Результатом ноосферного перехода явится скорейшее восстановление материальной, интеллектуальной, духовной жизнедеятельности человека и последующий расцвет общества на основе гармонии этих составляющих.
Идея ноосферного развития в итоге должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого необходимы:
глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития, в том числе ноосферного сознания;
переориентация образования, медицины, производства, структур управления и других отраслей экономики страны на ноосферную технологию, методику и практику.
Создание в обществе системы ноосферного мышления и, следовательно, новых ценностей будет способствовать формированию экологичных структур образования, производства, потребления, нацеленных на более высокий уровень жизни населения.
Задачей ноосферного перехода является формирование национальной идеи как стратегии и инструмента "запуска" национальной идеологии — системы идей о разнообразных сторонах жизни нового качества: о ноосферной экономике, финансах, ноосферном транспорте, ноосферных технологиях, медицине, ноосферной науке, ноосферных поселениях и т.д.
Возрождение России сегодня неразрывно связано с идеей национального осмысления ее роли и места на новом историческом витке в контексте ведущих тенденций цивилизации и лежит на пути утверждения новой формации — ноосферно-корпоративной.
Для ее становления в России есть геополитические, экономические, этнонациональные, историко-культурные, ментальные предпосылки.
Ноосферно-корпоративная общественно-экономическая формация должна быть положена в основу современной социальной устремленности России в будущее как парадигма общественного развития, противостоящая либерально-рыночной. Она может стать основой теории и методологии возрождения России потому, что определяет социальные и духовные цели ее возрождения. Путь не потребительского общества, а творческого и природосообразного, открывающего своим гражданам иные источники воспроизводства производительных и жизненных сил — это путь прогрессивного социального развития в XXI в. В настоящее время его идеи проникают во все уголки Земли. Ноосферно-корпоративная парадигма как самая динамичная сила в истории цивилизации, несомненно, станет международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу человечества. Но начать движение в этом направлении предстоит России.
Ноосферный путь, который неразрывно связан с корпоративным, имеет все основания быть принятым российским обществом для выхода из системного кризиса. Россия в данный момент стоит на перепутье. Ясно, что выбранная ею дорога не может быть "вчерашней", но она не может быть и сегодняшней — потребительской, ведущей цивилизацию к гибели. От потребительства — к творчеству, опираясь на свой созидательный и горький опыт, — таков путь развития России, который завещали нам российские мыслители настоящего и прошлого.
Таковы, в частности, идеи академика Д.С. Львова, считающего, что "неолиберальные лозунги и политические призывы к выстраиванию на обломках социалистической системы капитализма не могли возбудить энергию масс, направить ее от разрушения к этим призывам"[29].
Созвучны этим мыслям высказывания болгарского академика Т. Дичева, который считает, что "или мы сотрудничаем с живой природой и Землей своими чистыми мыслями в едином эволюционном процессе, или мы уничтожаем ее и себя вместе с ней посредством своих низменных желаний. Третьего не дано"[30].
С учетом того негативного опыта, который обрела планета Земля к настоящему времени, стало, совершено ясно, что путь развития мировой цивилизации должен быть изменен. И, прежде всего это относится к России, которая оказалась на пресечении всех дорог.
Наша страна может и должна стать лидером построения новой общественно-экономической формации — ноосферно-корпоративной, которая явится объединяющей национальной идеей, раскрывающей и мобилизующей могучие жизненные силы всех граждан и отдельных регионов и местных сообществ.
Глава 6
Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Сущность и принципы корпоративного метода хозяйствования.
2. Программа социальной и экономической поддержки интересов населения "СЭПИН" — универсальная технология корпоративного управления.
3. Частные технологии научного обеспечения процесса становления хозяйствования.
1. Страны и народы находятся в постоянном поиске присущих им путей развития, соответствующих моделей социального поведения в контексте постоянно меняющихся внешних и внутренних обстоятельств, возникающих новых общественных потребностей. Правильно выбранный путь позволяет трезво оценить сложившуюся ситуацию и сконцентрировать средства и ресурсы на преодолении возникающих трудностей, дисбалансов. И чем активнее в этот процесс вовлечены интеллектуальные силы общества, тем демократичнее обсуждаются различные альтернативы выхода из кризисного тупика.
Сегодня ясно, что не может быть старой России, но никто не знает, как обустроить ее по-новому. Общество, принеся огромные жертвы, испытав сокрушительные удары, убедилось, что возврата к прошлому нет так же, как и нет дороги в "монетаристское" будущее.
Как и в любой другой кризисный период истории Отечества, России нужна идея, способная мобилизовать все ресурсы — материальные, организационные, а главное, духовные — для выхода из острейшего кризиса. Она призвана найти свой самобытный и перспективный путь общественного развития. Таким правильным ориентиром общественного развития для России, который позволит сконцентрировать ресурсы на оздоровляющем направлении прорыва, на наш взгляд, является корпоратизм.
Само слово корпоратизм происходит от лат. corporatio — объединение, сообщество. В литературе преимущественно до сих пор была известна только как экономическая корпорация, т.е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем мире многообразия ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни — экономической, политической, духовной. Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоратизм сегодня понимается нами не только как способ хозяйствования, но и как способ организации общественной жизни, при котором пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение; не только центр инициирует развитие, но и сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцем собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
В этом смысле корпоратизм выдвигает основную цель развития общества, дает ясные ориентиры для граждан. Цель эта, прежде всего социальная и духовная. В экономике нельзя искать целевые установки: экономика — средство, а не смысл цивилизованного общества. Это нашло отражение и в Конституции России. Конечно, реализация всего комплекса целей (духовных, нравственных, социальных, политических) начинается с оздоровления экономики, но главные цели—результаты — это повышение качества жизни граждан, рост их благосостояния. Приоритетная из них — укрепление здоровья людей (физического и нравственного), создание таких условий, когда средняя продолжительность жизни растет. Поэтому высшей целью корпоративного пути развития являются:
высокие доходы большинства населения;
постоянное улучшение сервиса и комфорта жизни, высокая продолжительность жизни без заболеваний;
саморазвитие и творческое совершенствование личности как высшая ценность;
перспективы для самореализации подрастающего поколения;
обеспечение высокого качества жизни как работающим гражданам, так и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.
На наш взгляд, корпоративный способ хозяйствования организаций всей общественной жизни позволяет не декларировать эти цели, а действительно их реализовывать. Почему? Прежде всего потому, что заботы на себя берет не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования. Население территорий, городов и районов, став совладельцем финансовых институтов, коммерческих организаций, само учится зарабатывать на свои социальные нужды, рационально использовать многообразие ресурсов, человеческих в том числе. Поэтому центр тяжести перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном методе хозяйствования способны рационально решать вопросы, обеспечивающие здоровый образ жизни для своих граждан.
Идейные истоки корпоратизма уходят в глубь мировой хозяйственной жизни, их элементы известны с момента появления человеческого общества, когда в процессе совместной деятельности люди вступали в отношения совладения собственностью, объединяли усилия при решении общих задач, согласовании интересов и т.п. Неумолимая логика исторического развития такова: усложнение хозяйственной и социальной жизни объективно требует объединения и координации усилий всех членов общества. В разные исторические эпохи их формы выглядели по-разному. Как показал мировой опыт, в современных условиях наиболее эффективной формой такого взаимодействия, интеграции и координации усилий является корпоратизм. Во многих странах мира корпоративные формы организации как хозяйственной, так и социальной жизни стали ведущими.