Их (низшие) Эго могут избегнуть закона окончательного разрушения или уничтожения на многие века.
527] Таким образом, мы находим на Земле бездушных существ двух родов: тех, кто потеряли свое Высшее Эго в нынешнем воплощении, и тех, кто уже родились бездушными, будучи отделенными от своих Духовных Душ в предыдущей жизни. Первые являются кандидатами на Авичи; последние же являются «мистерами Хайдами» независимо от того, находятся ли они в человеческих телах или же вне их, воплощены ли или же слоняются вокруг как невидимые, и хотя мощные вампиры. У таких людей коварство развивается в огромной степени, и никто кроме тех, кто знакомы с этой доктриной, не подозревали бы, что они без души, ибо ни Религия, ни Наука не имеют ни малейшего подозрения, что в Природе существует такой факт.
Однако, для человека, который утерял свое Высшее Эго из-за своих пороков, все же есть надежда, пока он еще находится в своем физическом теле. Он все еще может быть исправлен и заставлен восстать против своей материальной натуры. Ибо, сильное чувство раскаяния или одно искреннее обращение, к Эго, которое ушло, или лучше всего, действенные усилия, чтобы исправиться – могут снова привести Высшее Эго назад. Соединительная нить еще не совсем разорвана, хотя Эго теперь находится за пределами возможности насильственного доставания, так как «Антахкарана разрушена», и личное Существо уже стоит одной ногой в Миалбе[842]; но все же оно еще не находится вне пределов слышания сильного духовного призыва. По этому предмету имеется еще другое сообщение, сделанное в «Разоблаченной Изиде»[843]. Там сказано, что эта ужасная смерть иногда может быть избегнута познаванием сокровенного ИМЕНИ, «СЛОВА»[844]. Что такое это «СЛОВО», которое не есть «Слово», но есть Звук, вы все знаете. Его сила скрыта в ритме или ударении. Это просто означает, что даже плохой человек путем изучения Сокровенной Науки может быть спасен и остановлен на пути к гибели. Но если он не находится в тесном единении со своим Высшим Эго, то может повторять его как попугай, хоть десять тысяч раз в день, и «Слово» не поможет ему. Наоборот, если он не всецело в согласии со своей Высшей Триадой, оно может вызвать результат прямо противоположный благодетельному; Братья Тени очень часто пользуются им в злонамеренных целях, в каковых случаях оно пробуждает ничто иное, как злые, материальные элементы Природы. Но если человек по своей натуре добр и искренне стремится к ВЫСШЕМУ Я, которое и есть то Аум, через свое Высшее Эго, которое является его третьей 528] буквой, и Буддхи – второй, – то нет такой атаки Дракона Апофиса, которую он не отбил бы. От тех, кому много дано, многое и ожидается. Тот, кто стучит в дверь Святилища при полном знании его святости и, получив разрешение войти, отступает от порога или поворачивается и говорит: «О, в нем ничего нет», и таким образом теряет свой шанс узнать всю истину – тот может лишь ожидать свою Карму.
Таковы Эзотерические объяснения того, что смущало столь многих, которые находят то, что они считают противоречиями, в различных Теософических писаниях, включая «Фрагменты Оккультной Истины» в III и IV томах журнала «The Theosophist», и т. д. Прежде чем окончательно расстаться с этим предметом, я должна добавить одно предупреждение, которое прошу крепко запомнить. Для тех из вас, кто эзотерики, вполне естественно будет надеяться, что до сих пор никто из вас не принадлежит к бездушной части человечества и что вы можете не волноваться об Авичи, так же как добрый гражданин об уголовном наказании. Хотя вы вероятно еще не совсем находитесь на Пути, все же вы находитесь возле него, и многие из вас взяли правильное направление. Между такими корыстными проступками, которые неминуемы в нашем общественном окружении и разрушающей развратностью, описанной в редакторском замечании по поводу «Сатаны» Элифаса Леви[845], лежит пропасть. Если мы не стали «бессмертными в добре, отождествившись с (нашим) Богом» или АУМ, Атма-Буддхи-Манасом, мы несомненно не сделали себя «бессмертными во зле» путем срастания с Сатаной, низшим «Я». Однако вы забываете, что все должно иметь свое начало, что первый шаг на скользком горном склоне является необходимым предшественником стремительного падения на дно и в руки смерти. Я далека от подозрения, что кто-либо из учеников Эзотеризма дошел до сколько-нибудь значительной точки в плане духовного падения. Но тем не менее, я предостерегаю вас не сделать этого первого шага. Вы можете не докатиться до дна в этой или следующей жизни, но вы можете теперь породить причины, которые обеспечат вам духовное разрушение в вашей третьей, четвертой, пятой или даже в далее последующих рождениях. В великом индийском эпосе вы можете прочесть, как одна мать, вся семья которой, состоявшая из сыновей-воинов, была убита в бою, жаловалась Кришне, что хотя она обладала таким духовным зрением, что могла видеть на пятьдесят воплощений назад, все же нигде не нашла у себя такого греха, который мог бы повлечь за собою такую страшную Карму, и Кришна ответил ей: «Если бы ты могла заглянуть назад в свое пятьдесят первое воплощение, как могу Я, то ты увидела бы, что сама со страстной жестокостью убила столько же 529] муравьев, сколько у тебя теперь было сыновей». Это, разумеется, только поэтическое преувеличение, все же это впечатляющий образ, указывающий на то, какие большие последствия могут возникнуть от якобы пустяковых причин.
Добро и зло относительны и могут усиливаться или ослабевать в зависимости от условий, которыми человек окружен. Принадлежащий к тем, кого мы называем «бесполезной частью человечества», так сказать, к светскому большинству, во многих случаях безответственен. Преступления, совершенные по Авидьи, или невежеству, влекут за собой физическую, но не моральную ответственность или Карму. Возьмите, например, идиотов, детей, дикарей и людей, которые ничего лучшего не знают. Но совсем другое дело в случае человека, который связан обещанием ВЫСШЕМУ Я. Вы не можете призывать этого Божественного Свидетеля без последствий, и раз вы поставили себя под его наставничество, то тем самым вы просите Сияющий Свет освещать и просвещать все темные углы вашего существования; сознательно вы призвали Божественную Справедливость Кармы замечать ваши побуждения, тщательно просматривать ваши действия и все заносить на ваш счет. Этот шаг настолько же необратим, как рождение ребенка. Никогда больше вы не сможете заставить себя вернуться обратно в состояние Авидьи и безответственности. Даже если вы убежите на край земли, спрячетесь от людских взоров или будете искать забвения в буйстве социального вихря, тот Свет будет находить вас и освещать каждую вашу мысль, слово и деяние. Все, что Е. П. Б. может сделать, это послать каждому серьезно устремленному среди вас свое самое искреннее братское сочувствие и надежду на благой результат ваших усилий. Тем не менее, не падайте духом, но дерзайте, всегда дерзайте[846], двадцать неудач исправимы, если за ними следует столько же несокрушимых устремлений ввысь. Разве не то же бывает, когда совершается восхождение на гору? Далее знайте, что если Карма безжалостно заносит в счет эзотерика такие плохие деяния, какие она у невежественного человека оставила бы без внимания, то все же равносильно правильно и то, что каждое из его добрых деяний, по причине его связи с Высшим Я, стократно усиливается как потенциальность добра.
Наконец, всегда держите в сознании уверенность, что хотя вы не видите никакого Учителя около вашей кровати и не слышите уловимого шепота в ночной тишине, все же эта Святая Сила около вас, Святой Свет светит в час духовной нужды и устремлений, и будет не вина УЧИТЕЛЕЙ или их смиренного рупора и слуги, если вследствие порочности или нравственной неустойчивости некоторые из вас отрежут себя от этих высших сил и вступят на ту наклонность, которая ведет к Авичи.
530]
ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ СТАТЕЙ I. II. III
Стр. 355
Ученики на Западе имеют очень слабое или даже не имеют никакого представления о силах, скрытых в Звуке, Акашных вибрациях, которые могут быть вызваны теми, кто понимает, как произносить определенные слова. Ом или «Ом Мани Падме Хум» находится в духовном родстве с космическими силами, но без знания натурального расположения или порядка, в каком стоят слоги, очень мало может быть достигнуто. «Ом», разумеется, есть Аум, который может быть произнесен как два, три или семь слогов, создавая различные вибрации.
Теперь, буквы, как голосовые звуки, не могут не соответствовать нотам музыки и поэтому также и числам и цветам; следовательно, также Силам и Таттвам. Тот, кто помнит, что Вселенная построена из Таттв, легко поймет кое-что о силе, которая может быть проявлена голосовыми звуками. Каждая буква в алфавите, независимо от того, разделен ли он на три, четыре или семь семерок или сорок девять букв, имеет свой собственный цвет или оттенок цвета. Тот, кто узнал цвета букв алфавита и соответствующие числа семи и сорока девяти цветов и оттенков на шкале планов и сил, и знает их соответственный порядок на семи планах, тот легко овладеет искусством приведения их в родство и взаимодействие. Но здесь возникает затруднение. Алфавиты Сензара и Санскрита, и другие оккультные языки, кроме других сил, имеют число, цвет и отдельный слог для каждой буквы, и то же самое имел древний Моисеевский еврейский язык. Но сколько таких учеников, которые знают какой-либо из этих языков? Поэтому, когда настанет время, будет достаточным обучать учеников только тем числам и цветам, которые закреплены за латинскими буквами (N.B. в латинском произношении, а не в англосаксонском, шотландском, ирландском). В настоящее время это было бы преждевременным.