Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателей); не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.
Автор работы считает:
1.Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.
2.К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.
3.В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.
4.Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.
5.Игра не должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.
6.Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.
7.Наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 2 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.
1.Ангелов Г.В. Человеческая компетентность в современном управлении. Учебное пособие.- Киев, 2005
2.Дереклева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.- Москва, 2005
3.Мухина С.А., Соловьева А.Н., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на- Дону, 2004
4.Столяренко Л.Д. Педагогика.- Ростов-на-Дону, 2005
ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1.Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает авторство блестящих идей.
2.Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
3.Деловая игра требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.
4.Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.
5.Категорическип запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают построению и формированию новых идей.
6.Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.
7.Содержание деловой игры не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций – важнейшее условие успешного творческого поиска.
8.Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.
9.Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще неразрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.
ПОДГОТОВКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1.Название должно быть точным и кратким, вместе с тем оно должно отражать сущность деловой игры, быть легко запоминающимся.
2.Источниками деловой игры могут быть результаты исследования, печатные материалы, конкретная кадровая деятельность. Надо указать все сведения об информационном источнике.
3.Учебные цели. Игра – не самоцель, это часть курса, изложенная другим способом. Важно продумать, как ввести игру в учебную программу. Лучше, если игра будет органически сочетаться с другими активными методами обучения.
Проведение деловой игры может быть запланировано как в начале изучаемого курса, так и на любом его этапе. Если программа обучения начинается деловой игрой, то за ней должен идти цикл лекций, чтобы слушатели могли увидеть свои действия как бы сквозь «призму» теории и привести в стройную систему получаемые знаний. Кроме того, игра рождает у студентов массу вопросов правового или нормативного характера, имеющих прямое отношение к изучаемой теме, освещение этих проблем в последующих лекциях с интересом воспринимается студентами, так как почва для этого уже подготовлена. При проведении деловой игры после цикла лекций студенты уже вооружены теорией, знакомы со специальными методами решения кадровых задач или анализа исследуемых кадровых проблем. Сравнение результатов игры с теоретическими положениями убеждает студентов в целесообразности применения этих методов.
4.Состав участников игры. Определяются контингент участников, их специализация и сфера практической деятельности. Уровень участников игры должен соответствовать уровню, на котором следует решать анализируемые кадровые проблемы.
5.Регламент. Определяется продолжительностью и этапностью деловой игры, устанавливаются ограничения во времени выполнения отдельных операций, количество циклов игры. Как правило, для проведения деловой игры требуется несколько дней, причем интервалы между ними должны быть по возможности минимальными. Идеально, если игру можно провести за один день. Хорошо, если на игру будет отведено 2-3 дня по четыре часа на протяжении одной недели.
6.Описание игры или сценарий. Включает в себя развернутое изложение сущности игры и последовательности ее выполнения. Даются методические указания игрокам, приводятся варианты расчета, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация.
Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у обучаемых активное отношение к учебе?
Сегодня преподаватель имеет возможность использовать интерактивные методы обучения (ИМО), которые способствуют развитию исследовательской деятельности студентов, мотивации к обучению, повышению доли самостоятельной работы над учебным материалом.
Определяя место и роль интерактивных методов обучения, уместно помнить мудрость: все есть яд, и все есть лекарство – тем или иным их делает доза. Нужно думать, как эффективнее использовать каждый из методов для достижения целей обучения и воспитания.
Применяя интерактивные игры на занятиях по педагогике, я преследую цель – создать комфортные условия обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Обязательными элементами деловой игры являются:
- дидактическая учебная задача;
- учебно-производственная игровая задача;
- наличие роли;
- развитие ролевых целей;
- игровая (конфликтная) ситуация;
- правила игры;
- коллективный характер игры;
- состязательность в игре.
ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1.Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает авторство блестящих идей.
2.Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
3.Деловая игра требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.
4.Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.
5.Категорическип запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают построению и формированию новых идей.
6.Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.
7.Содержание деловой игры не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций – важнейшее условие успешного творческого поиска.
8.Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.
9.Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще неразрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.
ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1.Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает авторство блестящих идей.
2.Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
3.Деловая игра требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.
4.Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.
5.Категорическип запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают построению и формированию новых идей.
6.Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.
7.Содержание деловой игры не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций – важнейшее условие успешного творческого поиска.
8.Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.
9.Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще неразрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.