Как говорит наш корреспондент: «С каждым днем я все более убеждаюсь в том, что в очень давние времена существовала могущественная цивилизация с 178] огромными знаниями, у которой был общий язык по всей земле, сущность которого можно установить по ныне существующим фрагментам».
Да, действительно, существовала могущественная цивилизация и еще более могущественная сокровенная ученость и знание, полные размеры которого никогда не могут быть открыты одною только Геометрией и «Каббалой», ибо к огромной входной двери существует семь ключей, и ни один, ни два ключа не смогут открыть этой двери достаточно, чтобы позволить сделать больше, как только метнуть взгляд на то, что там находится.
Каждый ученый должен знать, что существуют два четко различающихся стиля – две школы, так сказать – ясно различимые в еврейских Священных Писаниях: Элохистская и Иеговистская. Соответственно принадлежащие к этим школам части так слиты вместе, настолько совершенно перемешаны более поздними руками, что часто все внешние характерные признаки оказываются утерянными. Все же известно, что эти две школы были антагонистичны, что одна преподавала эзотерические, а другая – экзотерические, или теологические доктрины; что одни – элохисты – были Провидны (Рох), тогда как другие – иеговисты – были пророками (Набхи)[340], и что последние – которые впоследствии стали раввинами – обычно только номинально считались пророками в силу официального положения их, так же как римских пап называют непогрешимыми и вдохновенными наместниками Бога. И еще, что элохисты под словом «Элохимы» подразумевали «силы», отождествляя свое Божество, так же как в Тайной Доктрине, с Природой; тогда как иеговисты сделали из Иеговы личного Бога внешне, и употребляли этот термин как фаллический символ – причем некоторые из них тайно не верили даже в метафизическую абстрактную Природу и синтезировали все в земном применении. Наконец, элохисты сделали из человека божественный воплощенный образ Элохимов, эманированных первыми во всем Творении; а иеговисты показывают его последним, венцом животного творения, вместо того, чтобы быть главою всех разумных существ на земле. (Это перевернуто некоторыми каббалистами, но это перевертывание вызвано умышленно произведенной путаницей в текстах, особенно в первых четырех главах «Книги Бытия»).
Возьмем «Зохар» и отыщем в нем описание, относящееся к Эйн-Софу, западному или семитическому Парабрахману. Какой отрывок еще так близко подошел к ведантическому идеалу, как следующий:
Творение (эволюционировавшая Вселенная) есть одеяние того, что не имеет имени, одеяние, сотканное из собственной субстанции Божества[341].
179] Между тем, что есть Эйн или «ничто», и Небесным Человеком, однако, есть Безличная Первопричина, о которой сказано:
Прежде чем То дало какую-то форму этому миру, прежде чем То создало какую-то форму. То было одиноко, без формы или подобия чего-либо другого. Кто же тогда может постичь То, какое То было до творения, раз То было бесформенно? Потому запрещается представлять То какой-либо формою, подобием или даже священным именем Того, единою буквою или хотя бы единою точкою[342].
Однако, следующая фраза очевидно является более позднею вставкою, так как она привлекает внимание к полному противоречию:
И к этому слова («Второзаконие», VI, 15) относятся – «Вы не видели никакого образа в тот день, когда Господь вам говорил».
Но эта ссылка на главу IV «Второзакония», когда в главе V Бог упоминается как говорящий с народом «лицом к лицу», очень неуклюжа.
Ни одно из имен, данных Иегове в «Библии», не имеет никакого отношения к Эйн-Софу или Безличной Первопричине (которая является Логосом) «Каббалы»; но они все относятся к Эманациям.
Там сказано:
Ибо, хотя для того, чтобы открыться нам, сокровеннейший изо всех сокровенных выявил Десять Эманации (Сефиротов), называемых Формою Бога, формою Небесного Человека, все же вследствие того, что даже эта светящаяся форма была слишком ослепительна для нашего зрения, ему пришлось принять другую форму, или надевать другое одеяние, которое есть Вселенная. Поэтому Вселенная, или видимый мир, есть дальнейшее расширение Божественной Субстанции, и в Каббале называется «Одеянием Бога»[343].
Это – доктрина всех индусских «Пуран», в особенности «Вишну Пурана». Вишну пронизывает Вселенную и является этою Вселенною; Брама входит в Мировое Яйцо, и исходит из него как Вселенная; при этом Брама даже умирает с нею, и остается только Брахман, безличный, вечный, нерожденный, несказуемый. Эйн-Соф халдеев и впоследствии евреев несомненно является копией Ведического Божества, тогда как «Небесный Адам», Макрокосм, который объединяет в себе совокупность существ и является Esse видимой Вселенной, находит свой оригинал в Браме «Пуран». В «Sôd», «Тайне Закона», можно узнать выражения, употребляющиеся в древнейших фрагментах Гупта Видьи, Тайного Знания. И не будет слишком рискованно сказать, что даже раввин, вполне ознакомившийся со своим специально раввинистическим еврейским, лишь понял бы его секреты до конца, если бы он добавил к 180] своему знанию тщательное изучение индусских философий. Для примера обратимся к Станце I «Книги Дзиан».
«Зохар» предпосылает, так же как и Тайная Доктрина, существование всемирной, вечной Сущности, пассивной – потому что абсолютна – во всем, что люди называют атрибутами. Догенетическая или докосмическая Триада – это чистая метафизическая абстракция. Понятие о тройной ипостаси в единой Непознаваемой Божественной Сущности так же старо, как речь и мысль. Хираньягарбха, Хари и Шанкара – Творец, Сохранитель и Разрушитель – суть три проявляемые атрибута ее, которые появляются и исчезают вместе с Космосом; видимый Треугольник, так сказать, на плоскости всегда невидимого Круга. Это первая коренная мысль думающего Человечества, это Пифагорейский Треугольник, эманирующий из всегда сокрытой Монады, или Центральной Точки.
Об этом говорит Платон, и Плотин называет это древней доктриной, на что Кудворт замечает, что:
Так как Орфей, Пифагор и Платон, которые все утверждали Троицу божественных ипостасей, бесспорно взяли свою доктрину от египтян, то разумно будет подозревать, что египтяне поступили подобным же образом раньше их[344].
Египтяне, несомненно, взяли свою Троицу от индийцев. Правильно говорит Уильсон:
Однако, так как греческое изложение и изложение египтян гораздо более перепутаны и неудовлетворительны, нежели изложение индусов, то наиболее вероятно, что мы находим у них доктрину в ее наиболее первоначальной, так же как и в наиболее методической и значительной форме[345].
Тогда это и есть значение:
«Едина Тьма наполняла Беспредельное Все, ибо Отец, Матерь и Сын еще раз были Одно»[346].
Пространство было и есть всегда, как оно есть между Манвантарами. Вселенная в своем докосмическом состоянии еще раз была однородна и едина – вне своих аспектов. Это было каббалистическое, а теперь – христианское учение.
Как постоянно указывается в «Зохаре», Бесконечное Единство, или Эйн-Соф, всегда помещается за пределами человеческой мысли и постижения и в «Сефер Иецире» мы видим Дух Божий – Логоса, но не само Божество – названный Единым.
181]
Един Дух Бога живого, ...который живет вечно. Голос, Дух, (от Духа), и Слово: это есть Святой Дух[347],
– и Четверка. Из этого Куба эманирует весь Космос.
Тайная Доктрина гласит:
«Он вызван к жизни. Мистический Куб, в котором покоится Творческая Идея, появляющаяся Мантра (или артикулированная речь – Вак (и святой Пуруша) оба являются излучениями первичной материи) существуют в Вечности в Божественной Субстанции в своем латентном состоянии в течение Пралайи».
И в «Сефер Иецире», когда эти Трое-в-Одном должны быть вызваны в бытие – проявлением Шекины, первым сиянием или излучением в проявляющемся Космосе – «Дух Божий», или Число Один[348], оплодотворяет и пробуждает двойную Мощь, Число Два, Воздух, и Число Три – Воду; в них «тьма и пустота, слизь и навоз» – что есть Хаос, Тоху-Вах-Боху. Воздух и Вода эманируют Число Четыре, Эфир, или Огонь, Сына. Это – каббалистическая Четверка. Это Четвертое Число, которое в проявленном Космосе есть Единый, или Творящий Бог, у индусов является «Старцем», Санат’ом, Праджапати «Вед» и Брамой браминов – небесным Андрогином, так как он становится мужским только после разделения себя на два тела – Вак и Вирадж. У каббалистов он сперва Jah-Havah, и только позже становится Jehovah, подобно Вирадж, своему прототипу; разделившись как Адам Кадмон в Адама и Еву в бесформенном, и в Каина-Авеля в полуобъективном мире, он становится, наконец, Jah-Havah, или мужчиной и женщиной, в Енохе, сыне Сета.
Ибо истинное значение составного названия Иегова – из которого, удалив из него гласные, можно сделать почти все, что угодно – есть: мужчины и женщины или человечество, составленное из двух полов. С первой главы до конца четвертой главы «Книги Бытия» каждое имя является пермутацией другого имени, и каждый персонаж в то же самое время является еще кем-то. Каббалист прослеживает Иегову от Адама от земли до Сета, третьего сына – вернее, расы – от Адама[349]. Итак, Сет есть Иегова мужской; и Енос, 182] будучи пермутацией Каина и Авеля, есть Иегова мужской и женский или наше человечество. Индусские Брама-Вирадж, Вирадж-Ману, и Ману-Вайвасвата со своею дочерью и женою Вак представляют собою величайшую аналогию этих персонажей – для каждого, кто потрудится изучить этот предмет как в «Библии», так и в «Пуранах». О Браме сказано, что он сотворил себя в качестве Ману, и что он родился от своего первоначального Я и был тождественен с ним, в то время как образовал женскую часть «Шата-рупа» (сто-форменная). В этой индусской Еве, «матери всех живых существ», Брама сотворил Вирадж, который есть он сам, но на более низкой ступени, как и Каин есть Иегова на более низкой ступени: оба суть первые мужские особи Третьей Расы. Та же самая идея пояснена в еврейском имени Бога (הוהי). Читайте справа налево, «Иод» (י) есть отец, «Хе» (ה) мать, «Вау» (ו) сын, «Хе» (ה), повторенное в конце слова, есть порождение, акт рождения, материальность. Это наверняка является достаточной причиной, почему Бог евреев и христиан должен быть личным, настолько же как мужские Брама, Вишну или Шива ортодоксального, экзотерического индуса.