как следовало бы действовать в определенных условиях;
-организационно-деятельные игры – не имеют жестких правил, у
участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем.
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Область применения деловых игр как активного метода обучения довольна широка:
-экономика;
-управление;
-педагогика;
-психология и т.д.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
-формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
-приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
-развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
-формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей.
Так, например, в теме могут быть отражены:
-характер деятельности;
-масштаб управления;
-состав инстанций и условия обстановки в данной игре
При определении целей разработчику игры важно ответить на следующие вопросы;
-Для чего проводится данная деловая игра?
-Для какой категории студентов проводится данная деловая игра?
-Чему именно следует обучать студентов?
-Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой учитель –руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Для проведения учебной игры учитель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.
Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры.
В имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
-цели игры;
-предмет игры;
-модель взаимодействия участников;
-система оценивания результатов игры.
Игровая модель может быть представлена в следующих компонентах:
-цели игры;
-комплекс ролей и функций игроков;
-сценарий игры;
-правила игры.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита студентами своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
В процессе обучения педагогики необходимо решить две проблемы:
-обеспечить усвоение определенной суммы педагогических знаний и выработку первоначальных профессиональных компетенций;
-создать условия для формирования педагогического сознания и выработки самостоятельной позиции у будущего учителя.
На протяжении нескольких лет автор работает над проблемой: «Использование активных методов и форм обучения на занятиях по педагогике». Формы и методы активного обучения в настоящее время широко используются в массовой практике обучения. К ним относятся: игровое проектирование, имитационный тренинг, дискуссии, мозговая атака, деловые игры, решение педагогических задач и другие.
Среди активных методов обучения все большее распространение приобретает метод деловых игр. Деловые игры на занятиях по педагогике позволяют совершенствовать практические умения и навыки студентов. Это происходит прежде всего потому, что сами обучаемые становятся субъектами учебного процесса. В ходе деловой игры стимулируется активная мыслительная деятельность студентов, появляется необходимость активного использования имеющихся педагогических знаний в том или другом виде педагогической деятельности. Использование деловой игры как метода обучения позволяет максимально подчинить учебный процесс по педагогике целям повышения профессионального мастерства будущих учителей начальных классов в организации целостного педагогического процесса.
Каждый студент, находясь в стенах учебного заведения, должен побывать в роли будущих участников учебно- воспитательного процесса. Чтобы глубже понять их внутреннюю позицию, отношение к тем или иным ситуациям, возникающим в коллективе.
Проиллюстрируем применение общих закономерностей организации и проведения деловой игры.
Деловую игру «Алгоритм» используем для обобщения и закрепления теоретического материала. Тема занятия: «Формирование воспитательного коллектива и его влияние на развитие личности школьника». Учебная группа разделена на 5 «научных центров». Работа в них определена планом. Выделяю несколько проблем для самостоятельного изучения. По каждой проблеме подбирается исследовательская группа. В ее задачи входит: разобраться в проблеме, подготовить сообщение перед студентами, продумать форму его подачи, способы включения товарищей в обсуждение, определить роль учителя на этом уроке. Студенты сами выбирают разные формы своего взаимодействия с другими студентами. Это может быть «беседа за круглым столом», «пресс-конференция», «турнир знатоков» и др.
Каждой группе предлагается алгоритм работы на уроке:
1.Внимательно прочитать задание;
2.Распределить необходимый материал между членами групп;
3.Отобрать нужную литературу.
4.Сделать необходимые выписки для предварительной работы;
5.Составить общий конспект и опорные схемы, таблицы;
6.Определить докладчиков и приготовиться к выступлению.
Вначале каждый работает самостоятельно, делает выписки, составляет план, а затем следует коллективное обсуждение проблемы, составление конспекта, если необходимо, опорной схемы или таблицы.
Следующий этап работы – сообщение «научных центров». Сообщение делают 2-3 студента от группы. Компетентные эксперты оценивают работу каждого «научного центра»: оригинальность, реалистичность, коллективность разработки, аргументированность, яркость и убедительность выступающих.
Занятия в рассмотренной форме проходят на одном дыхании, с высокой активностью каждого. Актуализируются и систематизируются накопленные знания по проблеме, дается образец четкой работы.
Хорошо зарекомендовала себя специально проводимая педагогическая деловая игра «Мысль». Цель ее – практическое обучение двум способам объяснения нового материала: объяснительно-иллюстративному и проблемному, с привитием обучаемым творческого отношения к выбору одного из указанных способов. Игра продолжается 4 часа и проходит в 6 этапов.
1.Распределение ролей членов ученого совета, председателей методических объединений, преподавателей, условных авторов указанных методов, экспертов.
П.Выступление «авторов» на заседании Ученого совета. Данный этап завершается решением Ученого совета о проведении в школах эксперимента по апробированию каждого мет ода при объяснении нового материала.
Ш.Проведение в школах указанного эксперимента с демонстрацией результатов опыта.
IV.Выступление «председателей методических объединений» на заседании Ученого совета по каждому способу.
V.Свободная дискуссия (на заседании Ученого совета) и принятие решения по выбору наилучшего способа.
VI.Подведение итогов игры.
При изучении раздела «Теория целостного педагогического процесса» автор работы использует деловую игру «Общественный смотр знаний».