изображением распятия, датируемый 1910годом, находится в южном пределе св. Николая Чудотворца.