Смекни!
smekni.com

Iii] тайная доктрина синтез науки, религии, и философии (стр. 56 из 160)

Над Водами было мощное Дыхание Элохимов (творящих Дхиан-Коганов). Над Дыханием появился Свет, и над Светом – Слово ... которое его сотворило.

В самом деле, все наоборот: именно Изначальный Свет создает Слове, или Логоса, Который в Свою очередь создает физический свет. Чтобы доказать и иллюстрировать то, что он говорит, он приводит следующую фигуру:

Посмотрев на этот рисунок, любой восточный оккультист не поколеблется, чтобы назвать его магической фигурой «левой руки». Он совершенно перевернут и изображает собою третью стадию религиозной мысли, распространенную в Двапара Юге, когда единый принцип уже разделился на мужское и женское, и человечество приблизилось к падению в материальность, 226] что приводит к Кали Юге. Изучающий Восточный Оккультизм, начертил бы эту фигуру так:

Ибо Тайная Доктрина учит нас, что восстановление Вселенной происходит следующим образом: В периоды нового зарождения вечное Движение становится Дыханием; из Дыхания возникает изначальный Свет, через сияние которого проявляется Вечная Мысль, сокрытая во тьме, и это становится Словом (Мантрой).[419] Это есть То (Мантра, или Слово), из которого все Это (Вселенная) получило существование.

Далее Элифас Леви говорит:

Это [сокрытое Божество] излучило луч в Вечную Сущность [Воды Пространства] и, оплодотворив тем первоначальный зародыш, Сущность расширилась,[420] порождая Небесного Человека, из ума которого родились все формы.

«Каббала» говорит почти то же самое. Чтобы узнать, чему она действительно учит, нужно перевернуть тот порядок, в каком изложил это Элифас Леви, заменив слово «над» словом «в», так как в Абсолюте определенно не может быть никакого «над» или «под». Вот что он говорит:

Над водами могущественное дыхание Элохимов; над Дыханием Свет; над Светом Слово, или Речь, которая создала его. Мы видим здесь сферы эволюции: души (?), гонимые из темного центра [Тьмы] к сияющей окружности. На дне самого низшего круга находится Тоху-вах-боху, или хаос, который предшествовал всему проявлению (Naissances – зарождение), затем область Воды; затем Дыхание; затем Свет и, наконец, Слово.

227] Построение вышеприведенных предложений показывает, что ученый аббат имел определенную склонность антропоморфизировать творение, даже если последнее пришлось бы формировать из предшествующего материала, как это довольно ясно показывает «Зохар».

Вот как этот «великий» западный каббалист выпутывается из затруднения: он молчит о первой стадии эволюции и выдумывает второй Хаос. Так он говорит:

Тоху-вах-боху есть латинский Limbus, или сумерки утра и вечера жизни.[421] Он находится в постоянном движении[422], он разлагается непрерывно[423], и труд разложения ускоряется, так как мир продвигается к возрождению[424]. Тоху-вах-боху евреев не есть в точности тот беспорядок, который греки называют Хаосом и описание которого мы находим в начале «Метаморфоз» Овидия, это есть нечто большее и более глубокое; это есть основание религии, это есть философское подтверждение нематериальности Бога.

Скорее это – подтверждение материальности личного Бога. Если человеку надо искать своего Бога в Гадесе древних – ибо Тоху-вах-боху или Лимбус греков есть Зал Гадеса – то нечего больше удивляться обвинениям, выдвигаемым Церковью против «ведьм» и колдунов, знатоков западного Каббализма, что они обожают козла Мендеса или дьявола, персонифицируемого некоторыми привидениями и Элементалами. Но перед лицом той задачи, которую поставил перед собою Элифас Леви – задачи примирения еврейской Магии с Римским духовенством, он ничего другого не мог сказать.

Затем он объясняет первую фразу из «Книги Бытия»:

Отложим в сторону обычный перевод священных текстов и посмотрим, что скрыто в первой главе «Книги Бытия».

Затем он приводит еврейский текст совершенно правильно, но транслитерует его так:

Bereschith Вага Eloim uth aschamam ouatti aares ouares ayete Tohu-vah-bohu. ... Ouimas Elci rai avur ouiai aour.

И затем он объясняет:

Первое слово «Bereschith» означает «генезис», слово, равнозначащее «природе».

228] «Акту зарождения или производства», утверждаем мы; а не «природе». Затем он продолжает:

Эта фраза в «Библии» неправильно переведена. Это не «в начале», ибо оно должно быть в стадии порождающей силы,[425] что таким образом исключило бы всякую идею об ex-nihilo ... так как ничто не может производить что-то. Слово «Элоим» или «Элохим» означает порождающие Силы, и таков оккультный смысл первого стиха. ... «Берешит» («природа» или «генезис»), «Бара» («сотворил») «Элоим» («силы») «Атхат-ашамаим» («небеса») «Оуат» и «оарис» («землю»): то есть «Порождающие потенции творили неограниченно (вечно[426]) те силы, которые являются уравновешенными противоположениями, что мы называем небом и землею, подразумевая пространство и тела, летучее и закрепленное, движение и вес.

Однако это, даже если оно правильно, изложено слишком туманно, чтобы быть понятным незнающему каббалистического учения. Но только его объяснения неудовлетворительны и вводят в заблуждения – в его опубликованных трудах они еще хуже – но его еврейская транслитерация совсем неправильна: она мешает исследователю, который хотел бы сам сравнивать это с эквивалентными символами и числами слов и букв еврейского алфавита, находить то, что он мог бы найти, если бы эти слова были правильно переданы французской транслитерацией.

Будучи сопоставлена даже с экзотерической индусской Космогонией, философия, которую Элифас Леви выдает за каббалистическую, есть просто мистический Римский Католицизм, приспособленный к христианской «Каббале». Его «Histoire de la Magie» ясно показывает это и также раскрывает его цель, которую он даже не пытается скрыть. Ибо в то время, как он вместе со своей Церковью уверяет, что

Христианская религия заставила замолчать изрекающих ложь оракулов и язычников и положила конец престижу ложных богов,[427]

он обещает доказать в своем труде, что действительная Sanctum Regnum, великое Магическое Искусство есть в той звезде Вифлеема, которая вела трех магов на поклонение Спасителю Мира. Он говорит:

Мы докажем, что изучение священной Пентаграммы должно было привести всех магов к познанию нового имени, которое должно быть вознесено выше всех имен и перед которым каждое существо способное на поклонение, должно преклонить свои колени.[428]

229] Это показывает, что «Каббала» Элифаса Леви есть мистическое Христианство, а не Оккультизм, ибо Оккультизм всемирный и не знает разницы между «Спасителями» (или великими Аватарами) нескольких древних народов. Элифас Леви не является исключением в проповедовании Христианства под маской Каббализма. Он был бесспорно «величайшим представителем современной Оккультной Философии» в том виде, как она изучается в римско-католических странах вообще, где она приспособлена к предубеждениям изучающих христиан. Но он никогда не учил настоящей всемирной «Каббале» и менее всего – Восточному Оккультизму. Пусть изучающий сравнивает западное и восточное учения и пусть посмотрит, нужно ли философии «Упанишад» «еще достигать области восприятия» этой западной системы. Каждый имеет право защищать ту систему, которой он отдает предпочтение, но занимаясь этим, нет необходимости набрасывать пятна на систему своего брата.

Ввиду великого сходства между многими основными «истинами» Христианства и «мифами» Браманизма, в последнее время предпринимались серьезные попытки доказать, что «Бхагавад Гита» и большинство «Брахман» и «Пуран» появилось значительно позднее, нежели Моисеевы Книги и даже «Евангелия». Но если бы было возможно достичь насильственного успеха в этом направлении, то все равно такие доказательства не могут достичь своей цели, потому что остается «Риг Веда». Будучи приближенной к наиболее современным границам приписываемой ей эпохи, она все равно перекрывает по давности «Пятикнижие», которое по общему признанию более позднее.

Востоковеды хорошо знают, что они не могут отделаться от вех, по которым проследовали все последующие религии, установленных в той «Библии Человечества», называемой «Риг Ведой». Именно здесь на самой заре разумного человечества были заложены камни основания всех вероучений и религий, всех храмов и церквей, построенных от первого до последнего; и они все еще тут. Общемировые «мифы», олицетворения божественных и космических Сил, первичных и вторичных, и исторические персонажи всех – как ныне существующих так и угасших – религий, находимы в семи главных Божествах и в их 330 000 000 соотношениях «Риг Веды», и те Семеро, с добавочными миллионами, суть Лучи единой беспредельной Единицы.

Но к ЭТОМУ никогда не может быть вознесено поклонение профанов. Это может быть только «предметом наиболее абстрактной медитации, каковую практикуют индусы для того, чтобы достичь слияния с ним». В начале каждой «зари» «Творения» вечный свет – который есть тьма – принимает аспект так называемого Хаоса; хаоса для человеческого разума; вечного Корня для сверхчеловеческого, или духовного чувства.

230] «Озирис есть черный Бог». Это были те слова, которые произносились «тихим голосом» при Посвящении в Египте, потому что Озирис Нумен есть тьма для смертного. В этом Хаосе образовались «Воды», Матерь Изида, Адити и т. д. Они суть те «Воды Жизни», в которых первоначальные зародыши создаются – или, скорее, вновь пробуждаются – изначальным Светом. Пурушоттама, или Божественный Дух; в своем качестве Нараяны, Витающего над Водами Пространства, оплодотворяет и вливает Дыхание жизни в этот зародыш, который становится «Золотым Мировым Яйцом», в котором создается мужской Брама[429] и из него появляется первый Праджапати. Господь Существ, и становится прародителем человечества. И хотя это не он, но Абсолют, про которого сказано, что он содержит Вселенную в Себе, все же обязанность мужского Брамы проявить ее в видимой форме. Отсюда вытекает, что он должен быть связан с произведением пород, и принимает, подобно Иегове и другим мужским Богам в последующем антропоморфизме, фаллический символ. В лучшем случае, каждый такой мужской Бог, «Отец» всего, становится «Прототипным Человеком». Между ним и Бесконечным Божеством простирается бездна. В теистических религиях личных Богов, последние деградированы с абстрактных Сил в физические потенции. Вода Жизни – «Глубь» Матери Природы – в антропоморфических религиях рассматривается в ее земном аспекте. Посмотрите, какою святою она становится посредством богословской магии! Она считается священной и обожествляется ныне, как и в старину, почти во всех религиях. Но если христиане пользуются ею в качестве духовного очистителя при крещении и молитве, если индусы почитают свои священные потока, пруды и реки, если парсы, магометане н христиане одинаково верят в ее действенность, то, наверное, эта стихия должна иметь какое-то большое и оккультное значение. В Оккультизме она означает Пятый Принцип Космоса в низшей семеричности: ибо вся видимая Вселенная была построена Водою, говорят каббалисты, которые знают разницу между двумя водами – «Водами Жизни» и Водами Спасения – так спутанные вместе в догматических религиях. «Царь Проповедник» говорит о самом себе: