Несомненно, что приоритетной становится интеллектуальная собственность. Как разновидность собственности (общенародной, коллективной, индивидуальной, частной), став доминирующей, она все в большей мере определяет тенденции мирового развития. Сегодня стало очевидным, что в лидеры мирового развития выходят те страны, которые производят новые технологии на основе рационального использования интеллектуальной собственности. Уровень развития государств и народов определяется все в большей мере интеллектуальной емкостью используемых технологий, уровнем квалификации работников, эффективностью государственного управления, духовностью и культурой нации, а не только количеством и качеством природных ресурсов, доминированием той или иной формы собственности. То есть в движение приведены глубинные социальные ресурсы и резервы. Все это с очевидностью свидетельствует о том, что при рассмотрении факторов, определяющих эволюцию собственности, нельзя не учитывать требования эволюции социальной системы, законов развития творческой личности и обще-человеческих тенденций, обусловленных становлением информационной эпохи.
Для практической реализации этого требования необходимо развитие многообразных видов собственности, основные из которых — находятся три формы: государственная, кооперативная в различных ее видах и личная (частная, индивидуально-трудовая). Эта закономерность сегодня лежит в основе становления современной доктрины освоения социального пространства, оценки тенденций развития на будущее. Опыт мирового развития убедительно свидетельствует о том, что монетаристская идея в экономике и соответствующая ей в социальной жизни идея индивидуализма давно изжили себя, не соответствуют требованиям XXI в. и ведут человечество к катастрофе.
Такие антигуманные парадигмы, как приостановка научно-технического прогресса (идея "нулевого роста") для отдельных стран (аутсайдеров) во благо лидеров, признание неомальтузианской теории необходимости сокращения роста народонаселения Земли, не только не приняты большинством государств в основу теоретической доктрины развития, но и обанкротились в практической области.
Мир, его отдельные регионы развиваются по другой доктрине, основанной на принципах "естественного права" человека, "права справедливости", здоровья каждого и всех людей. Стало очевидным, наконец, что каждый человек, родившийся на Земле, имеет право на развитие и реализацию своих способностей и потенций, созидательного мышления и творчества. Общая концепция физической экономики, противостоящая монетаристским взглядам, разработана Линдоном Ларушем, а принципы "естественного права" сформулированы еще кардиналом Николаем Казуанским (1401-1463)[35]. Однако накануне XXI в. содержание общественного развития во многом определяется столкновением этих двух парадигм, одна из которых является господствующей, а вторая выступает пока только как тенденция, за которой будущее. Эта позитивная тенденция либо может быть понята, поддержана, что избавит мир от многих потрясений, либо устаревшая парадигма еще долгое время будет держать цивилизацию в тисках неравенства, несправедливости, отсталости.
Если контуры общественной модели "монетаризма" известны, то новой, зарождающейся модели еще во многом призрачны, недостаточно очерчены. К тому же они явно деформируются господствующей сегодня в мире монетаристской идеологией, различными доктринами ее либерально-рыночных модификаций. Поэтому представляется необходимым осмыслить их более глубоко, а следовательно, разглядеть механизмы, технологии их зарождения и поддержки как в настоящем, так и в будущем.
Важно отметить, что ныне при всей специфике в различных странах прослеживается общая тенденция — возрастания роли социального и духовного в развитии общества, усиления их обратного влияния на экономические и технические факторы. Можно говорить об относительно самостоятельном и достаточно сильном социальном и духовном поле мотивации к труду и жизни в целом. Несовместимость социальной справедливости и экономической эффективности — это, на наш взгляд, миф вчерашнего дня. Становится очевидным, что более эффективное хозяйствование в конечном счете выступает все в большей мере и как результат социальной справедливости, социальной мотивации к труду, и как важнейшее условие ее достижения. Этому служит определенная модель распределительных отношений, которая строится на принципах корпоратизма, сбалансированности экономических и социальных факторов производства.
В настоящее время просматривается закономерность: цивилизованный рынок немыслим без определенной степени социального равенства участников хозяйственной деятельности и совместного участия в управлении ею. Нарушение этой закономерности неизбежно приводит не только к снижению экономических показателей, но и увеличению социальных болезней, возникновению нравственных проблем, усиливающих разбалансированность социального пространства и порождающих социальные напряжения и взрывы.
Как показывает практика, именно укрепление коллективной собственности в разных ее формах позволяет снижать факт "анонимности" труда индивидуума и усиливает "эффект" справедливости через коллективное участие в его распределении, демократическое участие в управлении. Именно эти два фактора являются все более существенными в современной системе мотивации к труду, к жизни в целом.
Преобладание, господство любой формы собственности, как показывает мировой опыт, ведут к регрессу, застою: только разумное сочетание различных форм собственности с учетом постоянных изменений может дать положительный эффект. Сочетание рациональных форм собственности с рациональными формами организации производства, хозяйственной деятельности является определяющим фактором в мотивации производительного труда. Бурное развитие малого бизнеса в западной экономике в 80-х годах XX в. — также наглядное свидетельство необходимости изменения организационно-экономических отношений, характера и форм обобществления труда, оптимизации структур управления, а не только форм собственности.
В условиях перехода от массового производства к мелкосерийному, от массового рынка к индивидуализированному мелкомасштабное производство, как известно, реагирует на ту или иную возникающую общественную потребность, на изменение рыночной конъюнктуры гораздо оперативнее, чем крупное. Гибкость, приспособляемость к рынку, умение в короткие сроки обновить модели выпускаемой продукции и внедрить технические новшества, качественно удовлетворить индивидуальные запросы потребителей способствуют развитию малого предпринимательства, обеспечивают экономические возможности для его прогресса.
Динамизм и многообразие различных форм малого бизнеса дают основания полагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования будет расширяться, охватывая все новые специальности и профессиональные группы не только в традиционных сферах, но и в наукоемких отраслях.
Собственность сегодня — не самоцель, главное — в процессе преобразований создать условия для лучшей мотивации людей к труду, сделать человека сохозяином производства или создать для этого необходимые условия. Опираясь на государственную собственность, само государство осуществляет здесь регулирующую роль.
Так, в Англии расширению сферы мелкого предпринимательства способствовало проведение денационализации и приватизации, которые к концу 1989 г. охватили около трети предприятий и фирм госсектора с числом занятых свыше 2 млн. человек. На их долю приходится 10% общего объема товаров и услуг, производимых в стране. Персоналу приватизированных предприятий предоставлялось преимущественное право покупки акций на особо льготных условиях. В результате число собственников акций в Великобритании за время пребывания у власти правительства М. Тэтчер возросло с 3 млн. до 9 млн. человек[36]. В целом понятие "социальное пространство" в связи с изменениями в формах собственности, происходящими коренными переменами в производительных силах общества, приобретает все более глубокий человеческий, личностный аспект, меняются качественные связи общества и личности, механизмы ее социализации и саморазвития. Личность на основе достижений цивилизации получает все большие возможности для развития своих сущностных сил, ей предоставляется разнообразие выбора жизненного пути, образа жизни, видов собственности, которые способны обеспечить успех жизненной "карьеры" каждого. Совершенно очевидно, что человек становится личностью в полном смысле слова, только становясь хозяином своего труда, своей жизни.
Этому сегодня должны служить все формы собственности: государственная, региональная, муниципальная, совместная, долевая собственность общественных организаций, индивидуальная и частная. Общенародная собственность (в виде природных богатств, земли, воды, воздушных пространств, флоры, фауны) является общенародным достоянием. Она должна принадлежать всем и каждому в отдельности на правах "равнодоступности". Гарантом такого отношения может быть государство, но не в его бюрократических тоталитарных формах, а в виде народовластия, развитого гражданского общества, что и обеспечивает личности принадлежность к общественной собственности на равных началах.
Частью общенародной собственности все в большей мере должна выступать государственная, которая средствами демократического регулирования обеспечивает распоряжение природными богатствами, производственными и оборотными средствами каждому на определенных условиях использования с одновременным делегированием ответственности. Исторический опыт показывает, что как только принижается роль индивидуальной, коллективной и частной собственности, так возникают условия для кризиса, регресса в развитии общества, политической власти.