повышение авторитета местной администрации;
повышение уровня социальной информированности населения;
содействие образованию и развитию неформальных объединений;
обеспечение и углубление "общности переживаний"; повышение культуры муниципального управления.
Оптимизация использования демографического ресурса связана с повышением рождаемости, средней продолжительности жизни, числа разводов, совершенствованием структуры занятости, снижением уровня безработицы. В этой связи в муниципальных образованиях создаются Центры планирования семьи, которые оказывают медико-консультативную помощь нуждающимся. Проводится комплекс мер по оптимальному использованию социально-экологического ресурса местного самоуправления, в том числе облагораживание окружающей природной, архитектурной, культурной, социальной и других сред.
Одним из ведущих элементов этой системы выступает служба социально-гигиенического мониторинга, в основу которого положена уникальная программа изучения окружающей среды с целью улучшения здоровья населения. Технология оптимального использования кадрового потенциала включает процедуры: повышения уровня общеобразовательной и специальной подготовки муниципальных служащих и кадрового ресурса; предъявления высоких требований к работе муниципальных служащих, прежде всего к работе управленческого персонала; введения системы отчетности о деятельности муниципальных служб непосредственно перед населением; систематического обмена опытом организации деятельности муниципальных служб как в масштабах субъектов федерации, так и в масштабах страны; формирования кадрового ядра, отличающегося высоким уровнем профессионализма и гражданственности, грамотным подбором и расстановкой кадров, когда на ключевых постах оказываются специалисты не только компетентные, но и инициативные, настойчивые, побуждаемые к активной деятельности высокими чувствами гражданского долга, местного патриотизма.
Что касается оптимизации использования технологического ресурса местного самоуправления, то эта работа проводится по следующим направлениям:
• технологизация отдельных форм управленческой деятельности местного населения, например разработка и введение определенных процедур избрания органов самоуправления, организации их деятельности, осуществления контроля по конечному социальному результату;
• разработка и введение вариативных технологических моделей управленческой деятельности с учетом местных особенностей, данного состояния социальной активности жителей, направленности и динамики конкретных социальных задач;
• повышение технологической подготовки муниципальных служащих посредством организации изучения передового опыта и обмена этим опытом, систематического проведения научно-практических семинаров и конференций, проведения ситуационных и организационно-деятельностных игр;
• периодическая аттестация деятельности муниципальных служащих по организационно-технологическим критериям;
• тщательный отбор кадрового состава муниципальных служб;
• обеспечение и координация деятельности общественных и административных органов местного управления с целью успешного решения социальных проблем муниципальных образований.
Система оптимизации использования социальных ресурсов местного самоуправления проходит дальнейшую апробацию в ряде городов и районов Белгородской, Тюменской областей, г. Барнауле, Краснодаре[73] и находится в состоянии постоянного поиска новых эффективных вариантов и моделей.
В заключение еще раз подчеркнем, что от декларативности использования социальных ресурсов, которая преобладает и по сей день в нашей литературе, можно уйти одним способом: рассматривать конкретные механизмы их реализации на любом уровне управления, прежде всего местного сообщества и трудовой ассоциации, от которых в первую очередь зависит решение этих вопросов. Именно здесь работает и живет человек, реализует свои жизненные цели и удовлетворяет главные свои потребности, поэтому от этого уровня социальной организации и зависит в первую очередь реализация жизненных сил человека.
Глава 19
Экологическая культура:
технологии формирования
и раскрытия жизненных сил личности
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Сущность экологической культуры личности.
2. Концептуальная модель формирования экологической культуры личности.
3. Технологии формирования экологической культуры личности.
1. В XX в. человеческая цивилизация полностью оформилась в техногенную, смыслом жизни и развития которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования их человеком.
К числу главных объективных противоречий человеческого общества относится противоречие между человеческой цивилизацией и окружающей средой обитания, природой Земли. В итоге человеческая деятельность привела нашу цивилизацию к экологическим проблемам, катастрофическим изменениям окружающей среды и климата планеты, неразрешимым при настоящем устройстве общества.
Иначе говоря, человечество столкнулось с серьезным экологическим кризисом как частью системных потрясений, переживаемые современной цивилизацией. Необходимость принципиально новых подходов к решению этих проблем, в частности к взаимодействию "общество-природа", на Западе стала просматриваться в начале 70-х годов в известных докладах Римского клуба "Пределы роста и человечество на перепутье".
Был поставлен вопрос о социально-экологическом понимании среды, сформулирован важный мировоззренческий тезис о необходимости изменения взаимоотношений между человеком и средой его обитания, о целесообразности сложившейся ориентации развития.
Утверждалось, что деградационные изменения среды обитания требуют ориентирования научно-технического и социально-экономического прогресса в соответствии с экологическими принципами развития. Как одна из перспективных альтернативно-конвергентных концепций рассматривалась концепция ноосферы (сферы разума), у истоков создания которой стоял выдающийся русский ученый В.И. Вернадский.
Методологические преимущества данной концепции, по мнению А.Д. Урсула, заключались в ее органичном соединении не только с проблемами выживания, но и с другими общественными и общечеловеческими ценностями. "Ноосфера... может мыслиться не как экологическая ниша автономно развивающейся элиты (или даже нации), удалившейся от остального мира на некий "утопический остров" (или в свои границы), а как область совместного проживания всех людей планеты, как путь выживания всей цивилизации. Ноосфера как будущая сфера разума человечества в целом предполагает любое многообразие эволюции как в социальном, так и в социоприродном плане, но лишь такое, которое допускается принципом их соразвития, или коэволюции"[74].
На основе концепций ноосферы, конвергенции, постиндустриального и информационного обществ, глобализации и др. зарубежными и отечественными учеными была разработана концепция устойчивого развития (УР).
Качественная модель УР включает в себя два признака. Первый заключается в признании прогресса общественного развития и существовании равных возможностей нынешнего поколения и наших потомков по использованию ресурсов и экологических условий планеты. Второй в свою очередь предполагает недопущение деградации биосферы и ее сохранение как основы перехода на предлагаемую модель устойчивого развития.
В рамках концепции устойчивого развития начата работа по изучению проблем формирования экологической культуры. Ученые (например, Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.) пришли к выводу, что главной движущей силой грядущей экологической революции должно стать экологическое образование, поскольку только по-настоящему образованное и интеллигентное общество способно вступить в эпоху ноосферы и реализовать режим коэволюции природы и общества.
Одним из основных постулатов предложенной концепции явилось положение о том, что человек выполняет прежде всего биосферную функцию.
Данная функция реализуется во взаимодействии социальных и природных процессов, в необходимости включения производственной деятельности в глобальный природный цикл на основе знания законов функционирования биосферы.
Выявленное единство культурных и природных процессов позволило академику Н.Н. Моисееву сформулировать принцип коэволюции общества и природы, заключающийся в тенденции усиления кооперативного начала в судьбах человечества[75].
Взаимозависимость природы и общества на современном этапе определяет необходимость рассмотрения всех социальных явлений в соотношении с природными условиями в плане позитивного или негативного воздействия на них. В этом смысле экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма, а также как высочайшая степень комплексной характеристики человеческой деятельности.
Если культура в целом представляет собой способ социального существования, когда люди с помощью материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то экологическая культура — это способ социоприродного развития общества, когда обеспечивается сохранение и по возможности улучшение окружающей природной среды.
Однако этих важных теоретических и методологических оснований для практических изменений в экодиалоге человека и природы явно недостаточно.
Реальная ситуация не улучшается, а постоянно ухудшается. На наш взгляд, она не изменится к лучшему, пока все мировое сообщество, его социальные институты, государства не возьмут на вооружение принципиально иную методологию и соответствующие ей инновационные технологии коренного изменения в экодиалоге человека и природы.