Специалист должен:
уметь:
распознавать новое в жизни, профессиональной деятельности, окружающем природном и социальном мире;
вырабатывать новые идеи, новое понимание явлений и процессов, новые способы деятельности;
проектировать и реализовывать нововведения и инновационные процессы на основе достижения целостности, гармонизации природных и
социальных сил;
провести оценку проблемной ситуации, выявить приоритеты, рассчитать ресурсы;
разработать и внедрить инновационные технологии освоения социального пространства; моделировать, прогнозировать и оптимизировать социальные процессы;
владеть:
совокупностью способов, методов, средств воздействия на социальные объекты;
технологическими приемами реформирования, эволюционного развития, консолидации, разрешения конфликтов, укрепления российской государственности, формирования гражданского общества, социальной защиты населения;
знать:
теоретические основы технологизации социального пространства; основные принципы формирования социальных технологий, их типы, виды, функции;
приемы разработки и внедрения технологий в практику реформирования российского общества; основы инновационной методологии; технологии и техники творческого мышления и творческой деятельности.
Приложение 3
Индекс | Основные дидактические единицы, с помощью которых определяется основное содержание предмета | Примечания |
Социальные технологии. Соотношение понятий "социальные технологии" и "социальная инженерия". Социальное пространство. Ноосферный путь развития. Корпоративный метод хозяйствования. Социальный процесс. Социальное действие. Природа социальных технологий. Классификация социальных технологий. Адаптационные технологии. Глобальные социальные технологии. Управленческие технологии. Интеллектуальные технологии. Информационные технологии. Технологии разрешения социального конфликта. Технологии мотивации и стимулирования. Организационно-адаптационные технологии. Региональные социальные технологии. Инновационные социальные технологии, квазитехнологии, антитехнологии. Методика и техника разработки социальных технологий. Социальное моделирование. Наукоемкость социальных технологий Социальные нормы. Социальные нормативы. Объекты технологизации. Технологизация организации. Социальные технологии диагностики. Социальное прогнозирование. Технологии в социальном проектировании и программировании. Аналитические модели. Ресурсный анализ. Социальный технолог. Гуманитарно-технологическая культура. Технологии социального управления. Технологии предпринимательской деятельности. Социальная ценность. Ценностные ориентации. Человеко-ведческие технологии. Технологии духовно-культурного развития. Эвристические технологии. Технологии социального эксперимента. Этапы технологизации. Эффективность социальных технологий. Технологии саморазвития личности. |
Приложение 4
Ноосферный путь развития
Ноосферное развитие может базироваться только на глубоком осознании мировым сообществом в целом, отдельным народом того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам, а не переделывать ее сообразно своему усмотрению, нередко явно несовершенному.
Итогом развития человеческой цивилизации к концу второго тысячелетия стал глобальный системный кризис.
В сфере экономики усиливается разбалансированность между ростом общих объемов финансовых средств и производством товарной массы продукции. Углубляется процесс социальной поляризации внутри социальной системы развитых стран. Об этом говорят многочисленные данные в отечественных и зарубежных источниках информации.
Особой остроты достиг в XX в. кризис духовности: "Закон Европы" (О. Шпенглер), девальвация этических норм, "Аномия" (Р. Мертон), разложение моральных ценностей, превращение их в "красивые речевые реакции", "пудру и румяна" (П. Сорокин), маскирующие эгоистическое потребление, непомерные материальные интересы, жажду власти, принципы двойной морали, силового давления, "сверхнационализма" (О. Тоффлер).
С особой остротой эта кризисная ситуация проявилась в России в результате очередного передела собственности, тотального обнищания большой части населения. Рыночные реформы сопровождаются распадом не только хозяйственной системы, но и устойчивых социальных связей, утратой духовных ценностей, подавлением активности сознания людей.
Поэтому поиск новой парадигмы для развития всего мира — задача первостепенной значимости, для России в особенности. Народ России, его политическая элита в первую очередь должны осознать простую истину — без сохранения Природы невозможно продолжение Человечества. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Этому преступлению нет оправдания.
"Мать у нас одна, и имя ей — Природа, нет преступления более позорного и караемого более жестоко, чем убийство собственной матери, и нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков", — писал В. Хижняк (Набат. 1991. № 30).
Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую эпоху — ноосферную, но прежде всего это необходимо сделать России.
Ей в силу целого ряда исторических и социальных обстоятельств легче сменить мировоззрение и идеологические принципы потребления и бездуховности на приоритетные — качества жизни, разумного удовлетворения естественных, а не безудержных потребностей.
России необходимо, но и легче сегодня стать на путь ноосферного развития, чем любой другой стране. Во-первых, сама идея ноосферного развития принадлежит российским ученым. Это неслучайно. Веками российский образ жизни был природосообразным, что определяло образ мыслей народа, интеллигенции, например российских космистов.
Здесь имеются огромные природные ресурсы, которые позволяют создать технологии их разумного и рационального использования, маневрировать ресурсами, используя информационные, интеллектуальные ресурсы, постепенно сокращая варварскую эксплуатацию природных запасов России.
Таким образом Россия может перейти на ноосферную доктрину выживания всего человечества, собственного в первую очередь, обеспечить механизм ее запуска, постепенно наращивая технологии сохранения равновесия между возможностями биосферы и потребностями населения в удовлетворении жизненных благ.
Постепенно сохранение этого баланса станет основным законом не только России, но и всей цивилизации XXI в.
Для этого необходимо утверждение социальной инноватики и соответствующих современных технологий во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Но поворот к ноосферной цивилизации начнется с коренных изменений в духовной жизни, со становления ноосферного сознания и мышления. Процесс инновирования сознания начался с разработки концепции устойчивого развития, которая восходит к исследованиям элитарных ученых — членов Римского клуба.
В российской науке сформировалось свое понимание ноосферной концепции, разрабатываются инновационные технологии реализации ноосферного пути как в сфере экономики, организации социальной жизни, так и в области инновирования народного образования.
Конструктивная часть концепции разрабатывается с учетом русского космизма, традиционных принципов народной культуры, соборности, корпоратизма, восходящих к общинному типу отношений и общественного производства.
Особенно следует подчеркнуть, что в российской науке появляются такие биоадекватные технологии (техники, методики, учебники), которые позволяют формировать целостное мышление, гармоническое восприятие мира и единства духовного и материального, человека и природы в космическом пространстве и измерении.
Важно отметить, что такой гармонический тип отношений в социокультурной сфере основывается на: базовой форме общественной жизни российского народа (общине); первобытном демократизме отношений (народное вече); природосообразном образе жизни и деятельности россиян на протяжении столетий.
Именно на этой фундаментальной основе возможны современные социальные инновации — прежде всего появление ноосферного сознания, ноосферной идеологии и утверждение соответствующего им образа жизни, особой цивилизации — ноосферной.
Она имеет глубокие корни в русской народной культуре, в концепциях развития нового уровня: всеединства, корпоратизма, российского космизма, ценностной картины мира и др.
Ясно, что истоки ноосферной идеологии, русского космизма уходят своими корнями в глубинные пласты народной культуры и лежат в основе формирующейся ныне новой парадигмы общественного развития России и всего мира.
В ее основе должны лежать принципы гармонии, и не дисгармонии. Дисгармония ведет к недооценке, игнорированию исторического прошлого, его уроков, что стимулирует крупные ошибки в прогнозировании, введении инновационных изменений, порождает неустойчивость, катастрофичность развития.
В эпоху системного кризиса современной цивилизации нет другого выхода из него, кроме включения творческих разумных начал в современное распознавание и блокирование возникающих все новых, непредсказуемых угроз человечеству. Необходимо обращение к истокам народной культуры, которые создавали бы условия для перехода к более современной, гармонической эпохе нового синтеза, которая сегодня, наконец, может возникнуть, — или гибель человечества в ближайшем будущем неизбежна. Одна из основных причин надвигающейся катастрофы, как отмечалось в "Повестке дня на XXI в.", принятой конференцией в Рио-де-Жанейро в 1992 г., заключается в структуре производства и потребления, в преступной расточительности небольшой группы развитых стран, богатой части человечества. Социальный эгоизм развитых стран, использующий в этих целях сокращение финансовых и информационных технологий разрушения, встречает все более целенаправленный отпор развивающегося мира, который не желает быть жертвой такой политики. Ясно, что на пути реализации такой доктрины мир ждут социальные взрывы и катастрофы экологического и социального типа. В условиях глобализации общественного развития экологические реформы входят в противоречие с интересами транснациональных корпораций, которые препятствуют введению эконалога, разумному потреблению сырья по более дорогостоящим расценкам, способным ликвидировать диспаритет цен. Цивилизация, процветающая ценой жизни миллиардов людей, варварского разрушения природы, наращивания разрушительных тенденций, закрывает цивилизационные выходы из грозящей катастрофы, исчерпала себя и требует замены. Альтернативой ей становится цивилизация ноосферного развития, которой присущ, как показывает исторический опыт, корпоративный способ хозяйствования. Он подключает миллиарды людей к процессу владения, распоряжения и пользования собственностью, что всегда лежало и будет лежать в основе справедливой социальной организации.