Смекни!
smekni.com

В. Н. Иванов, В. И патрушев (стр. 7 из 70)

Следует указать на различие понятий "реализация знаний" и "технологизация знаний". Реализация знаний — это родовое понятие технологизации, процесс материализации, объективации любых знаний. Технологизация знаний связана с реализацией не любых знаний, а только тех, которые объективируются в организационно-технологической стороне человеческой деятельности, прежде всего в управлении. Наряду с понятием "технологизация знаний" мы используем понятие "интеллектуализация социальной деятельности и процесса управления", подчеркивая тем самым развитие всех общественных отношений на научной основе, исключение бюрократического администрирования, волюнтаризма и субъективизма, использование АСУ, информационно-логической техники, повышающей надежность отношений управления, ограничивающих влияние нежелательных дестабилизирующих факторов.

Вместе с тем было бы неверно полагать, что, опираясь только на социальные технологии, можно сразу решить все экономические, социальные, политические и духовно-нравственные проблемы. Для разработки и реализации социальных технологий прежде всего требуются соответствующие объективные условия (в том числе материально-технические средства) и достаточно зрелый субъективный фактор (не только в плане возможностей познания механизма действия законов общественного развития). Речь идет о высоком уровне экономического, нравственного и политического сознания людей; трудовой и исполнительской активности населения, дисциплине, настойчивости и инициативе, творческом подходе к делу, воле, стремлении изменить ситуацию к лучшему, осознании пагубности разрушительных технологий и необходимости перехода к технологиям созидания. Особое значение приобретает наукоемкость технологии, связанная с интеллектуализацией труда, ростом интеллектуальной собственности.

Поэтому, рассматривая происходящие в современном обществе изменения, многие ученые (Э.А. Араб-Оглы, Г.Н. Волков, В.П. Марахов и др.) большое внимание уделяют анализу процесса превращения науки в один из ведущих факторов изменения трудовых функций человека, в непосредственную, производительную силу общества. И действительно, наука выступает как самостоятельный тип труда, приобретающий все более массовый характер. В самой общей форме эту тенденцию можно охарактеризовать как растущую технологизацию знаний и интеллектуализацию общественного труда. Производство и применение постоянно обновляющихся знаний становятся важнейшим фактором устойчивого развития всех сфер общественной жизни.

Необходимы новые производственно-экономические, социально-политические условия для обеспечения гармонического развития технологических отношений. Поэтому неизбежно усиление роли человека как субъекта выработки научно обоснованных технологий социальной деятельности.

3. Следовательно, вопрос технологизации управленческой деятельности не менее актуален, чем проблема проектирования и внедрения новых технологий в материальное производство. Как невозможна высокая производительность труда без современных технологий, так и немыслима успешная реализация концепции устойчивого развития без социально-технологического обеспечения. Технология социальной деятельности должна проектироваться и внедряться на основе применения научных методов на базе социального творчества людей.

Значение технологии заключается прежде всего в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к оптимальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Задача технологизации — не только полнее влиять на природные и социальные процессы, но и способствовать их преобразованию в соответствии с целями общества, класса, организации и т.д.

Второй признак любой технологии — поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет "скован" установленной последовательностью. У него всегда остается возможность "вмешаться" в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств

Некоторые современные технологии (например, в производстве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей степени обладают социальные технологии, которые позволяют "сжать" социальное время. Появление технологии — наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И, наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельности возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

Глава 3

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Объект и предмет социальной технологизации.

2. Структура социально-технологического знания.

3. Проблемы управляемости и неуправляемости в социально-технологической деятельности.

1. Социальная реальность анализируется в координатах "социального пространства" и "социального времени". Именно в этих координатах возникают различные процессы, функционирую социальные институты, осуществляется социализация личности, дифференцируются различные потребности, интересы, ценности, стимулы (внешние и внутренние), определяющие деятельность, поведение людей.

Социальное пространство и социальное время характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга видов деятельности людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм, их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса в формах их совместных взаимодействий. Социальное время и социальное пространство выступают категориями социального бытия не только в смысле описания его на теоретическом уровне; они являются исходными в обосновании обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий. Они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, характеризующими последовательность и сочетание человеческих сил, действий и их воплощений.

В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В настоящее время в ходе формирования индустриального общества происходит изменение этой привычной зависимости: время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Любые человеческие силы и спо­собности требуют определенных средних или необходимых затрат времени, могут кооперироваться, обмениваться, складываться в общую сумму. Социальное время для человека-социума как бы "сжимается", концентрируя требования к личности, ее качествам, квалификации и т.п. Образуется некое социальное пространство, выражаемое в формах времени.

Общее и конкретное социальное пространство, которое является объектом технологизации, сегодня характеризуется крайним динамизмом, социальным напряжением.

Человечество обеспокоено не только глобальными проблемами — надвигающейся экологической катастрофой, увеличением нищеты, болезней, разрушением генофонда, но и нарастающим количеством техногенных аварий и катастроф. Ежегодно на земном шаре возникают сотни чрезвычайных ситуаций военного и невоенного характера. И эти тревожные тенденции постоянно возрастают. Тенденция эта не только не снижается, но катастрофически нарастает. Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников становится как бы разорванным, деформированным, т.е. антигуманным, антисоциальным, ущербным для человека.

Одним из коренных вопросов начала XXI в. является вопрос о ценности, интеллектуальном освоении социального пространства, которое должно предоставить ныне живущему человеку благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности. Качество социального пространства во многом определяет эффективность социализации личности, характер поведения в обществе, мотивацию к труду и т.д. Следовательно, чтобы более полно и правильно использовать "человеческие ресурсы", необходимо искать пути гармонизации отношений личности, общества и природы, формирования природосообразного поведения, необходимой социально-технологической культуры.